Музыка, 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Правдинский муниципальный округ

МБОУ "Средняя школа поселка Домново"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора

______________Григорьева О.Б.

______________Телятник П.А.

Протокол №0
от "28" августа 2022 г.

Приказ №0
от "28" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2693918)
учебного предмета
«Музыка»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гузова Татьяна Николаевна
учитель

Домново 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Репертуар

всего контрольные практические для слушания
работы
работы

для пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Классическая музыка
1.1.

Русские
композиторыклассики

1

0

0

Тайна рождения песни. Многообразие
жанров вокальной музыки.
Музыкальные произведения по выбору:
исполнение С. Т. Рихтера, С. Я.
Лемешева, И. С. Козловского, М.
Л.Ростропович

-

-

02.09.2022
08.09.2022

Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами из
их биографии. Слушание
музыки. Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных образов,
музыкальновыразительных средств.
Наблюдение за
развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;

Письменный
контроль;
Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

1.2.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

1

0

1

Ведущие музыкальные инструменты
симфонического оркестра.
Музыкальные произведения по выбору:
Ф. Мендельсон. Концерт для
скрипки с оркестром; К. Сен-Санс.
Концерт № 1 для виолончели

-

-

09.09.2022
15.09.2022

«Паспорт
инструмента» —
исследовательская
работа, предполагающая
описание внешнего вида
и особенностей звучания
инструмента, способов
игры на нём;
Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

Итого по модулю

2

Модуль 2. Музыка театра и кино

2.1.

Балет.
Хореография —
искусство танца

Итого по модулю

5

5

Модуль 3. Музыкальная грамота

0

0

Сюжет музыкального спектакля.
Фильмы-сказки. Музыкальные
произведения по выбору: «Морозко»
(режиссер А. Роу, композитор Н.
Будашкина), «После дождичка в
четверг» (режиссер М. Юзовский,
композитор Г. Гладков), «Приключения
Буратино» (режиссер Л. Нечаев,
композитор А. Рыбников)
Музыка в мультфильмах. Музыкальные
произведения по выбору: М. П.
Мусоргский. «Картинки с выставки» из
мультфильма «Картинки с выставки»
(1984); П. И. Чайковский. «Детский
альбом» из мультфильма «Детский
альбом» (1976), мультфильм
«Щелкунчик» (1973); музыкальные
характеристики героев в
мультфильмах российских режиссерованиматоров В. Котеночкина, А.
Татарского, А. Хржановского, Ю.
Норштейна, Г.
Бардина, А. Петрова и др. «Ну, погоди»
(А. Державин, А. Зацепин),
«Приключения Кота Леопольда» (Б.
Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена
и Чебурашка» (В. Шаинский)
Опера и балет. Музыкальные
произведения на выбор: М. И. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»; Н. А.
Римский-Корсаков. Балет «Снегурочка»
Оперетта и мюзикл. Музыкальные
произведения на выбор: И. Штраус
оперетта "Летучая мышь"; Э. Уэббер.
Мюзикл «Кошки». Увертюры к опере,
балету, мюзиклу.
Музыкальные произведения по выбору:
М. И. Глинка. Увертюра из
оперы «Руслан и Людмила»; Ф.
Мендельсон. Увертюра "Сон в
летнюю ночь"

-

16.09.2022
20.10.2022

Просмотр и обсуждение
видеозаписей —
знакомство
с несколькими яркими
сольными номерами и
сценами из балетов
русских композиторов.
Музыкальная викторина
на знание балетной
музыки.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

3.1.

Тональность.
Гамма

Итого по модулю

1

0

0

Мелодический рисунок

-

-

21.10.2022
27.10.2022

Определение на слух
устойчивых звуков. Игра
«устой — неустой».
Пение упражнений —
гамм с названием нот,
прослеживание по
нотам. Освоение понятия
«тоника». Упражнение
на допевание неполной
музыкальной фразы до
тоники «Закончи
музыкальную фразу».;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

1

Музыка о красоте родной земли и
красоте человека. Музыкальные
произведения по выбору: С.
Рахманинов. «Весенние воды» на слова
Ф. И. Тютчева, «В молчаньи ночи
тайной» на слова А. А. Фета, «Здесь
хорошо», «Ночь печальна Полонез,
мазурка, вальс. Музыкальные
произведения по выбору: полонез ля
мажор Ф. Шопена; Г. Струве «Полонез
дружбы»; Вальсы Ф Шопена: си минор,
ми минор, ми бемоль мажор; мазурки
Ф. Шопена: № 47 (ля минор),
№ 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль
мажор)

Катюша.
Слова М.
Исаковского
Музыка М.
Блантера
Песенка
фронтового
шофёра. Слова
Б. Ласкина
Музыка
Б.Мокроусова

-

11.11.2022
24.11.2022

Чтение учебных и
Письменный
художественных текстов, контроль;
посвящённых военной
Устный опрос;
музыке. Слушание,
исполнение
музыкальных
произведений военной
тематики. Знакомство с
историей их сочинения и
исполнения.;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

0

Многообразие жанров народных песен.
Музыкальные произведения по выбору:
«Ой, мороз, мороз», «Тройка»,
«Полюшко-поле»; Музыка
А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова
И. Козлова); В. Комраков. «Прибаутки»
(слова народные); А. Абрамов.
«Реченька» (слова Е.
Карасёва)

«Вечерний
звон» (слова
И. Козлова)

-

25.11.2022
01.12.2022

Разучивание, исполнение Письменный
образцов традиционного контроль;
фольклора своей
Устный опрос;
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторов-земляков.;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

1

Модуль 4. Музыка в жизни человека
4.1.

Музыка на войне,
музыка о войне

Итого по модулю

2

0

2

Модуль 5. Народная музыка России
5.1.

Край, в котором
ты живёшь

1

0

5.2.

Сказки, мифы и
легенды

2

0

1

Музыкальность поэзии А. С. Пушкина.
Музыкальные произведения по выбору:
М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное
мгновенье» (ст. А. Пушкина); Г. В.
Свиридов. «Метель» («Осень»); П. И.
Чайковский. Опера «Золотой петушок»;
М. И. Глинка. Опера «Руслан и
Людмила» Оперы-сказки русских
композиторов. Музыкальные
произведения по выбору: М. И. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»; Н. А.
Римский-Корсаков. Оперы
«Снегурочка», «Золотой
петушок»; П. И. Чайковский.
«Черевички»

-

-

02.12.2022
15.12.2022

Знакомство с манерой
Письменный
сказывания нараспев.
контроль;
Слушание сказок, былин, Устный опрос;
эпических сказаний,
рассказываемых
нараспев.;
Создание иллюстраций к
прослушанным
музыкальным
и литературным
произведениям.;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

5.3.

Жанры
музыкального
фольклора

2

0

0

Инструменты русского народного
оркестра. Музыкальные произведения
по выбору: И. П. Ларионов. «Калинка»;
«Колокольчик» (сл. И. Макарова); М.
Матвеев. «Матушка, матушка, что во
поле пыльно» Лирические песни в
русской музыкальной традиции.

И. П.
Ларионов.
«Калинка»

-

16.12.2022
27.12.2022

Различение на слух
контрастных по
характеру фольклорных
жанров: колыбельная,
трудовая, лирическая,
плясовая. Определение,
характеристика
типичных элементов
музыкального языка
(темп, ритм, мелодия,
динамика и др.), состава
исполнителей.;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

5.4.

Народные
праздники

3

0

1

Народный театр. Народные и духовные
песнопения.
Музыкальные произведения по выбору:
М. И. Глинка. «Камаринская»; И. П.
Ларионов. «Калинка»; «Вот мчится
тройка почтовая» в исп. М. Вавича; А.
Гурилёв. «Домик-крошечка» (сл. С.
Любецкого). «Вьется ласточка
сизокрылая» (сл. Н. Грекова).
«Колокольчик» (сл. И. Макарова); М.
Матвеев. «Матушка, матушка, что во
поле пыльно» Народные и церковные
праздники: музыкальные образы.
Музыкальные произведения по выбору:
«Ай, как мы масленицу дожидали»,
«Полянка», «Проводы зимы»,
«Березонька кудрявая, кудрявая,
моложавая»

«Ай, как мы
масленицу
дожидали»

-

13.01.2023
02.02.2023

Знакомство с
Практическая
праздничными
работа;
обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня
у различных
народностей Российской
Федерации.;
Участие в народных
гуляньях на улицах
родного города, посёлка;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

5.5.

Фольклор народов
России

1

0

0

Народные мелодии в обработке
композиторов

-

-

03.02.2023
09.02.2023

Знакомство с
особенностями
музыкального фольклора
различных народностей
Российской Федерации.
Определение
характерных черт,
характеристика
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

5.6.

Фольклор в
1
творчестве
профессиональных
музыкантов

0

0

Музыкальные образы в балетах И. Ф.
Стравинского. Музыкальные
произведения по выбору: И. Ф.
Стравинский. Балеты: «Петрушка»,
«Жар-птица», «Байка»

-

-

10.02.2023
16.02.2023

Диалог с учителем о
значении
фольклористики. Чтение
учебных, популярных
текстов о собирателях
фольклора.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

0

0

Мелодическое движение и интервалы

-

-

17.02.2023
22.02.2023

Определение на слух
типа фактуры
аккомпанемента
исполняемых песен,
прослушанных
инструментальных
произведений.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

24.02.2023
02.03.2023

Сравнение интонаций,
жанров, ладов,
инструментов других
народов с фольклорными
элементами народов
России.;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

Итого по модулю

10

Модуль 6. Музыкальная грамота
6.1.

Гармония

Итого по модулю

1

1

Модуль 7. Музыка народов мира
7.1.

Музыка народов
Европы

1

0

1

Фольклор и музыкальные традиции
наших соседей. Музыка Белоруссии,
Прибалтики. Музыкальные
произведения по выбору: "Косил Ясь
конюшину" в исп. группы Песняры; Р.
Паулс "Колыбельная", латышская
народная песня «Вей ветерок»

Р. Паулс
"Колыбельная"

7.2.

Музыка Испании и 0
Латинской
Америки

0

0

-

-

-

-;

-;

-

7.3.

Музыка США

0

0

-

-

-

-;

-;

-

0

7.4.

Музыка Японии
и Китая

1

0

0

Музыка Средней Азии. Музыка Японии
и Китая. Музыкальные
произведения по выбору: казахские
народные песни «Богенбай батыр»,
«Сабалак»; японская народная песня
«Вишня»; китайская народная песня
"Жасмин"

-

-

03.03.2023
09.03.2023

Знакомство с
особенностями
музыкального фольклора
народов других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

7.5.

Певец своего
народа

1

0

0

Выразительность музыкальной речи:
интонация. Музыкальные
произведения по выбору: А. П.
Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2;
П. И. Чайковский. Вариации на тему
рококо для виолончели с оркестром; С.
В. Рахманинов. «Сирень», Элегическое
трио для фортепиано, скрипки и
виолончели

-

-

10.03.2023
16.03.2023

Знакомство с
творчеством
композиторов.
Сравнение их сочинений
с народной музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

Итого по модулю

3

Модуль 8. Классическая музыка
8.1.

Симфоническая
музыка

1

0

0

М. И. Глинка. Гармония оркестра.
Музыкальные произведения по
выбору: увертюры «Арагонская хота»,
«Ночь в Мадриде», симфонические
фантазии «Камаринская», «Вальсфантазия»

-

-

17.03.2023
23.03.2023

Слушание фрагментов
симфонической музыки.
«Дирижирование»
оркестром.;
Музыкальная викторина;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
творческая
работа;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

8.2.

Европейские
композиторыклассики

1

0

0

Особенности камерной музыки.
Музыкальные произведения по
выбору: Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре
бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс № 10 (си минор).
Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка
№ 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа
минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез
(ля мажор); Этюд № 12 (до минор)

-

-

07.04.2023
13.04.2023

Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами из
их биографии. Слушание
музыки. Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных образов,
музыкальновыразительных средств.
Наблюдение за
развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;

Письменный
контроль;
Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

8.3.

Мастерство
исполнителя

Итого по модулю

1

0

0

Рисование образов программной
музыки

-

-

14.04.2023
20.04.2023

Знакомство с
творчеством
выдающихся
исполнителей
классической музыки.
Изучение программ,
афиш консерватории,
филармонии.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

3

Модуль 9. Современная музыкальная культура
9.1.

Джаз

0.5

0

0

Музыкальная обработка классических
произведений

-

-

21.04.2023
24.04.2023

Знакомство с
творчеством джазовых
музыкантов. Узнавание,
различение на слух
джазовых композиций в
отличие от других
музыкальных стилей и
направлений.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

9.2.

Исполнители
современной
музыки

0.5

0

0

Музыкальная обработка классических
произведений

-

-

25.04.2023
27.04.2023

Просмотр видеоклипов
современных
исполнителей.
Сравнение их
композиций с другими
направлениями
и стилями (классикой,
духовной, народной
музыкой).;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

0

0

Элементы двухголосия

-

-

28.04.2023
04.05.2023

Определение на слух
устойчивых звуков. Игра
«устой — неустой».
Пение упражнений —
гамм с названием нот,
прослеживание по
нотам. Освоение понятия
«тоника». Упражнение
на допевание неполной
музыкальной фразы до
тоники «Закончи
музыкальную фразу».;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1

Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.

Тональность.
Гамма

1

10.2.

Ритмический
рисунок

Итого по модулю

1

0

1

Музыкальные вариации. Музыкальные
произведения по
выбору: инструментальные и
оркестровые вариации Й. Гайдна, В.
А. Моцарта, Л. ван Бетховена, М. И.
Глинки

-

-

05.05.2023
11.05.2023

Игра «Ритмическое эхо», Практическая
прохлопывание ритма по работа;
ритмическим карточкам,
проговаривание
с использованием
ритмослогов.
Разучивание, исполнение
на ударных
инструментах
ритмической партитуры.;
Слушание музыкальных
произведений с ярко
выраженным
ритмическим рисунком,
воспроизведение
данного ритма по памяти
(хлопками).;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

0

0

Диалог культур

-

-

12.05.2023
18.05.2023

Знакомство с
творчеством
композиторов.
Сравнение их сочинений
с народной музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

2

Модуль 11. Музыка народов мира
11.1.

Диалог культур

Итого по модулю

1

1

Модуль 12. Классическая музыка

Устный опрос;

12.1.

Русские
композиторыклассики

1

0

0

Композитор – имя ему народ.
Музыкальные произведения по
выбору: П. Чайковский. «Я ли в поле да
не травушка была» (ст. И.
Сурикова); Н. Римский-Корсаков.
Опера "Снегурочка" ("Пляска
скоморохов"); А. Гурилёв. «Домиккрошечка» (сл. С. Любецкого).
«Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н.
Грекова). «Колокольчик» (сл. И.
Макарова); М. Матвеев. «Матушка,
матушка, что во поле пыльно»; М.
Глинка. Опера «Иван Сусанин» (хор
«Разгулялися, разливалися»)

-

-

19.05.2023
25.05.2023

Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами из
их биографии. Слушание
музыки. Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных образов,
музыкальновыразительных средств.
Наблюдение за
развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

12.2.

Европейские
композиторыклассики

1

0

0

Знаменитые скрипачи и скрипичные
мастера. Музыкальные произведения
по выбору: исполнительское творчество
А. Вивальди, А. Корели, Н. Паганини,
Н. Кавакос; П. И. Чайковский. Концерт
для скрипки с оркестром ре мажор; Л.
ван Бетховен. Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; И. Брамс. Концерт
для скрипки с оркестром ре мажор

М. Матвеев.
«Матушка,
матушка, что
во поле
пыльно»

-

26.05.2023
28.05.2023

Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами из
их биографии. Слушание
музыки. Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных образов,
музыкальновыразительных средств.
Наблюдение за
развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

12.3.

Мастерство
исполнителя

Итого по модулю

1

1

0

Знаменитые виолончелисты.
Музыкальные произведения по
выбору: исполнительское творчество
М. Растроповича, П. Казальс, Н. Андре,
В. Максимова; К. Сен-Санс. Концерт
для виолончели с оркестром № 1; Й.
Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с
оркестром

-

-

0

0

-

-

-

1

6

29.05.2023
31.05.2023

Знакомство с
творчеством
выдающихся
исполнителей
классической музыки.
Изучение программ,
афиш консерватории,
филармонии.;

Контрольная
работа;

http://schoolcollection.
edu.ru/catalog/

-;

-;

-

3

Модуль 13. Современная музыкальная культура
13.1.

Исполнители
современной
музыки

0

Итого по модулю

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Тайна рождения песни. Многообразие 1
жанров вокальной музыки.
Музыкальные произведения по
выбору: исполнение С.Т. Рихтера, С.
Я.Лемешева, И. С.Козловского, М.
Л.Ростропович

0

0

02.09.2022 Устный опрос;

2.

Ведущие музыкальные инструменты
симфонического оркестра.
Музыкальные произведения по
выбору: Ф.Мендельсон. Концерт для
скрипки с оркестром; К. Сен-Санс.
Концерт № 1 для виолончели

1

0

0

09.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

3.

М. И. Глинка.Гармония оркестра.
Музыкальные произведения по
выбору: увертюры«Арагонская
хота»,«Ночь в
Мадриде»,симфонические
фантазии«Камаринская»,«Вальсфантазия»

1

0

0

16.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.

Многообразие жанров народных
1
песен.Музыкальные произведения по
выбору: «Ой, мороз,мороз»,
«Тройка»,«Полюшко-поле»;Музыка
А. Алябьева.«Вечерний звон» (слова
И. Козлова); В.Комраков.«Прибаутки»
(слова народные); А.
Абрамов.«Реченька» (слова
Е.Карасёва)

0

0

23.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

5.

Музыкальность поэзии А. С.
1
Пушкина.Музыкальные произведения
по выбору: М. И. Глинка.Романс «Я
помню чудное мгновенье» (ст.А.
Пушкина); Г. В.Свиридов.
«Метель»(«Осень»); П. И.Чайковский.
Опера«Золотой петушок»; М.И.
Глинка. Опера«Руслан и Людмила»

0

1

30.09.2022 Практическая
работа;

6.

Мелодический рисунок

1

0

0

07.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

7.

Мелодическое движение и интервалы

1

0

0

14.10.2022 Письменный
контроль;

8.

Элементы двухголосия

1

0

0

21.10.2022 Письменный
контроль;

9.

Музыка о красоте родной земли и
красоте человека. Музыкальные
произведения по выбору: С.
Рахманинов.«Весенние воды» на
слова Ф. И. Тютчева,«В молчаньи
ночи тайной» на слова А. А.Фета,
«Здесь хорошо»,«Ночь печальна»

1

0

1

11.11.2022 Практическая
работа;

10. Полонез, мазурка,вальс. Музыкальные 1
произведения по выбору: полонез ля
мажор Ф. Шопена; Г.Струве «Полонез
дружбы»; Вальсы Ф.Шопена: си
минор, ми минор, ми бемоль мажор;
мазурки Ф.Шопена: № 47 (ля минор),
№ 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль
мажор)

0

0

18.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

11. Особенности камерной музыки.
Музыкальные произведения по
выбору: Ф. Шопен.Вальс № 6 (ре
бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс №10 (си минор).
Мазурка№ 1. Мазурка № 47.Мазурка
№ 48. Полонез(ля мажор). Ноктюрн
фа минор. Этюд № 12(до минор).
Полонез(ля мажор); Этюд № 12(до
минор)

1

0

0

25.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

12. Рисование образов программной
музыки

1

0

0

02.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

13. Знаменитые скрипачи и скрипичные
1
мастера. Музыкальные произведения
по выбору:исполнительское
творчество А.Вивальди, А. Корели,Н.
Паганини, Н.Кавакос; П.
И.Чайковский. Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; Л.ван Бетховен.
Концерт для скрипки с оркестром ре
мажор; И.Брамс. Концерт для скрипки
с оркестром ре мажор

0

1

09.12.2022 Исследовательская;
творческая работа;

14. Знаменитые виолончелисты.
1
Музыкальные произведения по
выбору:исполнительское творчество
М.Растроповича, П.Казальс, Н. Андре,
В.Максимова; К. Сен-Санс. Концерт
для виолончели с оркестром № 1;
Й.Гайдн. Концерт № 1 для виолончели
с оркестром

0

0

16.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

15. Музыкальная обработка классических 1
произведений

0

0

23.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

16. Народные и духовные песнопения.
1
Музыкальные произведения по
выбору: М. И. Глинка.«Камаринская»;
И. П.Ларионов. «Калинка»;«Вот
мчится тройка почтовая» в исп.
М.Вавича; А. Гурилёв.«Домиккрошечка» (сл.С. Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая»(сл. Н.
Грекова).«Колокольчик» (сл.
И.Макарова); М.Матвеев.
«Матушка,матушка, что во поле
пыльно»

0

1

13.01.2023 Практическая
работа;

17. Народные и церковные
праздники:музыкальные образы.
Музыкальные произведения по
выбору: «Ай, как мы масленицу
дожидали»,«Полянка», «Проводы
зимы», «Березонька кудрявая,
кудрявая,моложавая»

1

0

1

20.01.2023 Практическая
работа;

18. Инструменты русского народного
1
оркестра. Музыкальные произведения
по выбору: И. П.Ларионов.
«Калинка»;«Колокольчик» (сл.
И.Макарова); М.Матвеев.
«Матушка,матушка, что во поле
пыльно»

0

0

27.01.2023 Письменный
контроль;

19. Лирические песни в русской
музыкальной традиции.

1

0

0

03.02.2023 Устный опрос;

20. Народный театр

1

0

0

10.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

21. Народные мелодии в обработке
композиторов

1

0

0

17.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

22. Оперы-сказки русских композиторов.
Музыкальные произведения по
выбору: М. И. Глинка.Опера «Руслан
и Людмила»; Н. А.РимскийКорсаков.Оперы
«Снегурочка»,«Золотой петушок»;
П.И. Чайковский.«Черевички»

1

0

0

24.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

23. Музыкальные образы в балетах И.
Ф.Стравинского. Музыкальные
произведения по выбору: И.
Ф.Стравинский. Балеты:«Петрушка»,
«Жар-птица», «Байка»

1

0

0

03.03.2023 Устный опрос;

24. Фольклор и музыкальные традиции
1
наших соседей. Музыка
Белоруссии,Прибалтики.Музыкальные
произведения по выбору: "Косил Ясь
конюшину" в исп.группы Песняры;
Р.Паулс "Колыбельная",латышская
народная песня «Вей ветерок»

0

1

10.03.2023 Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

25. Музыка Средней Азии. Музыка
1
Японии и Китая. Музыкальные
произведения по выбору: казахские
народные песни «Богенбай
батыр»,«Сабалак»; японская народная
песня«Вишня»; китайская народная
песня"Жасмин"

0

0

17.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

26. Музыкальные вариации.
Музыкальные произведения по
выбору:инструментальные и
оркестровые вариации Й. Гайдна, В.
А.Моцарта, Л. ван Бетховена, М.
И.Глинки

1

0

1

07.04.2023 Практическая
работа;

27. Сюжет музыкального спектакля.
1
Фильмы-сказки. Музыкальные
произведения по выбору:
«Морозко»(режиссер А.
Роу,композитор Н.Будашкина),
«После дождичка в четверг»(режиссер
М.Юзовский, композитор Г.
Гладков),«Приключения Буратино»
(режиссер Л. Нечаев, композитор А.
Рыбников)

0

0

14.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

28. Музыка в мультфильмах.
Музыкальные произведения по
выбору: М. П.Мусоргский.«Картинки
с выставки»из
мультфильма«Картинки с
выставки»(1984); П. И.Чайковский.
«Детский альбом» из мультфильма
«Детский альбом»
(1976),мультфильм«Щелкунчик»
(1973); музыкальные характеристики
героев в мультфильмах российских
режиссеров-аниматоров
В.Котеночкина, А.Татарского,
А.Хржановского, Ю.Норштейна,
Г.Бардина, А. Петрова и др. «Ну,
погоди» (А.Державин, А.
Зацепин),«Приключения Кота
Леопольда» (Б.Савельев, Н.
Кудрина),«Крокодил Гена и
Чебурашка» (В.Шаинский)

0

0

21.04.2023 Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

1

29. Опера и балет. Музыкальные
произведения навыбор: М. И.
Глинка.Опера «Руслан и Людмила»;
Н. А.Римский-Корсаков.Балет
«Снегурочка»

1

0

0

28.04.2023 Устный опрос;

30. Оперетта и мюзикл. Музыкальные
произведения на выбор: И. Штраус
оперетта "Летучая мышь"; Э.
Уэббер.Мюзикл «Кошки»

1

0

0

05.05.2023 Устный опрос;

31. Увертюры к опере,балету, мюзиклу.
1
Музыкальные произведения по
выбору: М. И. Глинка.Увертюра из
оперы«Руслан и Людмила»;Ф.
Мендельсон.Увертюра "Сон в летнюю
ночь"

0

0

12.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

32. Выразительность музыкальной
1
речи:интонация. Музыкальные
произведения по выбору: А. П.
Бородин.Ноктюрн из Квартета№ 2; П.
И. Чайковский.Вариации на тему
рококо для виолончели с оркестром;
С. В.Рахманинов.
«Сирень»,Элегическое трио для
фортепиано, скрипки и виолончели

0

0

19.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

33. Диалог культур

1

0

0

26.05.2023 Устный опрос;

34. Композитор – имя ему народ.
1
Музыкальные произведения по
выбору: П. Чайковский.«Я ли в поле
да не травушка была» (ст.
И.Сурикова); Н. Римский-Корсаков.
Опера"Снегурочка" ("Пляска
скоморохов"); А.Гурилёв. «Домиккрошечка» (сл. С.Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая»(сл. Н.
Грекова).«Колокольчик» (сл.
И.Макарова); М.Матвеев.
«Матушка,матушка, что во поле
пыльно»; М. Глинка.Опера «Иван
Сусанин»(хор
«Разгулялися,разливалися»)

1

0

31.05.2023 Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

7

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».