МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области Правдинский муниципальный округ Средняя школа п. Домново РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическим объединением учителей предметов естественно- Заместитель директора по УВР И.О.директора математического цикла Руководитель МО Иванова М.В Григорьева О.Б. Телятник П.А. Протокол №1 Приказ №272 от "31" 08 2022 г. от "31" 08.2022 г. Протокол №1 от "31" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Алгебра» для 7 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год Составитель: Батулова Лиля Владимировна учитель математики П.Домново 2022 Планируемые результаты изучения алгебры в 7 классе Алгебраические выражения ученик научится: оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами; оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях; выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители. ученик получит возможность: выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса. Уравнения ученик научится: решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными; понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными. ученик получит возможность: овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык, для описания и исследования зависимостей между физическими величинами; понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения); применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни. ученик получит возможность: проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса; решать комбинированные задачи с применением формул п-то члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств; понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом. Элементы прикладной математики ученик научится: использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин; использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; находить относительную частоту и вероятность случайного события; решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций. ученик получит возможность: понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения; понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных; приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы; приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов; научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач. решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления; применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса. ученик получит возможность: овладеть разнообразными приёмами доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики; применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты. Числовые множества ученик научится: понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами; использовать начальные представления о множестве действительных чисел. ученик получит возможность: развивать представление о множествах; развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике; развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби). Функции ученик научится: понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения); строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык, для описания и исследования зависимостей между физическими величинами; понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения); применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни. ученик получит возможность: проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций решения математических задач из различных разделов курса; решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств; понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом. Содержание учебного предмета 1. Повторение. Выражения и их преобразования. Уравнения (22 ч.) Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений. 2. Функции (11 ч.) Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+Ь и её график. Функция у=кх и её график. 3. Степень с натуральным показателем (12ч.) Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики. 4. Многочлены (17 ч.) Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители. 5. Формулы сокращённого умножения (18 ч.) Формулы (a±b) = a2 ±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b 2 ) ] . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители. 6. Системы линейных уравнений (17 ч.) Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений. 8. Повторение. Решение задач (8 ч.) Тематическое планирование учебного предмета «Алгебра», с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № урока 1 2 Наименование темы Повторение Повторение. Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями Повторение. Действия с десятичными дробями. Положительные и отрицательные числа. Повторение. Пропорции. Решение уравнений. Входной контроль 3 4 Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения. § 1. Выражения Кол-во часов 3 1 1 1 1 19 5 5 п.1. Числовые выражения 1 6 7 8 п.2. Выражения с переменными п.3. Сравнение значений выражений Модуль. Решение заданий «реальная математика» § 2. Преобразование выражений 1 1 1 5 9 п.4. Свойства действий над числами 1 10 п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений 1 11 Модуль. Решение заданий «реальная математика» 1 12 Контрольная работа № 1 по теме ≪Выражения и тождества≫ 1 18 § 3. Уравнения с одной переменной Анализ контрольной работы. п.6 Уравнение и его корни п.7. Линейное уравнение с одной переменной Модуль. Линейные уравнения, содержащие модуль Модуль. Линейные уравнения, содержащие параметр п.8. Решение задач с помощью уравнений Модуль. Решение задач с помощью уравнений на движение 19 Модуль. Задачи на движение по реке 13 14 15 16 17 20 21 22 § 4. Статистические характеристики п.9. Среднее арифметическое, размах, мода. п.10. Медиана как статистическая характеристика Контрольная работа № 2 по теме ≪Уравнения≫ 8 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Глава 2. Функции 23 24 25 26 27 28 29 30-31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 § 5. Функции и их графики Анализ контрольной работы. п.12. Что такое функция п.13. Вычисление значений функции по формуле Модуль. Решение заданий «реальная математика» п.14. График функции Модуль. Решение заданий «реальная математика» § 6. Линейная функция п.15. Прямая пропорциональность и ее график Модуль «Чтение графиков» п.16. Линейная функция и ее график Контрольная работа № 3 по теме ≪Функции≫ Глава 3. Степень с натуральным показателем § 7. Степень и ее свойства Анализ контрольной работы. п.18. Определение степени с натуральным показателем 48 49 5 1 1 1 1 6 2 2 1 12 5 1 п.19. Умножение и деление степеней Модуль. Действия со степенями 1 п.20. Возведение в степень произведения и степени Модуль. Действия со степенями 1 Промежуточный контроль § 8. Одночлены п.21. Одночлен и его стандартный вид п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень Модуль. Действия с одночленами п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики Модуль. Чтение графиков функций Контрольная работа № 4 по теме ≪Степень с натуральным показателем≫ Анализ контрольной работы. 1 7 1 Глава 4. Многочлены 46 47 11 1 1 1 1 1 1 1 1 17 § 9. Сумма и разность многочленов п.25. Многочлен и его стандартный вид п.26. Сложение и вычитание многочленов Модуль. Решение уравнений. 3 1 1 § 10. Произведение одночлена и многочлена 7 п.27. Умножение одночлена на многочлен 1 1 50 Модуль. Действия с одночленами и многочленами 1 51 Модуль. Решение уравнений методом разложения на множители 1 52 п.28. Вынесение общего множителя за скобки 1 53 Модуль. Решение уравнений. 1 54 Контрольная работа № 5 по теме ≪Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены≫ 1 55 Анализ контрольной работы. Решение задач 1 § 11. Произведение многочленов 7 56-57 п.29. Умножение многочлена на многочлен 2 58 Модуль. Деление многочлена на многочлен «столбиком» 1 59 п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки 1 60 Модуль. Деление многочлена на многочлен «столбиком» 1 61 Контрольная работа № 6 по теме ≪Произведение многочленов≫ 1 62 Анализ контрольной работы. 1 Глава 5. Формулы сокращенного умножения 18 § 12. Квадрат суммы и квадрат разности 5 63 п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений 1 64 Модуль. Формулы сокращенного умножения 1 65-66 п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности 2 67 Модуль. Решение уравнений методом разложения на множители. 1 § 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов 7 п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму 2 70 п.35. Разложение разности квадратов на множители 1 71 Модуль. Решений уравнений. 1 72 п.36. Разложение на множители суммы и разности кубов 1 73 Контрольная работа № 7 по теме ≪Формулы сокращенного умножения≫ 1 74 Анализ контрольной работы. Решение задач 1 § 14. Преобразование целых выражений 6 75 п.37. Преобразование целого выражения в многочлен 1 76 Модуль. Преобразование целого выражения в многочлен 1 77 п.38. Применение различных способов для разложения на множители 1 78 Модуль. Решений уравнений. 1 79 Контрольная работа № 8 по теме ≪Преобразование целых выражений≫ 1 80 Анализ контрольной работы. 1 Глава 6. Системы линейных уравнений 17 § 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы 5 81 п.40. Линейное уравнение с двумя переменными 1 82 п.41. График линейного уравнения с двумя переменными 1 83 Модуль. Решений уравнений. 1 84 п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными 1 68-69 Модуль. Графическое решение систем линейных уравнений 1 § 16. Решение систем линейных уравнений 12 п.43. Способ подстановки 2 Модуль. Решение систем уравнений с параметрами 1 п.44. Способ сложения 2 91 Модуль. Решение систем уравнений с параметрами 1 92 Модуль. Решение систем уравнений с параметрами 1 93 п.45. Решение задач с помощью систем уравнения 1 94 Модуль. Текстовые задачи на движение по дороге 1 95 Модуль. Текстовые задачи на проценты 1 96 Контрольная работа № 9 по теме ≪Системы линейных уравнений и их решения≫ 1 97 Анализ контрольной работы. 1 8 98 Итоговое повторение Функции. Модуль. Текстовые задачи на движение по дороге 85 86-87 88 89-90 1 99 Одночлены. Многочлены Модуль. Текстовые задачи на движение по воде 1 100 Формулы сокращенного умножения Модуль. Текстовые задачи на смеси 1 101 Контрольная работа № 10 (итоговая) 1 102 Системы линейных уравнений 4 Итого часов 102