МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Калининградской области
Правдинский муниципальный округ
Средняя школа п. Домново
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
методическим объединением
учителей предметов
естественно-
Заместитель директора по
УВР
И.О.директора
математического цикла
Руководитель МО
Иванова
М.В
Григорьева О.Б.
Телятник П.А.
Протокол №1
Приказ № 272
от "31" 08 2022
г.
от "31" 08.2022 г.
Протокол №1
от "31" 08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по математике «За страницами учебника»
для 5 класса основного общего
образованияна 2022-2023 учебный год
Составитель: Батулова Лиля Владимировна
учитель математики
П.Домново 2022
Основное содержание.
1.Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей.(Теория и практика)
2.Приёмы устного счёта.(Теория и практика)
3.Числа.Чётность и нечётность. (Теория и практика)
4.Задачи на переливание.(Теория и практика)
5.Задачи на взвешивание. (Практика)
6.Составление выражений.(Практика)
7.Головоломки и числовые ребусы.(Практика)
8.Метрическая система мер.( Практика)
9.Логические задачи. (Практика)
10.Задачи на уравнение. (Практика)
11.Задачи на части.(Практика)
12.Задачи на составление уравнений. (Практика)
13. Задачи на движение.(Теория и практика)
14.Принцип Дирихле. ( Теория и практика)
15.Задачи-шутки. ( Теория и практика)
16.Решение олимпиадных задач. ( Теория и практика)
17.Простейшие геометрические фигуры. (Теория и практика)
18.Геометрия клетчатой бумаги. (Теория и практика)
19.Куб и его свойства. (Теория и практика)
20.Параллелограммы и параллелепипеды.( Практика)
21.Задачи на разрезание и складывание фигур. ( Теория и практика)
22.Треугольник. ( Теория и практика)
23.Правильные многоугольники и правильные многогранники.(Теория и практика)
24.Окружность.(Теория и практика)
25.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика)
26.Вычисление длины, площади и объёма. (Теория и практика)
27.Параллельность и перпендикулярность. (Теория и практика)
28.Координаты.(Теория и практика)
29.Оригами. (Теория и практика)
30.Оригами. (Теория и практика)
31.Задачи со спичками. (Практика)
32.Геометрические головоломки. (Практика)
33.Симметрия.Орнаменты. (Теория и практика)
34.Итоговое занятие «Праздник математики».
Планируемые результаты
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами
счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить
алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и
диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать
данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме,
распечатывать её на принтере).
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
3
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким
образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу
динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на
олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической
игре-конкурсе «Кенгуру», а также проведения «Праздника математики», проектные
работы учащихся.
4
Календарно-тематическое планирование.
Номер
урока
Разделы, темы
Количество
часов
1
Как
возникло
слово 1
«математика».
Счёт
у
первобытных людей
2
Приёмы устного счёта
3
Числа.
Чётность
нечётность
1
и 1
4
Задачи на переливание
1
5
Задачи на взвешивание
1
Планируемые результаты
Делать краткую математическую запись условия, заданного словесно (рисунком, таблицей). (П)
Давать позитивную самооценку результатам деятельности, понимать причины успеха в своей учебной
деятельности, проявлять познавательный интерес к изучению предмета. (Л)
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (рег); делать предположения
об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь слушать других, принимать
другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М)
Научатся новым приёмам устного счёта(умножение двузначных чисел на 11;деление на 5,50,25). (П)
Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к
способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать
предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь принимать
точку зрения другого, слушать друг друга (ком). (М)
Изучать свойства чётных чисел. Решать задачи практического характера на применение данных свойств.
(П)
Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной
деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л)
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь
оформлять мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций (ком). (М)
Строить рассуждения.(П)
Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л)
Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег);
передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку
зрения другого (ком). (М)
Строить рассуждения. (П)
Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к
способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать
5
6
Составление выражений
7
Головоломки и числовые 1
ребусы
8
Метрическая система мер
1
9
Логические задачи
1
10
Задачи на уравнение.
1
11
Задачи на части.
1
1
предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь принимать
точку зрения другого, слушать друг друга (ком). (М)
Самостоятельно конструировать выражения.(П)
Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной
деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л)
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь
оформлять мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций (ком). (М)
Развивать логическое мышление, уметь анализировать условие. (П)
Давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявлять познавательный интерес
к изучению предмета, к способам решения познавательных задач. (Л)
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет) (позн); уметь понимать точку
зрения другого, слушать (ком). (М)
Решение задач практического содержания. (П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные
достижения.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь критично относиться к своему мнению (ком). (М)
Уметь анализировать условие, находить альтернативные пути решения. (П)
Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач,
оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);уметь
взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения (ком).
(М)
Моделировать разнообразные ситуации при решении задач. (П)
Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач,
оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения
(ком). (М)
Развить навыки анализа условия задачи. (П)
Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной
деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л)
6
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег); делать
12
Задачи на
уравнений
13
Задачи на движение
1
14
Принцип Дирихле
1
15
Задачи-шутки
1
16
Решение
задач.
составление 1
олимпиадных 1
предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь оформлять
мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций (ком). (М)
Решать задачи способом составления уравнения (П)
Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л)
Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег);
передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку
зрения другого (ком). (М)
Решать основные типы задач на движение. (П)
Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач,
оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения
(ком). (М)
Научится анализировать условие, проводить рассуждения и находить логические связи в задаче. (П)
Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной
деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л)
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь
оформлять мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций (ком). (М)
Развивать мышление, улавливать смысловые несоответствия в словах задачи. (П)
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми.
Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, средства ИКТ) (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М)
Моделировать разнообразные ситуации при решении задач(П)
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми.
Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, средства ИКТ) (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М)
17
Простейшие
1
Ознакомить с функциональными возможностями основных геометрических инструментов. (П)
7
геометрические фигуры.
18
Геометрия
бумаги.
клетчатой 1
19
Куб и его свойства.
20
Параллелограммы
параллелепипеды.
21
Задачи на разрезание и 1
складывание фигур.
22
Треугольник.
Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач,
оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения
(ком). (М)
Показать возможности клетчатой бумаги. (П)
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми.
Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, средства ИКТ) (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М)
1
и 1
1
Изучить свойства куба и решения практических задач. (П)
Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач,
оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения
(ком). (М)
Изучить свойства параллелепипеда и решения практических задач.. (П)
Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач,
оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения
(ком). (М)
Развить логическое мышление и умение анализировать ситуацию..(П)
Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной
деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л)
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь
оформлять мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций (ком). (М)
Изучить вопрос построения треугольников..(П)
Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л)
Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег);
передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку
8
23
Правильные
многоугольники
правильные
многогранники.
1
и
24
Окружность.
25
Вычисление
длины, 1
площади и объёма.
26
Вычисление
длины, 1
площади и объёма.
27
Параллельность
перпендикулярность.
28
Координаты.
1
и 1
1
зрения другого (ком). (М)
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.(П)
Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения. (Л)
Определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск средства её достижения (рег);
передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде (позн); уметь понимать точку
зрения другого (ком). (М)
Приобрести умение работы с циркулем. Изучить свойства окружности. (П)
Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной
деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности. (Л)
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь
оформлять мысли в устной
и письменной речи с учетом
речевых ситуаций (ком). (М)
Использовать формулы для решения вычислительных задач и задач практического содержания.. (П)
Давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявлять познавательный интерес
к изучению предмета, к способам решения познавательных задач. (Л)
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет) (позн); уметь понимать точку
зрения другого, слушать (ком). (М)
Использовать различные приёмы решения задач. (П) Объяснять самому себе свои наиболее заметные
достижения.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь критично относиться к своему мнению (ком). (М)
Изучить свойства прямых. (П)
Проявлять положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач,
оценивать свою учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег);
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми, имеющими другую точку зрения
(ком). (М)
Познакомить с координатной прямой. (П)
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми.
Работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, средства ИКТ) (рег);
9
делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн);
29
Оригами.
1
30
Оригами.
1
31
Задачи со спичками.
1
32
Геометрические
головоломки.
1
33
Симметрия. Орнаменты.
1
34
Итоговое
занятие 1
«Праздник математики».
уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения (ком). (М)
Развить внимательность, аккуратность, коммуникативные способности.. (П)
Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к
способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность. (Л)
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера (рег); делать
предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи (позн); уметь принимать
точку зрения другого, слушать друг друга (ком). (М)
Развить внимательность, аккуратность, коммуникативные способности...(П)
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.(Л)
Овладет базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.(М)
Развить пространственное воображение и логическое мышление .(П)
Делать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на
результат.(Л)
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач.(М)
Развить воображение и умение предвидеть результат.(П)
Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.(Л)
Овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.(М)
Исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.(П)
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.(Л)
Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.(М)
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.(П)
Давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявлять познавательный интерес
к изучению предмета, к способам решения познавательных задач. (Л)
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, сопоставлять и отбирать
информацию, полученную из разных источников (справочники, Интернет) (позн); уметь понимать точку
зрения другого, слушать (ком). (М)
10
11
Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.su/load/18
- http://planuroka.ru/
- http://schoolthree.ru/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.openlesson.ru/
- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/
12