Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО приказом и.о. директора Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа посёлка Домново» _____________________П.А.Телятник (протокол от 27 августа 2021 г. № 1) (приказ от 27 августа 2021 г. № 222) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА» 3 класс 2021 год Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу обучения Личностные результаты У учащегося будут сформированы: • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; • положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; • понимание значения математических знаний в собственной жизни; • понимание значения математики в жизни и деятельности человека; • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; • умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат; • знание и применение правил общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений); • уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Учащийся получит возможность для формирования: • начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира; • осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; • осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; • интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач. Метапредметные результаты РЕГУЛЯТИВНЫЕ • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем. Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью, находить способ решения учебной задачи; • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Учащийся научится: • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами; • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям; • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения; • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура; • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); • стремиться полнее использовать свои творческие возможности; • осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках; • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме. Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов; • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. КОММУНИКАТИВНЫЕ Учащийся научится: • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения; • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства; • принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию; • применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела. Учащийся получит возможность научиться: • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности; • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию; • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе; • конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними. Предметные результаты Учащийся научится: • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; • сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот; • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному либо нескольким признакам; • читать, записывать и сравнивать значения площади, используя изученные единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие; • читать, записывать и сравнивать значения массы, используя изученные единицы этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; • читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученнные единицы этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч. Учащийся получит возможность научиться: • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: • выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0, деление вида а : а, 0 : а; • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; • выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000; • вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и без скобок). Учащийся получит возможность научиться: • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв; • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами арифметических действий. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; • составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи; • преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос; • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению; • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Учащийся получит возможность научиться: • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемыми в задачах; • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле; • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится: • обозначать геометрические фигуры буквами; • различать круг и окружность; • чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля. Учащийся получит возможность научиться: • различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов; • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; • читать план участка (комнаты, сада и др.). ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • измерять длину отрезка; • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; • выражать площади объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними. Учащийся получит возможность научиться: • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода; • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами; • самостоятельно оформлять в таблице связи между пропорциональными величинами; • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы. Учащийся получит возможность научиться: • читать несложные готовые таблицы; • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если…, то…», «каждый», «все» и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах. Основное содержание предмета «Математика» в 3 классе (136 ч) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения. Обозначение геометрических фигур буквами. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c:d;нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий. Числа от 1 до 1000. Нумерация Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года. Итоговое повторение Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов. В целях привития интереса к предмету, развития мышления, интеллектуальных способностей детей, формирования творческой деятельности в программу введен внутрипредметный модуль «Занимательная математика» в количестве 25 часов. Учебно-тематический план по математике 3 класс (136 ч.) № п/п Тема(раздел, глава) Числа от 1 до 100. 1 Сложение и вычитание Числа от 1 до 100. 2 Табличное умножение и деление Числа от 1 до 100. 3 Внетабличное умножение и деление Числа от 1 до 1000. 4 Нумерация Числа от 1 до 1000. 5 Сложение и вычитание Числа от 1 до 1000. 6 Умножение и деление 7 Приемы письменных вычислений Итого Всего часов В том числе: Контроль Загадка ( контрольные задачи работы и тесты) 9 55 15 6 29 5 4 13 1 1 12 1 1 3 1 25 13 5 13 136 Тематический план учебного предмета «Математика» 3 класс № п/п Темы Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 9 ч. 1 Математика для любознательных Колво часов 1 7 Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 Числовые выражения с переменной Решение уравнений на основе связи слагаемых и суммы Решение уравнений на основе связи между уменьшаемым, вычитаемым и разностью Решение уравнений изученными способами. Обозначение геометрических фигур буквами Математика для любознательных 8 Связь умножения и сложения 1 9 Входная контрольная работа по теме «Сложения и вычитания в пределах 100» 1 2 3 4 5 6 Примечание 1 1 1 1 1 1 Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 55 ч. 10 11 Работа над ошибками Чётные и нечётные числа 12 15 16 Таблица умножения и деления с числом 3 Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Задачи с величинами : « цена», «количество», «стоимость» Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач с понятиями «масса», «количество» Порядок выполнения действий Порядок выполнения действий 17 Порядок выполнения действий 1 18 Математика для любознательных 1 19 Контрольная работа по теме « Умножение и деление на 2 и 3» Работа над ошибками. Таблица умножения и деления с числом 4 13 14 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Математика для любознательных 22 Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Задачи на увеличение числа в несколько раз Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Задачи на увеличение числа в несколько раз Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Задачи на уменьшение числа в несколько раз Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Задачи на уменьшение числа в несколько раз Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Задачи на кратное сравнение Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач на кратное сравнение Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач изученных видов Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач Математика для любознательных Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Математика для любознательных Что узнали. Чему научились 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 38 3940 41 Контрольная работа по теме «табличное умножение и деление» Работа над ошибками. Площадь. Единицы площади. Сравнение площадей фигур.Математика для любознательных Квадратный сантиметр 1 1 2 1 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Площадь прямоугольника. Геометрические задачи Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления Закрепление изученного материала Математика для любознательных Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления Квадратный дециметр Таблица умножения Закрепление изученного материала Математика для любознательных Квадратный метр Закрепление изученного материала Математика для любознательных Что узнали. Чему научились 1 1 тесты 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тесты Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» 1 Математика для любознательных. Решение задач Умножение на 1 1 Умножение на 0 1 Случаи деления с числами1,0. Деление нуля 1 на число Закрепление изученного материала 1 Математика для любознательных Доли. 1 Круг. Окружность 1 Внутрипредметный модуль 1 «Занимательная математика» Диаметр круга. Решение задач Единицы времени. Год. Месяц. Сутки. 1 Контрольная работа за первое полугодие 1 Работа над ошибками. Внутрипредметный модуль 1 «Занимательная математика» Математика для любознательных. Задачи на время Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 29 ч. Умножение и деление круглых чисел Деление вида 80:20 Умножение суммы на число Умножение суммы на число 1 1 1 1 6970 71 7273 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 8586 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 Умножение двузначного числа на однозначное. Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Математика для любознательных Решение задач. Деление суммы на число Деление двузначного числа на однозначное Делимое, делитель Проверка деления. Деление вида 87:29 Проверка умножения Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Решение задач с неизвестным Решение уравнений Закрепление изученного материала Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Математика для любознательных. Решение задач Контрольная работа по теме «Решение уравнений» Работа над ошибками. Деление с остатком Деление с остатком 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 тесты 1 1 1 2 Математика для любознательных 1 Внутрипредметный модуль 1 «Занимательная математика» Решение задач на деление с остатком Случаи деления, когда делитель больше 1 делимого Проверка деления с остатком 1 Что узнали. Чему научились 1 тесты Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» 1 Математика для любознательных. Решение задач Контрольная работа по теме «Деление с 1 остатком» Работа над ошибками. 1 Числа от 1 до 1000. Нумерация 13 ч. Образование и название трехзначных чисел. Тысяча. Запись трехзначных чисел Письменная нумерация чисел в пределах 1000 Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз 1 1 1 1 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 Сумма разрядных слагаемых. Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Сравнение трёхзначных чисел. Письменная нумерация чисел в пределах 1000 Единицы массы. Грамм Математика для любознательных Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Математика для любознательных. Задачи на массу Что узнали.Чему научились Контрольная работа по теме « Нумерация чисел в пределах 1000» Работа над ошибками. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 12 ч. 1 Сложение и вычитание вида 450+30, 620-200 Сложение и вычитание вида 470+80, 560-60 Сложение и вычитание вида 260+310, 670140 Приёмы письменных вычислений Алгоритм сложения трёхзначных чисел Алгоритм вычитания трёхзначных чисел Виды треугольников.Математика для любознательных Закрепление изученного материала Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Математика для любознательных. Смысловые задачи Что узнали. Чему научились. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» Работа над ошибками. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 5 ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Умножение и деление. Приёмы устных 2 вычислений 1 Закрепление изученного материала Математика для любознательных 1 Виды треугольников. 124 Приёмы письменного умножения в пределах 1 1000 Приемы письменных вычислений 13 ч. 125 Алгоритм письменного умножения 1 трехзначного числа на однозначное 126- Закрепление изученного материала 127 Внутрипредметный модуль 2 «Занимательная математика» Математика для любознательных .Задачи в 120121 122 123 128 129 130 131 132 133 134 135 136 стихах Приёмы письменного деления в пределах 1000 Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное Проверка деления Закрепление изученного материала. Математика для любознательных. Знакомство с калькулятором. Закрепление изученного материала Итоговая контрольная работа Работа над ошибками. Математика для любознательных Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» Путешествие в страну веселых задач 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)