АОП "Письмо и развитие речи"

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

приказом и.о.директора

МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»

_______________________П.А. Телятник

(протокол №1 от 27.08.2021)

(приказ №222 от 27.08.2021)

Адаптированная образовательная программа
по письму и развитию речи
8 класс

Домново
2021

Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе
учебного плана МБОУ «Средняя школа поселка Домново» на 2020-2021 учебный год,
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9
классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2000, учебника «Русский
язык, 8 класс», под редакцией Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской, - М.: Просвещение, 2014.
Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной
(коррекционной) школе.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ СОШ п.Домново:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе – 140 часов (4 часа в
неделю).
Главная цель изучения предмета в старших классах – поднять на более высокий уровень
речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.
Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие:
- на основе грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и
навыки,
- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,
- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,
- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных
качеств.
Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной школе является
коррекция речи и мышления обучающихся.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по
программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что
соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое
воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы
пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания
детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических
нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер.
Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При
отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт
характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами
общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики
-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной
форме
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим
недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у
них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
2

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные
навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на
коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления
их умственного и речевого развития.

Содержание тем учебного курса









Повторение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.
Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без
союзов.
Слово
Состав слова
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор
их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных в
корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова
Образование сложных слов с соединительными гласными без соединительных гласных.
Части речи
Имя существительное
Основные грамматические категории имени существительного.
Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное
Согласование
имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном
числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимение
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.



Глагол
Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и
числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале более
употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.



Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные
однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным
3

союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.



Связная речь
Работа с деформированным текстом
Изложение (с изменением лица и времени).
Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Составление рассказа по опорным словам.
Составление рассказа по данному началу. Сочинение по личным наблюдениям, на материале
экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний
«История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе».
Деловое письмо; объявление, заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по
платежам за коммунальные услуги.



Повторение пройденного за год материала

Учебно-тематический план 8 класс
№
П/П

Наименование
темы, раздела

Всего
часов

В том числе

1.

Повторение

8

7

Развития
речи
1

2.

Состав слова

28

26

2

3.

Части речи. Имя
существительно
е
Имя
прилагательное

12

10

2

18

16

2

5.

Местоимения

12

11

1

6.

Глагол

28

26

2

7.

Предложение

28

25

3

8.

Повторение
изученного
Итого:

6

6

140

127

4.

Теория

Форма
контроля
Объяснительная
записка
Контрольный
диктант,
автобиография
Домашнее
сочинение
Сочинение по
картине,
контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант,
сочинение
Контрольный
диктант,
изложение

13

4

Основные требования к знаниям и умениям учащихся




Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами,
сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи;
наиболее распространенные правила правописания.













Формы контроля
контрольная работа по окончании изучения одной тем курса;
самостоятельное написание проверочных работ в форме сочинений различных
жанров;
устное собеседование по заранее известным вопросам или определённой теме;
развёрнутый индивидуальный ответ по теме;
написание контрольного или текущего диктанта;
контрольный словарный диктант;
изложение различных типов и видов;
фронтальный и индивидуальный опрос;
взаимоопрос и самопроверка;
текущие проверочные работы.









5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Ко
личес
тво
ча
сов

Требования к уровню подготовки
учащихся

Домашнее задание

Дата проведе ния
План

4.09.
1
2

Предложение.(Повторение) 2

3
4

Сложные предложения с
союзами и, а, но и без них.

2

5
6

Однородные члены
предложения.

2

7
8
9
10
11
12

Р/Р. Объяснительная
записка.
Состав слова.
Однокоренные слова.
Части слова.

2

13
14
15
16

Правописание звонких и
глухих согласных.
Правописание ударных и
безударных гласных.

2

17
18

Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов.

2

2
2

2

Повторение предложения.
Составление предложений,
определение глагольных членов.
Повторение второстепенных
членов предложения. Составление
предложений. Повторение и
составление предложений с
союзами и, а, но и без них.
Повторение однородных членов
предложения. Составление по
схеме.
Научиться писать объяснительную
записку.
Повторение однокоренных слов,
закрепление.
Образование слов с помощью
приставок и суффиксов.
Закрепление темы.
Объяснить правописание звонких
и глухих согласных в корне.
Объяснить правописание ударных
и безударных гласных в корне.

Стр. 4

Повторение, образование слов с
помощью приставок и суффиксов.

Правило
Упр. 5

7.09.

Правило
Упр. 13

11.09.

Повторить.

14.09.

Стр. 17

18.09.

Упр. 24

21.09.

Правило.

25.09.

Правило.

28.09

Правило.

2.10.

Факт

19
20
21
22

23
24
25
26
27
28

Правописание приставок с о
иа
Единообразное написание
приставок на согласные вне
зависимости от
произношения (с-, в-, над-,
под-, от-).
Повторение, закрепление
правописания приставок (за, на-, над-, по-, от-, про-).
Приставка и предлог.

Объяснить правописание
приставок.
Объяснение правописания,
закрепление упражнениями.

Упр. 40

5.10.

Упр. 45

9.10.

2

Повторение с помощью
упражнений.

Упр. 47

12.10.

2

Различие между приставкой и
предлогом, правописание.
Образование сложных слов,
закрепление с помощью
предложений. Образование
сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных
гласных.
Восстановление в памяти
изученный материал.
Повторение пройденного
материала, научить писать свою
автобиографию.
Проверка знаний.

Правило.

16.10.

Правила
Стр. 37
Упр. 52

19.10.

повторить все
правила.
Повторить.

23.10.

Повторить.

30.10.

2
2

Сложные слова.
2
Образование сложных слов с
соединительными гласными
и без соединительных
гласных.

29
30
31
32

Повторение темы «Состав
2
слова»
Р/Р. Пишем автобиографию. 2

33
34

Контрольный диктант.
«Комбайн» (Сб.дикт. стр.46)

2

35
36

Работа над ошибками.
Повторение темы «Состав
слова»
Части речи.

2

Научить находить и исправлять
ошибки.

2

Общее понятие о частях речи.

Стр. 48

13.11.

Имя существительное.

2

Общее понятие об имени
существительном, грамматические
признаки.

Стр. 52

16.11.

37
38
39
40

26.10.

2.11.

7

41
42

Склонение имен
существительных в
единственном числе.

2

Объяснить склонение
существительных, определить
склонение имен существительных
в единственном числе.

Стр. 59
Упр. 81

20.11.

43
44

Правописание падежных
окончаний имен
существительных во
множественном числе.
Несклоняемые
существительные.
Р/Р. Подготовка к
домашнему сочинению о
лесе (упр. 98)
Повторение, закрепление
темы «Существительное»
Р/Р. Адрес на конверте.
Имя прилагательное.

2

Объяснить правописание
падежных окончаний имен
существительных во
множественном числе.
Понятие о несклоняемых
существительных. Использование
в речи, составление предложений.

Правило.
Стр. 63, 66, 68

23.11.

Стр. 72

27.11.

2

Повторение темы «Имя
существительное»; развитие речи.

Повторить правила.

30.11.

2

Стр. 80, 81

4.12.

Согласование
прилагательных с
существительным.

2

Стр. 84, 85, 86, 88

7.12.

53
54

Склонение прилагательных
мужского и среднегорода на
–ий, -ье.

2

Общее понятие о прилагательном.
Грамматические признаки.
Объяснить согласование
прилагательных с
существительными в роде, числе и
падеже. Закрепление
упражнениями.
Объяснить правильное склонение
прилагательных мужского и
среднего рода на –ий, -ье.

Стр. 95, 97

11.12.

55
56

Склонение прилагательных
женского рода на –ья.

2

Стр. 98

14.12.

57
58

Склонение прилагательных
во множественном числе на
–ьи.

2

Просклонять прилагательные
женского рода на –ья, закрепить в
письме и в речи.
просклонять прилагательные во
множественном числе на –ьи,
закрепить в письме и речи.

Стр. 99

18.12.

45
46

47
48
49
50
51
52

2

8

Повторение и закрепление
2
прилагательного.
Р/Р. Сочинение по картине
Н. Реиха «Поход князя
Игоря»
Контрольный диктант.
2
«В декабре» (Сб.дикт.стр.47)
Работа над ошибками.
2
Повторение темы «Имя
прилагательное"

Повторить имя прилагательное с
помощью упражнений, ответить
на контрольные вопросы.

65
66

Личные местоимения.

2

67
68
69
70

Лицо и число местоимений.

2

Склонение местоимений 1,
2, 3 – го лица.

2

71
72
73
74

Правописание личных
2
местоимений.
Род местоимений 3 – го лица 2
единственного числа.

Общее понятие о местоимениях.
Личные местоимения.
Грамматические признаки.
Объяснить лицо и число
местоимений.
Объяснить склонение
местоимений 1, 2, 3 – го лица по
падежам.
Объяснить правописание личных
местоимений.
Различить род местоимений 3 – го
лица единственного числа.

75
76
77
78

Р/Р. Заявление.

2

Проверка знаний.

Глагол. Грамматические
признаки.

2

79
80
81
82
83
84

Роль в предложении.

2

Неопределенная форма
глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по
временам.

2

Общее понятие о глаголе,
грамматические признаки,
употребление в речи.
Определить роль глагола в
предложении.
Образование неопределенной
формы глагола.
Объяснить времена глаголов,
изменение глагола по времени.

59
60

61
62
63
64

Правила.

21.12.

Проверка знаний.

25.12.

Научить находить и исправлять
ошибки.

28.12.

15.01.

2

Стр. 109
Правило
Упр. 151
Стр. 114, 115, 116

18.01.

Стр.117, 119, 120

25.01.

22.01.

29.01.

01.02.
Стр. 129

05.02.

Стр. 136, 139

08.02.

Упр. 186

12.02.

Стр. 142

15.02.
9

85
86

Прошедшее время глагола.
Род и число.

2

87
88
89
90

Не с глаголами.

2

Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем
и будущем времени.
Глаголы 1 и 2 – го
спряжения.
Правописание глаголов 2 –
го лица единственного
числа.
Глаголы 3 – го лица.

2

95
96

Различие и правописание
глаголов с –тся и –ться.

2

97
98

Правописание безударных
личных окончаний глаголов
1 и 2 спряжения.
Различие глаголов 1 и 2
спряжения.

2

91
92
93
94

99
100

Повторение глагола.
Р/Р. «Анкета»
Контрольный диктант.
«Снова весна» (Сб.дикт.
стр51)
105 Предложение.
106 Простое предложение.
Распространенные и
нераспространенные
101
102
103
104

Объяснить прошедшее время
глагола, род и число. Закрепление
упражнениями.
Использование, правописание не с
глаголами, закрепление в речи.
Объяснить изменение глагола по
лицам и числам. Закрепление.

Стр. 144, 145

19.02.

Стр. 148
Упр. 199
Стр. 152, 153, 154

22.02.

2

Объяснить правописание глаголов
2 – го лица единственного числа.

Стр. 159
Упр. 216

01.02.

2

Объяснить правописание глаголов
3 – го лица единственного и
множественного числа. Закрепить
упражнениями.
Различить глаголы на –тся и –ться,
объяснить правописание,
закрепить упражнениями.
Объяснить правописание
безударных личных окончаний
глаголов в 1 и 2 спряжении.
Работа по таблице. Различить
глаголы 1 и 2 спряжения,
закрепить правописание.
Повторение глагола, научиться
заполнять анкеты.
Проверка знаний.

Стр. 160

05.03.

Правило
Упр. 222

08.03.

Правила
Стр. 172, 173, 175,
176-200
Стр. 182

12.03.

Повторить.

19.03.

2

2
2

2

Составить предложения, разбирать Стр. 204
их.

26.02.

15.03.

22.03.

02.04.

10

107
108
109
110
111
112

предложения.
Главные и второстепенные
члены предложения.
Р/Р. Изложение (упр. 297)
Простое предложение с
однородными членами.
Знаки препинания при
однородных членах.

2

2
2

Повторить главные и
второстепенные члены
предложения.
Составить простые предложения с
однородными членами.
Научить правильно ставить знаки
препинания при однородных
членах предложения.
Повторение темы «Обращение»,
употребить в речи.
Объяснить постановку знаков
препинания при обращении.

Повторить.

05.04.

Правило
Стр. 212
Упр. 310

09.04.

Стр. 219, 221

16.04

Повторить.

19.04.

12.04.

113 Обращение.
114
115 Знаки препинания при
116 обращении.

2

Виды предложений по
интонации.
Знаки препинания в конце
предложений.
Сложное предложение.
Сложные предложения с
союзами и, а, но и без
союзов.
123 Диктант (4 четв.)
124
125 Сравнение простых
126 предложений с
однородными членами,
соединенных союзами и, а,
но со сложными
предложениями с теми же
союзами.
127 Сложные предложения со
128 словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что.
129 Знаки препинания в

2

Комбинированный.

Стр. 224

23.04.

2

Объяснить постановку знаков
препинания в конце предложений.
Составление сложных
предложений, повторение и
разбор.

Упр. 324

26.04.

Стр. 229, 230

30.04.

Составление предложений с
союзами и, а, но и без союзов.
Составить предложение и
сравнить.

Упр. 332

03.05.

Упр. 337

07.05.

Составить сложные предложения
со словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что.
Объяснить постановку знаков

Упр. 342

10.05.

Повторить.

14.05.

117
118
119
120
121
122

2

2

2
2

2

2

11

130 сложных предложениях со
словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что.
131 Повторение темы
132 «Предложение»
133 Контрольный диктант.
134 «Как растет трава?»
(Сб.дикт. стр.55)
135 Повторение изученного за
136 год
137 Повторение изученного за
год
140

препинания перед словами
который, когда, что, чтобы и т. д.
2
2

2
4

Повторить изученный материал за
весь год.
Проверка знаний.
Научить находить и исправлять
ошибки.
Научить находить и исправлять
ошибки.

Повторить.

17.05.
21.05.

22.05.
28.05
29.05

12

Список литературы:
Учебник «Русский язык» 8-й класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2014 г.
Для учителя:
1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. –
М.: Владос, 1999. – 256 стр.
2. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.
3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.
4. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение,
1995. – 95 стр.
5. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.
6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
7. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.
8. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.
9. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя
существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
10. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя
прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.
11. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное
пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».