Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса. на 2021-2022 гг. Составитель программы: учитель ОДНКНР Никифорова Татьяна Михайловна п.Домново Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». У ученика будут сформированы: • осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям; • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами; • знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; • способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями; • стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах); • готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. У школьника могут быть сформированы: • стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем); • осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности; • зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению моральноэтических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Учащийся получит возможность научиться: • оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их; • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников; • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Школьник получит возможность научиться: • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её; •осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей; • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.); • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам. Школьник получит возможность научиться: • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности; • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми; • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы; • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации). Предметные результаты В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится: • находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; • определять влияние природных условий на жизнь и быт людей; • описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; • готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях; • характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; • рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений; • оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их; • использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих; • объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; • приводить примеры беззаветного служения Родине – России. Школьник получит возможность научиться: • использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми; • сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; • находить на карте столицы национально-территориальных образований России; • соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших; • различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков; • использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций: Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учить высказывать своѐ предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.); учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)); Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); привлечение родителей к совместной деятельности. Освоение школьниками учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить следующие предметные результаты: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей. Предметные результаты: -развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с историческими памятниками культуры и архитектуры; -знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России; -умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы их необычные формы и понимать их смысл; -приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; -усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры; -приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг; -формирование потребности в нравственном совершенствовании. Содержание учебного предмета Раздел «Народы России» Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России. Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России. Раздел «Религии народов России» Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям. Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России» Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей. Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье. Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях. Раздел «Наш дом – Россия» Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин». Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага). Содержание учебного предмета. № п/п Раздел, тема Кол-во часов (всего) Содержание Вид занятий: контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии (количество часов) Контр. и проект. работы Лаборатор. и практич. работы Экскурсии 1 В мире культуры 4 2 Нравственные ценности российского народа 10 3 Религия и культура 9 4 Как сохранить духовные ценности Твой духовный мир 3 5 8 Вводный урок. Что изучает курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» Величие многонациональной российской культуры Человек творец и носитель культуры Законы нравственности – часть культуры общества «Береги землю любимую, как мать родимую» Жизнь ратными подвигами полна. Образцы нравственности в поступках наших предков и современников. В труде – красота человека. «Плод добрых трудов славен» Люди труда. Бережное отношение к природе. Семья – хранитель духовных ценностей. Семья – первый трудовой коллектив. Обобщающее повторение по разделу «Нравственные ценности российского народа» Роль религии в развитии культуры Христианская вера и образование в Древней Руси. Культура ислама. Образование и наука в исламе. Иудаизм и культура. Иудейская история в произведениях живописи. Культурные традиции буддизма. Обобщающее повторение по разделу «Религия и культура» Забота государства о сохранении духовных ценностей. Культурное наследие христианской Руси. Хранить память предков. Что составляет твой духовный мир. Твоя культура поведения. Твои нравственные качества. Нравственные ценности человеческого общества Любовь к Родине, верность Родине Обобщающее повторение по разделу «Твой духовный мир» ИТОГО: 4 1 8 1 8 1 3 1 6 1 3 29 2 Календарно-тематическое планирование Сроки № урока Раздел, тема урока, практическая или проведения контрольная работа, содержание по неделям Раздел 1. «В мире культуры» (4 часа) 1 1 Вводный урок. Что изучает курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 2 2 Величие многонациональной российской культуры 3 3 Человек творец и носитель культуры 4 4 Законы нравственности – часть культуры общества Характеристика основных видов деятельности учащихся Актуализировать знания учащихся о пройденном ранее: народах России, культуре, традиционных религиях. Характеризовать на основе учебника о роли человека как творца и носителя культуры. Объяснять, что такое этика, какого человека можно назвать нравственным. Каковы основные источники духовно-нравственной культуры Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) известных деятелей российской науки и культуры. Показывать роль человека в истории и культуре России. Объяснять, что такое нравственность. Обсуждать ситуации, касающиеся взаимоотношений между нациями. Какое общество можно считать нравственно здоровым. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. Раздел 2. «Нравственные ценности российского народа» (10 часов) 5 5 «Береги землю любимую, как мать Раскрывать нравственные нормы, которые заложены в фольклоре родимую» разных народов Объяснять, похожи ли герои фольклора разных народов, какие 6 6 Жизнь ратными подвигами полна качества их объединяют? приводить примеры. Рассказывать, как наши предки отстаивали независимость своей 7 7 Образцы нравственности в поступках Родины. наших предков и современников. Показывать на примерах из учебника и других источников, что любовь и уважение к Родине – святое чувство. 8 8 В труде – красота человека Приводить примеры добрых дел (из учебника и других источников, 9 9 «Плод добрых трудов славен» 10 10 11 11 12 12 13 13 14 14 Люди труда включая и свои собственные поступки). Характеризовать свои отношения с друзьями. Участвовать в Бережное отношение к природе обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы. Семья – хранитель духовных ценностей Приводить примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну. Рассказывать об одном из городов воинской славы. Составлять перечень духовно- нравственных норм, которые Семья – первый трудовой коллектив необходимы нам сегодня. О семейных традициях Обобщающее повторение по разделу «Нравственные ценности российского народа» Раздел 3. «Религия и культура» (9 часов) 15 15 Роль религии в развитии культуры 16 16 Христианская вера и образование в Древней Руси. 17 17 Культура ислама 18 18 Образование и наука в исламе. 19 19 Иудаизм и культура 20 20 Иудейская история в произведениях живописи 21-22 21-22 Культурные традиции буддизма Характеризовать, что такое милосердие, справедливость, терпимость, честность, зависть Объяснять, откуда на Русь пришло христианство, кто крестил Русь; приводить примеры, чем один народ отличается от другого. Показывать на карте территорию России, её столицу, ареал расселения русских по территории страны, национальнотерриториальные образования народов России. Сравнивать (на основе иллюстраций) традиционные религии; выявлять общие черты и отличия. Описывать национальные костюмы, изделия народных промыслов. Рассказывать (привлекая знания из других курсов начальной школы, дополнительные источники, свои наблюдения) о праздниках, обычаях и традициях коренных народов России. Приводить 23 23 Обобщающее повторение по разделу «Религия и культура» Раздел 4. «Как сохранить духовные ценности» (3 часа) 24 24 Забота государства о сохранении духовных ценностей 25 25 Культурное наследие христианской Руси. 26 26 Хранить память предков Раздел 5. «Твой духовный мир» (8 часов) 27-28 Что составляет твой духовный мир 29 Твоя культура поведения 30 Твои нравственные качества 31 Нравственные ценности человеческого общества 32-33 Любовь к Родине, верность Родине 34 Обобщающее повторение примеры (на основе фольклора) отношения отдельных народов России к своему языку, обычаям и традициям. Обобщать знания о народах России; объяснять, что каждый народ России - её неотъемлемая часть. Обсуждать ситуации, касающиеся отношений между людьми разных национальностей. Рассказывать на основе учебника и других источников о возрождении духовных ценностей; раскрывать их нравственные ценности. Объяснять, что объединяет религии народов России. Описывать (на основе иллюстраций учебника, непосредственного наблюдения и других источников) культовые сооружения. Показывать, как государство защищает духовные ценности. Объяснять, что такое веротерпимость. Обсуждать, как сохранить нравственные традиции. Участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. Характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на материале учебника, фольклоре и других источниках. Раскрывать нравственные нормы, которые заложены в книгах. Объяснять ценность человеческой жизни; приводить примеры спасения людей в военное время и в мирной жизни. Рассказывать о прочитанных произведениях; оценивать характер нравственных ценностях человеческого общества Составлять перечень своих обязанностей. Обсуждать приведенный в учебнике материал об отношении детей к родителям и родителей к детям; объяснять, что любовь и верность родине – святое чувство Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)