Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа посёлка Домново») СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом приказом и.о. директора МБОУ «Средняя школа посёлка Домново» ___________П.А.Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) (протокол от 27.08.2021 №1) Рабочая программа по Истории древнего мира 5 класс Домново 2021 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно- технологической, коммуникативной. Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя: формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира; развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе; воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны. Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя: умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя: знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социальноэкономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ; усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов; умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения; применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век – с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий; умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника; способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру. В результате изучения истории Древнего мира выпускник научится: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. II. Содержание тем учебного курса. Всеобщая история История Древнего мира Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древний Восток Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние городагосударства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно- философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний Рим Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: патриотическое, научно-познавательное, художественноэстетическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность, в таких видах как - познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность, игровая деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность, досугово-развлекательная деятельность. III. Календарно-тематическое планирование. Количество часов: в неделю 2, всего 70. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Введение в историю Древнего мира Кол-во часов Дата план Примечание факт 1 Глава 1. Счет лет в истории Счет лет в истории 1 Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов) Глава 2. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди 1 Родовые общины 1 охотников и собирателей Возникновение искусства 1 и религиозных верований Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и 1 скотоводства Появление неравенства и 1 знати Итоговый урок по 1 разделу «Жизнь первобытных людей» Раздел II. Древний Восток (21 час) Глава 4. Древний Египет Государство на берегах 1 Нила Как жили земледельцы и 1 ремесленники в Египте Жизнь египетского вельможи Военные походы фараонов 1 1 12 13 Религия древних египтян Искусство Древнего Египта 14 Письменность и знания древних египтян 1 15 Итоговый урок по теме: «Древний Египет» 1 16 17 Глава 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье 1 Вавилонский царь 1 Хаммурапи и его законы 18 Финикийские мореплаватели 1 1 1 19 Библейские сказания 1 20 21 Древнееврейское царство Ассирийская держава 1 1 22 Персидская держава «Царя царей» Итоговый урок по теме: «Западная Азия» 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 1 1 Глава 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней 1 Индии Индийские касты 1 Чему учил китайский 1 мудрец Конфуций Первый властелин 1 единого Китая Итоговый урок по 1 разделу: «Древний Восток» Раздел III. Древняя Греция (22 часа) Глава 7. Древнейшая Греция Греки и критяне 1 Микены и Троя 1 Поэма Гомера «Илиада», 1 «Одиссея» Религия древних греков 1 Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидскими нашествиями Земледельцы Аттики 1 теряют землю и свободу Зарождение демократии в 1 Афинах Древняя Спарта 1 Греческие колонии на берегах Средиземного и 1 Черного морей Олимпийские игры в 1 древности Победа греков над персами в Марафонской 1 битве Нашествие персидских 1 войск на Элладу Итоговый урок по теме: 1 «Полисы Греции» Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии В гаванях Афинского 1 порта Пирей В городе богини Афины 1 В афинских школах и 1 гимнасиях В Афинском театре 1 Афинская демократия при 1 Перикле 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Итоговый урок по теме: «Возвышение Афин» 1 Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. Города Эллады 1 подчиняются Македонии Поход Александра 1 Македонского на Восток В Александрии 1 Египетской Итоговый урок по 1 разделу: «Древняя Греция» Раздел IV. Древний Рим (18 часов) Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Древнейший Рим 1 Завоевание Римом Италии 1 Устройство Римской 1 республики Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья Вторая война Рима с 1 Карфагеном Установление господства Рима во всем 1 Средиземноморье Рабство в Древнем Риме 1 Глава 13. Гражданские войны в Риме Земельный закон братьев 1 Гракхов Восстание Спартака 1 Единовластие Цезаря 1 Установление империи 1 Итоговый урок по теме: 1 «Древний Рим» Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры Соседи Римской империи 1 В Риме при императоре 1 Нероне Первые христиане и их 1 учение Расцвет империи во II 1 веке «Вечный город» и его 1 жители Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине. Взятие Рима 1 варварами Итоговый урок по 1 разделу: «Древний Рим» Семь чудес света 1 Итоговый урок по курсу 1 «История Древнего мира»