РП "История Древнего мира", 5 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа посёлка Домново»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

приказом и.о. директора

МБОУ «Средняя школа посёлка
Домново»

___________П.А.Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

(протокол от 27.08.2021 №1)

Рабочая программа
по Истории древнего мира
5 класс

Домново
2021

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является
развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной
(гражданственной),

когнитивной

(познавательной),

информационно-

технологической, коммуникативной.
Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира
включают в себя:
 формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры
Древнего мира;
 развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и
культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в
современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и
бережного

отношения

к

историческим

памятникам,

осознание

необходимости их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего
мира включают в себя:
 умение работать с разными источниками информации: находить
информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и
справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
 умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и
задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и
оценивать результаты своей работы;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к окружающим;

 умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные
точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира
включают в себя:
 знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социальноэкономического, политического и культурного аспектов развития
древних обществ;
 усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение
его применять для раскрытия сущности и значения исторических
событий, явлений и процессов;
 умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и
давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;
 применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век – с
тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе
относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и
диахронность событий;
 умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и
показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,
описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать
и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и
конкретизируя ими информацию учебника;
 способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.
В результате изучения истории Древнего мира выпускник научится:
 определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э.,
н.э.);
 использовать

историческую

карту

как

источник

информации

о

расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего
мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах
важнейших событий;

 проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
материальных памятниках Древнего мира;
 описывать условия существования, основные занятия, образ жизни
людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о
событиях древней истории;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного
устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия»,
«полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и
др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и
античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
 объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов
быта, произведений искусства;
 давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней
истории.
Выпускник получит возможность научиться:
 давать характеристику общественного строя древних государств;
 сопоставлять свидетельства различных исторических источников,
выявляя в них общее и различия;
 видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
 высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного
наследия древних обществ в мировой истории.

II. Содержание тем учебного курса.
Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и
«н. э.»).

Историческая

карта.

Источники

исторических

знаний.

Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный.
Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем
мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы:
трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской.
Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения.
Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон.
Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные
памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление
государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы.
Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних
египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия,
занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит.
Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения.
Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель
империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние городагосударства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования,
легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.
Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в
империи: правители и подданные, положение различных групп населения.
Развитие ремёсел и

торговли. Великий

шёлковый путь. Религиозно-

философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы.
Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие
государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.).
Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания
о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос.
Развитие земледелия и ремёсел. Великая греческая колонизация. Афины:
утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта:
основные

группы

населения,

политическое

устройство.

Спартанское

воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники,
крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия
при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.
Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и
образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних
греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период

эллинизма.

Македонские

завоевания.

Держава

Александра

Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура
эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об
основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи.
Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство
в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя:
территория, управление. Возникновение и распространение христианства.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары.
Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии.
Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура.
Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям
развития личности: патриотическое, научно-познавательное, художественноэстетическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность, в
таких видах как - познавательная деятельность, проблемно-ценностное
общение,

туристско-краеведческая

деятельность,

игровая

деятельность,

художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность,
досугово-развлекательная деятельность.

III. Календарно-тематическое планирование.
Количество часов: в неделю 2, всего 70.
№ п\п
1

2
3
4

5

6
7

8
9
10
11

Тема урока
Введение в историю
Древнего мира

Кол-во
часов

Дата
план

Примечание
факт

1

Глава 1. Счет лет в истории
Счет лет в истории
1
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 часов)
Глава 2. Первобытные собиратели и охотники
Древнейшие люди
1
Родовые общины
1
охотников и собирателей
Возникновение искусства
1
и религиозных верований
Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение
земледелия и
1
скотоводства
Появление неравенства и
1
знати
Итоговый урок по
1
разделу «Жизнь
первобытных людей»
Раздел II. Древний Восток (21 час)
Глава 4. Древний Египет
Государство на берегах
1
Нила
Как жили земледельцы и
1
ремесленники в Египте
Жизнь египетского
вельможи
Военные походы
фараонов

1
1

12
13

Религия древних египтян
Искусство Древнего
Египта

14

Письменность и знания
древних египтян

1

15

Итоговый урок по теме:
«Древний Египет»

1

16
17

Глава 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье
1
Вавилонский царь
1
Хаммурапи и его законы

18

Финикийские
мореплаватели

1
1

1

19

Библейские сказания

1

20
21

Древнееврейское царство
Ассирийская держава

1
1

22

Персидская держава
«Царя царей»
Итоговый урок по теме:
«Западная Азия»

23

24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
35
36

37
38

39
40

41
42
43
44
45

1
1

Глава 6. Индия и Китай в древности
Природа и люди Древней
1
Индии
Индийские касты
1
Чему учил китайский
1
мудрец Конфуций
Первый властелин
1
единого Китая
Итоговый урок по
1
разделу: «Древний
Восток»
Раздел III. Древняя Греция (22 часа)
Глава 7. Древнейшая Греция
Греки и критяне
1
Микены и Троя
1
Поэма Гомера «Илиада»,
1
«Одиссея»
Религия древних греков
1
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидскими нашествиями
Земледельцы Аттики
1
теряют землю и свободу
Зарождение демократии в
1
Афинах
Древняя Спарта
1
Греческие колонии на
берегах Средиземного и
1
Черного морей
Олимпийские игры в
1
древности
Победа греков над
персами в Марафонской
1
битве
Нашествие персидских
1
войск на Элладу
Итоговый урок по теме:
1
«Полисы Греции»
Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии
В гаванях Афинского
1
порта Пирей
В городе богини Афины
1
В афинских школах и
1
гимнасиях
В Афинском театре
1
Афинская демократия при
1
Перикле

46

47
48
49
50

51
52
53

54
55

56
57
58
59
60
61

62
63
64
65
66

67

68
69
70

Итоговый урок по теме:
«Возвышение Афин»

1

Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.
Города Эллады
1
подчиняются Македонии
Поход Александра
1
Македонского на Восток
В Александрии
1
Египетской
Итоговый урок по
1
разделу: «Древняя
Греция»
Раздел IV. Древний Рим (18 часов)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Древнейший Рим
1
Завоевание Римом Италии 1
Устройство Римской
1
республики
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья
Вторая война Рима с
1
Карфагеном
Установление господства
Рима во всем
1
Средиземноморье
Рабство в Древнем Риме
1
Глава 13. Гражданские войны в Риме
Земельный закон братьев
1
Гракхов
Восстание Спартака
1
Единовластие Цезаря
1
Установление империи
1
Итоговый урок по теме:
1
«Древний Рим»
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры
Соседи Римской империи 1
В Риме при императоре
1
Нероне
Первые христиане и их
1
учение
Расцвет империи во II
1
веке
«Вечный город» и его
1
жители
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при
Константине. Взятие Рима 1
варварами
Итоговый урок по
1
разделу: «Древний Рим»
Семь чудес света
1
Итоговый урок по курсу
1
«История Древнего
мира»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».