Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы посёлка Домново»
Основная общеобразовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная общеобразовательная программа разработана совместно с педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, утверждена приказом директора школы.
Образовательная программа школы выполняет следующие функции:
- Структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;
- Определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;
- Определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;
- Определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатизации образовательного процесса.
ООП разработана в соответствии с положениями Устава школы и локальными актами учреждения.
Проблемы повышения качества образования и его доступности определены как ведущие, поэтому проблема, на решение которой направлена программа, – это совершенствование содержания общего образования и форм организации учебной деятельности, организация профильного обучения в 10-11 классах.
Приоритетные направления работы:
1. Информатизация образовательного процесса.
2. Гуманизация общеобразовательного процесса.
3. Повышение методологической компетенции педагогов.
4. Патриотическое воспитание учащихся.
5. Стимулирование творческого самовыражения всех субъектов образовательного процесса.
6. Внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в управлении, обучении и воспитании.
1.2. Цель и задачи образовательного процесса
Основная цель образовательной программы – обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования каждым обучающимся.
Задачи образовательной программы:
ü Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства учителя:
ü Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе;
ü Оптимизация урока за счет использования новых педагогических технологий (ИКТ, проблемного обучения, метода проектов и др.) В образовательном процессе;
ü Повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий, качества обучения школьников;
ü Организация работы с одаренными детьми, формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности;
ü Активизация работы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;
ü Подготовка к государственной (итоговой) аттестации учащихся 11-ого класса; содействие профессиональному самоопределению школьников;
ü Отбор и разработка элективных курсов на уровне программ;·
ü Изучение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей, повышение уровня профессиональной подготовки учителей;
ü Формирование информационной компетентности педагогов;
ü Создание банка данных по проблемам современного урока, формам и методам обучения;
ü Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса и системы повышения квалификации педагогического коллектива;
ü Приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с требованиями новых руководящих документов в области образования, учебных планов и программ;
ü Внедрение технологий здоровьесохранения учащихся
Для реализации ООП среднего общего образования определяется нормативный срок – 4 года (2015 – 2019 годы).
Основные ориентиры:
ü Выполнение образовательного государственного заказа
ü Положительная динамика образовательных результатов
ü Комфортность обучения и работы всего коллектива школы
ü Удовлетворённость образовательными услугами учащимися и родителями
ü Рост статуса школы в районе
Средства реализации:
ü Усвоение учащимися базового содержания образовательных областей
ü Предоставление широкого спектра дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг
Направленность образовательной программы:
ü Поиск внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования и потенциала его социальных партнеров.
ü Решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе
ü Воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека
ü Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ
Ожидаемые результаты:
-повышение качества образования;
-рост педагогического мастерства;
- развитие системы государственно-общественного управления образованием;
-улучшение здоровья учащихся и учителей.
Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, вариативности, перспективности и научной обоснованности развития, технологичности, поликультурности, носит личностно-ориентированный характер.
В основе реализации ООП лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования, формирование у обучающегося готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые ориентиры образования в школе определены на основе методологии личностно-ориентированного подхода, соответствующего гуманитарной направленности отечественного образования и демократическим свободам гражданского общества. Целью реализации ООП является обеспечение достижения качественных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Целевые установки:
основное общее образование:
· обеспечение личностного самоопределения обучающихся – гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора;
· развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности;
среднее (полное) общее образование:
· обеспечение самореализации и самосовершенствования обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.
В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами:
- открытость новому знанию, социальному опыту, инновационным процессам;
- активность гражданской позиции и ориентация на демократические ценности;
- сформированность общеучебных умений, информационных и коммуникативных компетенций;
- готовность к самоопределению и самовыражению;
- ответственность за свои поступки и принятые решения.
Основные принципы формирования образовательной программы:
Ø преемственность уровней обучения;
Ø вариативностьучебных курсов;
Ø системность контроляуровня освоения учебных программ;
Ø интеграцияобщего и дополнительного образования;
Ø индивидуализацияна основе дифференциации;
Ø социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями;
Ø здоровьесберегающие технологии.
Направления деятельности по реализации ООП:
- реализация общеобразовательных программ основного общего образования;
- компетентностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;
- предоставление возможности получения обучающимися широкого спектра дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
- повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий;
- обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников, как результата традиционно высокого качества образования;
- информатизация учебного процесса;
- укрепление материально-технической базы.
Нормативное обеспечение основной образовательной программы общего образования:
ü Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
ü Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02» (п.2.9 Требования к режиму образовательного процесса)
ü Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6» Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
ü Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
ü Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
ü Приказ Минобразования России от 20 августа 2008 г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
ü «Положение об организации профильного обучения в образовательных учреждениях Калининградской области»
ü Приказ Министерства образования Калининградской области от 30 июля 2015 года № 685/1 ««Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год»
ü Устав и образовательная программа МБОУ СОШ п.Домново