Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы посёлка Домново»
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа посёлка Домново Правдинского района Калининградской области (далее Программа) разработана на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа (составитель – Е.С.Савинов.) – М.: Просвещение,2010., в соответствии:
-с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег.№17785), приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373));
- с внесёнными изменениями в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФот 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373)»;
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012г.);
- с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиНа 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03 марта 2011 года. Образовательная программа—комплекс основных характеристик образования(объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании», форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Программа характеризует содержание, особенности организации образовательного процесса, учитывает образовательные потребности, возможности и особенности развития учащихся начальной школы как фундамента всего последующего обучения.
Срок освоения программы 4 года.
ЦельюПрограммыявляется обеспечениепланируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- обеспечить возможность получения качественного начального общего образования;
- формировать у школьников базовые предметные знания и представления о мире, обеспечивающие выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватным возрастным возможностям учащихся; формировать на основе этих знаний предметные умения, нашедшие отражение в требованиях ФГОС;
- создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития и воспитания младшего школьника;
- обеспечить условия формированияисследовательского поведения учащихся,поддержку индивидуального развития;
- развиватькультуру умственного труда,навыки самообразования,самоконтроля;
- формировать основы здорового образа жизни.
В соответствии с реализуемой ФГОС НОО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять их продвижения, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
Программа предусматривает достижение учащимися следующих результатов:
- личностных:готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся; социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметных:освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
-предметных: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Программа раскрывает изменения, которые произойдут на этом этапе школьного образования в учреждении в соответствии со стандартом второго поколения. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.
Перестройка образовательного процесса в общеобразовательном учреждении подчиняется следующим принципам:
- личностно-ориентированному;
- культуросообразности;
- непрерывности и преемственности образования;
- интеграции;
- дифференциации и индивидуализации;
- фундаментальности и вариативности;
- социального партнерстваи другим.
Программа состоит из трёх основных разделов: целевого, содержательного и организационного.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный разделпредставлен:
- программой формирования универсальных учебных действий у учащихся науровне начального общего образования;
- программами отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности;
- программой духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на уровне начального общего образования;
- программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программой коррекционной работы.
Организационный раздел содержит:
- учебный план начального общего образования;
- перспективный план внеурочной деятельности;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Содержание Программы МБОУ СОШ п.Домново сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей Калининградской области.
В основе реализации Программы лежит системно-деятельностныйподход.
С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (начальная школа работает по учебно-методическому комплексу «Школа России») в документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.
В общеобразовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом общеобразовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
С целью совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья в структуру программы введеныучебный план и перспективный план внеурочной деятельности, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся
При конструировании плана внеурочной деятельности учитывались предложения педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, учащихся и их родителей (законных представителей), а также специфика и направленность учреждения. Школа реализуетмодель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения. В ее реализации принимают участие имеющиеся педагогические работники данного учреждения. Координирующую роль выполняет, классный руководитель.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.