Адаптированная рабочая программа (литературоне чтение) 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Правдинского муниципального округа
«Средняя школа п. Домново»
(Средняя школа п. Домново)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Средней школы п. Домново
(протокол №1 от 31.08.2022)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №272 от 31.08.2022)

Рабочая адаптированная образовательная программа по чтению
(литературное чтение) для учащихся с умственной отсталостью
9 КЛАСС

Домново
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Чтение и литературное чтение»
Устное народное творчество (15 часов).
Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ
(сказка, загадка, пословица, поговорка, былина). Уметь отличать литературную сказку от
народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и
поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать
на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять
главную выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении.
Уметь мысль произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и
характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по
карточке по тексту сказки, былины.
Произведения русских писателей XIX века (60 час).
Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые
утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую
художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни В.А.
Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А.Крылова, Н.В. Гоголь, Н.А.Некрасова,
А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н.Толстого, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А. П. Чехова.
Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и
отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести,
басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и
стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать
собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию
(настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь
составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять
основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь
составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое
произведения. Иметь представление об основных средствах художественной пересказать
прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное
рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на
текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу
(на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный
жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения.
Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии
писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Произведения русских писателей XX века (45часов).
Знать основные события жизни А.М. Горького, В.В. Маяковского, С. А. Есенина, М.И.
Цветаевой, К.Г. Паустовского, М. А. Шолохова, А.А. Фадеева, В.П. Катаева, Б.Н.
Полевого, Е.И. Носова, Н. М. Рубцова, Ю.И. Коваля. Определить основные темы их
творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с
художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из
произведений этих писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и
прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы
учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать
героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных
выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст,
пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять
юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить
небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы.
Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь
самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке

героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах
художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении),
сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического
текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью
учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения зарубежной литературы. (16часов)
Знакомство с произведениями писателей Р.Л. Стивенсона, Э.Сентон - Томпсона, Д.
Дарелла.
Уроки внеклассного чтения (9 часов).
Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений.
Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание
прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по
плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый
аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование
(иллюстрация к эпизоду).
Метапредметные результаты изучения курса Чтение и литературное чтение
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные УУД

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные
сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Коммуникативные УУД
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения, аргументировать свою позицию;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с


учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и
т.п.);

использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;

использовать разные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Основные требования к знаниям и умениям
обучающихся 9 класса
Обучающиеся научатся:






Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя».
Выделять главную мысль произведения.
Давать характеристику главным героям.
Высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
Пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в
связи с прочитанным.
Календарно-тематическое планирование

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Наименование разделов и тем
Устное народное творчество.
Пословицы.
Русские народные песни. «Колыбельная».

1
1
1

Русские народные песни. «За морем синичка не пышно жила».
Былины. Былина «На заставе богатырской».
Былина «На заставе богатырской».
Р.р. Работа по картине В.Васнецова «Богатыри».
Проверка техники чтения.
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую». Чудеса,
встретившиеся в сказке.
«Сказка про Василису Премудрую». Образ Иванушки всказке.
«Сказка про Василису Премудрую». Образ Василисы в сказке.
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев».
Сравнение волшебной сказки и былины
Повторение и обобщение по теме «Устное
народноетворчество». Проверка техники
чтения.
Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского.
В.А. Жуковский. Сказка. «Три пояса». Волшебство в сказке.
В.А. Жуковский. Сказка. «Три пояса». Образы сестёр.
Отличие литературной волшебной сказки от народной.
И.А. Крылов. Жизнь и творчество баснописца. «Кот и повар»
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»(песнь первая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь вторая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь третья).
Р.р. Работа по картине В.Васнецова «После побоища
ИгоряСвятославовича с половцами».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Проза в творчестве А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Два
помещика.
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Лиза и Настя.
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Лиза иАлексей.
Просмотр фильма, снятого по повести А.С. Пушкина
«Барышня-крестьянка». Образы главных героев.
Вн. чт. А.С. Пушкин «Метель» (Отрывок).
Викторина по творчеству А.С. Пушкина. Проверка техникичтения.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Интересныефакты
биографии.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи».
М.Ю. Лермонтов. «Баллада».
М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». Образ красавицы-русалки.
М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». Образ царевича.
И. Андроников о М.Ю. Лермонтове.
Р.р. Описание моря в произведениях М.Ю. Лермонтова
«Баллада» и «Морская царевна».
Викторина по произведениям М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница» (глава 1).
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница» Ганна.
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница» (глава 5).
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница». Образпанночки.
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница» (глава 6).
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница». Образ Левко вповести.
Р.р. Описание вечера в повести «Майская ночь, или утопленница».
Вн. чт. Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
Вн. чт. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.
Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час» (отрывки).
Н.А. Некрасов. Поэма «Саша».
Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Детство Саши.
Р.р. Описание леса в поэме Н.А. Некрасова «Саша».
Викторина по произведениям Н.А. Некрасова.
Проверка техники чтения.
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество поэта.
Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою».
Ф.И. Тютчев. «Декабрьское утро».
А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта.
А.А. Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди».
А.А. Фет «Помню я: старушка няня…»
Р.р. Сочинение – рассуждение на тему «Можно ли верить гаданию?»
А.А. Фет. «Это утро, радость эта».
Вн.чт. А.А. Фет. Избранное. Чтение любимых стихотворенийА.А. Фета.
А.Н. Майков. Жизнь и творчество поэта.
А.Н. Майков. «Ласточки».
А.Н. Майков. «Пейзаж».
А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя.
А.П.Чехов. «Злоумышленник».
А.П.Чехов. «Пересолил».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113

А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Знакомство с семьёй.
А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Художник и Мисюсь.
А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Спор художника с Лидией.
А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Объяснение художникаМисюсь.
А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Новость о уезде Жени.
Викторина по произведениям А.П.Чехова.
Р.р. Составление отзыва о прочитанной книге.
Л.Н Толстой. Жизнь и творчество писателя.
Л.Н Толстой. «Севастопольские рассказы». «Севастополь вдекабре
месяце». Обзор города.
Л.Н Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Страдания имуки войны.
Л.Н Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Любовь к стране.
Викторина по разделу «Из произведений литературы XIX
века». Проверка техники чтения.
Из произведений русской литературы 20 века
М. Горький. Жизнь и творчество писателя.
М. Горький. «Песня о Соколе». Уж и Сокол.
М. Горький. «Песня о Соколе». «Безумству храбрых поём мыславу!»
Вн. чт. М. Горький. «В людях» (отрывок).
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество поэта.
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее сВладимиром
Маяковским летом на даче».
А.И. Куприн. Жизнь и творчество писателя.
А.И. Куприн. «Тапёр».
И. А. Бунин. Жизнь и творчество писателя.
И. А. Бунин. «Косцы». Изображение природы и народноготруда.
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. «Красною кистью…»
М.И. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел»
Вн. чт. Чтение стихотворений А.А. Ахматовой и М.И.Цветаевой.
А.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер».
А.А. Фадеев. Жизнь и творчество.
А. А. Фадеев. Отрывок из романа «Молодая гвардия».
К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество писателя.
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер». Образ бабки Гани.
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер». Основная идеярассказа.
Викторина по произведениям К.Г. Паустовского. Проверкатехники
чтения.
С.А. Есенин. Жизнь и творчество поэта. «Нивы сжаты, рощи голы»
С.А. Есенин. «Собаке Качалова».
М.А Шолохов. Жизнь и творчество писателя.
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
Р.р. Письменное изложение эпизода «Побег Андрея из плена»(по
составленному плану).
Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь тихие» (отрывок).
Ф.Абрамов. Жизнь и творчество писателя.
Ф.Абрамов. «Валенки»
Е.И. Носов. Жизнь и творчество писателя.
Е.И. Носов. Трудный хлеб.
Вн.чт. В.М. Шукшин. «Жил человек»
Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество поэта.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

«Тихая моя родина».
Р.р. Работа по картине Левитана «Озеро».
Н.М. Рубцов. «Русский огонёк».
Вн. чт. А.А. Сурков и Б. Окуджава. Стихотворения о войне.
Н.М. Рубцов. «Зимняя песня».
К.М. Симонов. «Жди меня».
В. М. Инбер. Стихотворение «Заботливая женская рука».
Р. Гамзатов. Отрывок из поэмы «Берегите матерей».
Ч. Айтматов. Отрывок из повести «Первый учитель».
Ф. Искандер. Отрывок из повести «Сердце».
А. Рыбаков. Жизнь и творчество писателя. «Кортик» (отрывок)
А. Рыбаков. «Кортик». Характеристика героев повести.
Вн. чт. В. Быков. «Альпийская баллада».
Ю. Коваль. Жизнь и творчество писателя.
Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава1, 2, 3).
Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава 4,5).Ю. Коваль.
«Приключения Васи Куролесова» (глава 6,7).
С. В. Михалков. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение
«Веселый турист».
Обобщающий урок по произведениям русской литературыXIX века.
Викторина. Проверка техники чтения.
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд».
Э. Сетон – Томпсон «Снап» (главы 1и 2).
Э. Сетон – Томпсон «Снап» (глава 3).
Д. Дарелл. «Живописный жираф».
Подведение итогов за учебный год.
Список рекомендуемой литературы для чтения летом.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».