ОГЭ на «5», 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Правдинского муниципального округа
«Средняя школа п. Домново»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Средней школы п. Домново
(протокол №1 от 31.08.2022)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и. о. директора
___________П. А. Телятник
(приказ №272 от 31.08.2022)

Рабочая программа по внеурочной деятельности
9 класс
ОГЭ на «5»

Домново
2022

Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе Федеральных государственных стандартов,
примерной программы по учебному предмету «География 5-9 классы» М.: Просвещение 2010г.,
авторской программы «География 5-9 класс», авторы - составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б.
Пятунин, Е.А. Таможняя /М.,«Вентана-Граф», 2012г. Программа курса ориентирована на

использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М.Амбарцумовой,
С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф».
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и
психологической подготовки
учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с
особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения
аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач).
Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного
содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый
раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных
заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом,
анализа сложных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к
обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет
использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ –
школьникам и учителям. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к
государственной итоговой аттестации).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный
курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и
развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и
способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому
становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной
реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к
географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих
знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут
необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса
сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М.
Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф». В
школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время:
на факультативных и индивидуальных занятиях.
Внеурочные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по
школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся;
формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий
соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения
образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов.
Цель курса:
Сформировать представление о структуре экзаменационной работы, числе и
форме заданий, а также их уровне сложности, подготовить учащихся к сдаче ГИА в
соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

2

Задачи:
o повторить и обобщить знания по географии
за курс основной
общеобразовательной школы;
o систематизировать информационный материал по разделам;
o выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут
следующих результатов:
o овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять
их на практике;
o овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий
КИМ;
o усвоят основные приёмы мыслительного поиска;
o научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами;
o развитие коммуникативных навыков умения работать в группе.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю для подготовки учащихся 9 классов.
Требования
к
уровню
подготовки
обучающихся,
освоивших
общеобразовательные программы основного общего образования по ГЕОГРАФИИ.
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение
которых проверяется на ОГЭ по географии, составлен на основе раздела «Требования к
уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования.
Знать / понимать:
 основные географические понятия и термины;
 различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу,
способам картографического изображения;
 результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
 географическую зональность и поясность;
 географические особенности
природы материков и океанов, а также
географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и
акваторий; связь между географическим положением, природными условиями,
ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
 специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных
отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем
на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
 определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
 выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
 описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
 объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
3

 приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны,
формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их
обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов и стран мира;
 находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
 анализировать информацию, необходимую для
изучения
географических
объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и
человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
 представлять результаты измерений в разной форме;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 определения поясного времени;
 чтения карт различного содержания;
 решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее
использованию;
Содержание курса
Источники географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического
изображения, градусная сеть)
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения
от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя
мерзлота. Водные ресурсы Земли
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле.
Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое
природное образование. Условия образования почв разных типов
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,
цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные,
природно-хозяйственные

4

Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Соотношение суши и океана на Земле
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и
Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их
использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
Основные типы природопользования
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
География России
Особенности географического положения России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы.
Часовые зоны.
Административно-территориальное устройство России
Природа России
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и
хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории
страны
Природно-хозяйственные различия морей России
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия
почв
Растительный и животный мир России. Природные зоны.
Высотная поясность
Население России
Численность, естественное движение населения
Половой и возрастной состав населения
Размещение населения. Основная полоса расселения
Направления и типы миграции
Народы и основные религии России
Городское и сельское население. Крупнейшие города
Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов
География отраслей промышленности
География сельского хозяйства
География важнейших видов транспорта
Природно-хозяйственное
районирование России. Географические особенности
отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье,
Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое
положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Россия в
современном мире.
5

Календарно - тематическое планирование
№

Тема

I.Введение. Источники
географической информации

7

1

Введение. Особенности процедуры проведения
ОГЭ. Нормативно-правовые документы,
определяющие порядок проведения ОГЭ
Правила заполнения бланков. Особенности
экзаменационной работы по географии,
структура КИМов
Источники географической информации. План
местности. Географическая карта. Их основные
параметры и элементы

1

4

Выдающиеся географические исследования,
открытия и путешествия

1

5

Отработка основных умений работать с
географической картой и планом местности.
Измерение по картам расстояний, направлений
Определение географических координат
Анализ плана местности, построение профиля
местности по плану

1

2

3

6
7
II. Природа Земли и
человек

Кол-во
часов

1

1

1
1

8

8

Природа земли и человек. Земля как планета.
Форма, размеры, движение Земли

1

9
10

Земная кора и литосфера
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой
океан и его части
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция
Погода и климат. Изучение элементов погоды
Работа с синоптическими картами
Биосфера, ее взаимосвязи с другими
геосферами.
Географическая оболочка Земли. Широтная
зональность и высотная поясность

1
1

11
12
13
14
15
III. Материки, океаны,
народы и страны
16
17

1
1
1
1
1

4

Современный облик планеты Земля
Население Земли. Численность населения
Земли.Человеческие расы, этносы

1
1

6

18
19
IV. География России
20

Природа и население северных и южных
материков
Природопользование и геоэкология. Влияние
хозяйственной деятельности людей на природу

1
1

16

Особенности
России

географического

положения

1

Часовые зоны. Решение задач

2

23

Административно-территориальное устройство
России

1

24

Природа России. Особенности геологического
строения и распространения крупных форм
рельефа
Типы климатов, факторы их формирования,
климатические пояса
Внутренние воды и водные ресурсы
Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и
животный мир России

1

Природные зоны
Население России. Городское и сельское
население. Крупнейшие города
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие
территориальные
сочетания
природных
ресурсов
Решение задач на определение регионов по
описанию

1
2

21-22

25
26
27

28
29-30
31

32-33

1
1
1

1

2

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».