Практическая география, 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Правдинского муниципального округа
«Средняя школа п. Домново»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Средней школы п. Домново
(протокол №1 от 31.08.2022)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и. о. директора
------------П. А. Телятник
(приказ №272 от 31.08.2022)

Рабочая программа по практической географии
5 класс

Домново
2022

Структура программы






титульный лист
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
содержание учебного предмета, курса
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
приложение « Учебно-тематический план учебного предмета «Практическая
география. 5 класс»

Аннотация

Рабочая программа по предмету «Практическая география. 5 класс» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом
основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной
программы школы. Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав),
дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и
рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав) учебного предмета,
курса, курса внеурочной деятельности с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, психолого-физиологических и возрастных
особенностей обучающихся.
Программа обеспечена методическим пособием, авторы: А. И. Алексеев. Учебник
выпущен издательским центром «Просвещение» и допущен Департаментом общего
среднего образования и науки Министерства образования и науки РФ. Атлас. «География.
5-6 классы», выпущенным издательским центром «Просвещение», 2022 г. Предмет
является частью регионального компонента базисного учебного плана 2010г.
В классе обучаются дети с задержкой психического развития. Для них предусмотрена
дифференцированная работа на уроках и облегчённые домашние задания.
Нормативные документы, регламентирующие

составление и реализацию рабочих

программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"


Примерные программы по учебным предметам



Примерная основная образовательная программа основного общего образования



Основная образовательная программа основного общего образования образовательного
учреждения



Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования

и

науки

РФ

к

использованию

в

образовательном

процессе

в

общеобразовательных школах


Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден
приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897),



Конвенция о правах ребенка,



санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.2.№2821-10),
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03
марта 2011г.



Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря
2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения,
содержания в общеобразовательных организациях».



Вариативная программа, разработанная авторами И.И.Бариновой, А.А.
Плешаковым,Н.И. Сониным.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №
1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 4093

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Перечень формируемых компетенций:
В результате изучения практической географии выпускник 5 класса научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных
задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать
зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в
разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической
науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях деятельности.

«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения
34 (1 час в неделю). В классе обучаются дети с задержкой психического развития. Для
них предусмотрены облегчённые домашние задания и дифференцированная работа
на уроках.
2.СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
Что изучает география (3 часа).
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два
основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический
метод.
История географических открытий (7 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие
географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное
путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и
поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления
древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной.
Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео
Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура,
наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского,
С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Изображения земной поверхности (11ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в
древности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Изображение на планах местности
и географических картах неровностей земной поверхности. Градусная сеть на глобусах и
картах. Географические координаты. Разнообразие географических карт, их разнообразие.
Земля – планета Солнечной системы (5 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о
возникновении Солнца и планет. Неравномерное распределение солнечного тепла и света
на поверхности Земли. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси.
Оболочки Земли. Литосфера (6ч). Что у Земли внутри? Горные породы и минералы.
Движение земной коры. Формы рельефа суши. Горы и равнины.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и
огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка.
Австралия. Антарктида.
Заключение (1ч).

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
урока

Тема

Часы

урока
I раздел: Что изучает география

3

1

Что изучает практическая география

1

2

Как работать с учебником, чтобы
достичь успеха?

1

3

Входная контрольная работа

1

II раздел: История географических открытий

7

4

Путешествие Пифея. Плавание
финикийцев вокруг Африки.
Появление географических карт

1

5

Географические открытия X-XVII
веков

1

6

Географическое изучение территории
России

1

Формы контроля

7

Карта путешествий XVII-XXвеков

1

8

Выявление значения исследований
русских путешественников и
землепроходцев

1

9

Составление презентации по теме
«Великие русские путешественники»

1

10

География сегодня. Определение
местоположения своего населённого
пункта на карте России

1

III раздел: Изображения земной поверхности

11

11

Ориентирование на местности

1

12

Определение направлений на плане
местности

1

13

Определение расстояний на плане
местности

1

14

Составление простейшего плана
местности с помощью глазомерной
съёмки

1

15

Промежуточная контрольная
работа

1

16

Градусная сеть на глобусе и картах

1

17

Определение географических
координат на глобусе и картах

1

18

Определение направлений и
расстояний на глобусе и картах

1

19

Определение высот и глубин на
глобусе и картах

1

20

Ознакомление с порядком построения
профиля местности

1

21

Построение профиля рельефа

1

IV раздел: Земля – планета Солнечной системы

5

22

Схематическое изображение земного
шара

1

23

Географические следствия движения
Земли вокруг Солнца

1

24

Что происходит на Земле в дни
солнцестояния и равноденствия?

1

25

Вращение Земли вокруг своей оси

1

26

Знакомство с метеорологическими
приборами и наблюдение за погодой

1

V раздел: Оболочки Земли. Литосфера

7

27

Определение и описание свойств
горных пород

1

28

Изучение по картам движения
литосферных плит

1

29

Обозначение на контурной карте
крупнейших вулканов Земли

1

30

Формы рельефа Земли: горы и
равнины
1

31

Обозначение на контурной карте
местоположения географических
объектов литосферы

1

32

Итоговая контрольная работа

1

33

Выполнение проектного задания

1

«Рекорды литосферы»

VI раздел: Заключение
34

1

Составление описания компонентов
природы своей местности
Итого

1

34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».