География, 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Правдинского муниципального округа
«Средняя школа п. Домново»

УТВЕРЖДЕНО
приказом и. о. директора
___________П. А. Телятник
(приказ №272 от 31.08.2022)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Средней школы п. Домново
(протокол №1 от31.08.2022)

Рабочая программа по географии
9 класс

Домново
2022

1

Структура программы






титульный лист;
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
содержание учебного предмета, курса
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
приложение: Учебно-тематический план учебного предмета «География России.
Население и хозяйство» 9 класс

Аннотация
Рабочая программа по предмету, включённых в структуру основной образовательной
программы школы. Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает
примерное распределение учебных часов по темам (разделам «Геграфия России. Население и
хозяйство. 9 класс») разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы с учётом основных направлений программ и рекомендуемую
последовательность изучения тем (разделов, глав) учебного предмета, курса, курса
внеурочной деятельности с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, психолого-физиологических и возрастных особенностей обучающихся.
Предмет является частью регионального компонента базисного учебного плана 2004г.
В классе обучаются дети с задержкой психического развития. Для них предусмотрены
индивидуальные домашние задания и дифференцированная работа на уроках.
Звёздочкой (*) обозначены задания повышенной сложности.
Нормативные документы, регламентирующие

составление и реализацию рабочих

программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации"


Примерные программы по учебным предметам



Примерная основная образовательная программа основного общего образования



Основная образовательная программа основного общего образования
образовательного учреждения



Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных школах



Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден
приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897),



Конвенция о правах ребенка,



санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.2.№2821-10),
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

2

общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03
марта 2011г.



Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015
года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в
общеобразовательных организациях



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №
1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
(Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 4093

Рабочая программа учебного курса по географии для 9 класса разработана на
основании примерной программы основного общего образования по географии, авторской
программы по географии (6-10 классы) под ред. И.В. Душиной, – М.: ДРОФА, 2016 и
соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю), из них 3 часа резерва
выделено на проведение входной к\р, к\р за первое полугодие и к\р за год.
Учебник под редакцией В.П. Дронова, В.Я. Рома. Издательство – М.: «ДРОФА»,2019.
Рабочая тетрадь. «География России. Население и хозяйство», под редакцией В. П. Дронова.
– М.: ДРОФА, 2019. Атлас. География. 9 класс, издательство – М.: ДРОФА, 2019.
На изучение регионального компонента - Калининградской области, взято 6 часов за счёт
резервного времени. Используется учебник: В.В. Орлёнок, Г.М. Фёдоров « Региональная
география России. Калининградская область». Калининград. 2016 г. Нумерация
практических работ, обязательных для выполнения, дана в соответствии с очерёдностью их
выполнения.

1.Планируемые результаты освоения географии
Выпускник должен знать/уметь:
*
выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;
*
ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео - и фото изображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

3

*
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
*
использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов
наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации
объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и
географических различий); расчет
количественных
показателей,
характеризующих географические объекты, явления
и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений,
основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
*
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
*
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
*
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
*
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с очки зрения концепции устойчивого развития;
*
различать (распознавать, приводить
примеры)
изученные
демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения
Земли и отдельных регионов и стран;
*
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практикоориентированных зада
*
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
*
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к
разным природным условиям;
*
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
*
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
*
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
*
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
*
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в
контексте реальной жизни;
*
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы России и ее отдельных регионов;
*
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
*
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
*
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
4

*
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;
*
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;
факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
*
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом
и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
*
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных процессов или закономерностей;
*
различать
(распознавать)
показатели,
характеризующие
отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
*
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и
территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
*
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
*
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
*
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
*
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
*
описывать погоду своей местности;
*
объяснять расовые отличия разных народов мира;
*
давать характеристику рельефа своей местности;
*
уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории
*
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи
для решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

2.Содержание учебного предмета
Место России в мире (6час)
Политико-государственное устройство. Географическое положение и границы России.
Государственная территория России.
Население Российской Федерации (6час)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и
естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции
населения. Расселение населения.
Географические особенности экономики России (2час)
География основных типов экономики на территории России. Россия в современной мировой
экономике. Перспективы развития России.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 час)
5

Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство.
Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства.
Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной
комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная
промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс.
Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы
электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны.
Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия.
Особенности
размещения.
Проблемы
и
перспективы
развития
отрасли.
Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими
отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военнопромышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности
размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства.
Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура.
Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера
обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение
труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства
своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районирование России. Общественная география крупных регионов (2час)
Районы России (21 час)
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории,
ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в
расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района.
Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей
хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры.
Функциональное значение городов. Москва — столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности Э ГП, природно-ресурсный
потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население,
древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства.Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства.
6

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП,
природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего
Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей
хозяйства.
2 и 3 разделы увеличены на 3 часа за счёт резервного времени. На изучение
регионального компонента Калининградской области, взято 10 часов за счёт резервного
времени. Используется учебник: В.В.Орлёнок, Г.М.Фёдоров. Региональная география
России. Калининградская область. Калининград. 2010 г. Нумерация практических работ,
обязательных для выполнения, дана в соответствии с очерёдностью их выполнения.
География Калининградской области (4 час)
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства
своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой
предмета.

7

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
ЧАС

ТЕМА УРОКА

Практические работы
тесты

1.Государственная территория и государственные
границы России.
2.Географическое положение России
3.Оценка географического положения России.
Повторение за предыдущий курс
4. Входная контрольная работа

1
1
1
1

Пр.р.№1 «Обозначение
на к/к границ России,
пограничных
государств»

5. Административно-территориальное деление
России
6. Административно-территориальное деление
России

1

Пр.р.№2 «Обозначение
на контурной карте
республик, автономных
округов и автономной
области, входящих в
состав РФ»

7. Исторические особенности заселения и освоения
территории России
8.Динамика численности населения России
9.Половой и возрастной состав населения

1

10.Народы, языки и религии России

1

11.Городское и сельское население

1

12.Человеческий капитал и трудовые ресурсы России

1

13.Миграции населения
14. Размещение населения России
15. Обобщение темы «Население России»
16.Что такое хозяйство страны и как его изучают
географы
17.Научный комплекс
18.Роль, значение и проблемы развития
машиностроения
19.Факторы размещения машиностроения
20.География машиностроения

1
1
1
1

8

1

1
1

Пр.р.№3 «Определение
плотности населения,
доли городского и
сельского населения.
Сопоставление со
средними показателями
по стране"

1
1
1
1

Пр.р.№4 «Определение
по картам
закономерностей
размещения отраслей
наукоемкого,

трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения»

21.Роль, значение и проблемы ТЭК
22.Топливная промышленность
23.Топливная промышленность.

1
1
1

24.Электроэнергетика
25.Состав и значение конструкционных комплексов
26.Металлургический комплекс
27.Факторы размещения предприятий
металлургического комплекса. Чёрная металлургия

1
1
1
1

28.Цветная металлургия
29.Химико-лесной комплекс. Химическая
промышленность
30.Факторы размещения предприятий химической
промышленности. Лесная промышленность
31.Обобщение темы «Общая характеристика
населения и хозяйства России»
32.Промежуточная контрольная работа
33.Состав и значение АПК
34.Земледелие и животноводство

1
1

35.Пищевая и лёгкая промышленность
36.Состав инфраструктурного комплекса. Роль
транспорта
37.Железнодорожный и автомобильный транспорт
38.Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера
обслуживания
39.Составление карты «Строящиеся
промышленные объекты России»
40.Районирование России. Географические районы и
географическое разделение труда

1
1

41.Западный макрорегион - Европейская Россия.

1

Общая характеристика
42.Центральная Россия. Географическое положение,
природные условия и ресурсы

1

9

Пр.р.№5«Составление
характеристики одного
из угольных бассейнов
по картам и
статистическим
материалам»

Пр.р.№6
«Характеристика
металлургической базы
страны»

1
1
1
1

Пр.р.№7 «Определение
по картам и
статистическим
материалам основных
районов выращивания
зерновых и технических
культур, главных
районов
животноводства»

1
1
1
1

Защита проекта

43.Население и хозяйство
44.Районы Центральной России.
Москва и Московский столичный регион

1
1

45.Географические особенности областей
Центрального района
46.Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный
районы
47.Европейский Северо-Запад. Географическое
положение, природные условия и ресурсы
48.Европейский Север. Географическое положение,
природные условия и ресурсы
49.Население и хозяйство

1

50.Европейский Юг - Северный Кавказ и Крым.
Географическое положение, природные условия и
ресурсы
51.Население. Хозяйство

1

52.Поволжье. Географическое положение, природные
условия и ресурсы
53.Население
54.Хозяйство

1

55.Урал. Географическое положение, природные
условия и ресурсы
56.Население. Хозяйство
57.Восточный макрорегион – азиатская Россия.
Общая характеристика
58.Западная Сибирь. Географическое положение.
Население. Хозяйство

1

10

Пр.р.№8 «Изучение и
характеристика
внешних
территориальнопроизводственных
связей Центральной
России»

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

Пр.р.№9 «Определение
обеспеченности
Европейского Севера
природными ресурсами.
Прогноз о возможном
развитии отраслей
хозяйства»

Пр.р.№10 « Выявление
и анализ условий для
развития
рекреационного
хозяйства на Северном
Кавказе»

Пр.р.№11
«Определение факторов
развития и сравнение
специализации пищевой
промышленности
Европейского Юга и
Поволжья»

59.Дальний Восток. Географическое положение.
60.Население. Хозяйство
61.Обобщение темы «Особенности географических
районов России»
62.Итоговая контрольная работа
63.Определение особенностей ЭГП Калининградской
области

1

64.Население и хозяйственное освоение. Городское и
сельское население

1

65.Особенности развития хозяйства области.
Промышленность. Особенности транспорта. АПК
региона

1

66.Составление карты «Рекреационное хозяйство
моей области». Защита проекта

1

11

1
1
1

Пр.р.№13
«Хозяйственная оценка
природных ресурсов
Калининградской
области»

Пр.р.№14
«Составление
картосхемы внешних
экономических связей
Калининградской
области»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».