География, 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Правдинского муниципального округа
«Средняя школа п. Домново»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Средней школы п. Домново
(протокол №1 от31.08.2022)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и. о. директора
___________П. А. Телятник
(приказ №272 от 31.08.2022)

Рабочая программа по географии
8 класс

Домново
2022







Структура программы
титульный лист;
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
содержание учебного предмета, курса
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
приложение: Учебно-тематический план учебного предмета «География России. 8 класс»

Аннотация
Рабочая программа по предмету «География России. Природа. 8 класс» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных
направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы школы.
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное
распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность
изучения тем (разделов, глав) учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, психологофизиологических и возрастных особенностей обучающихся. Предмет является частью
регионального компонента базисного учебного плана 2004г.


Программа обеспечена методическим пособием, авторы: И.И. Баринова. Учебник выпущен
издательским центром «ДРОФА», авторы: И.И. Баринова и допущен Департаментом
общего среднего образования и науки Министерства образования и науки РФ. Рабочая
тетрадь. «География России. Природа». – М.: ДРОФА, 2016. Атлас. 8 класс. – М.: ДРОФА,
2016. Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса разработана на
основании примерной программы основного общего образования по географии, авторской
программы по географии (6-10 классы) под ред. И.В. Душиной – М.; Дрофа, 2016 и
соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). В рабочую программу внесены
следующие изменения: второй и третий разделы увеличен на 2 часа за счет резервного
времени. На изучение регионального компонента взято 8 часов из резервного времени.
Используется учебник: В.В. Орлёнок, Г.М. Фёдоров. Региональная география России.
Калининградская область. Калининград. 2016 г.

Нормативные документы, регламентирующие

составление и реализацию рабочих

программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"


Примерные программы по учебным предметам



Примерная основная образовательная программа основного общего образования



Основная образовательная программа основного общего образования образовательного
учреждения



Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования

и

науки

РФ

к

использованию

общеобразовательных школах

2

в

образовательном

процессе

в



Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден
приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897),



Конвенция о правах ребенка,



санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы

СанПиНа

2.4.2.№2821-10),

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03 марта
2011г.


Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года
№81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях».



Вариативная программа, разработанная авторами И.И.Бариновой.



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте
России 02.02.2016 № 4093

1. Планируемые результаты освоения географии.
Ученик должен знать|понимать:
*
Источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;
*
ориентирование в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео - и фото изображения, компьютерные базы данных): находить и
извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные
показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять
недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
*
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
*
использование различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей
и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и
интерпретации географической информации объяснение географических явлений.
3

*
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
*
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и различий;
*
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с очки зрения концепции устойчивого развития;
*
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
*
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
*
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, адаптации
человека к разным природным условиям;
*
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
*
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
*
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
*
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
*
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения
практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в
контексте реальной жизни;
*
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
России и ее отдельных регионов;
*
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России;
*
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
*
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами

отдельных территорий России;
*
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
*
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

Ученик должен уметь:
*
создавать простейшие географические карты различного содержания;
*
моделировать географические объекты и явления;
*
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками
географической информации;
*
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
*
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
*
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
*
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
*
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
*
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами;
4

*
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать
границы с точки зрения их доступности;

2.Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Наша Родина на карте мира (9ч.)
Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте
часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России.
Практические работы. Характеристика географического положения России. Определение
поясного времени.
Знать: географическое положение России, историю освоения и изучения территории.
Уметь: показывать на карте географическое положение России.
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 ч.)
Особенности рельефа России. Геологическое строение территории России. Минеральные
ресурсы России. Развитие форм рельефа.
Практические работы. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа-и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Знать: особенности рельефа, геологическое строение России.
Уметь: объяснять зависимость расположения крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Климат и климатические ресурсы (7ч.)
Типы климатов России. Климатообразующие факторы. Зависимость человека от климата.
Агроклиматические ресурсы.
Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения
средних температур января и июля, годового количества осадков на территории
страны.
Знать: климатообразующие факторы. Уметъ: определять по картам закономерности
распределения солнечной радиации, радиационного баланса, особенности распределения
средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.
Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч.)
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.
Знать: внутренние воды России.
Уметь: давать характеристику внутренних вод России.
Почва и почвенные ресурсы (4 ч.)
Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные
ресурсы России.
Практические работы. Выявление условий образования основных типов почв. Оценка
их плодородия.
Знать: закономерности распространения почв.
Уметь: давать оценку плодородия почв.
Растительность и животный мир. Биологические ресурсы (5 ч.)
Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного
и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.
5

Практические работы. Составление прогноза изменений растительного им животного мира
при изменении других компонентов природного комплекса. Определение роли особо охраняемых
природных территорий в сохранении природы России.
Знать: природно-ресурсный потенциал России.
Уметь: составлять прогноз изменений растительного и животного мира.
Природные комплексы России. Природное районирование (3 ч.)
Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы.
Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России. Высотная
поясность.
Практические работы. Сравнительная характеристика двух природных зон (по выбору).
Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
Знать: разнообразие природных комплексов России.
Уметь: составлять сравнительную характеристику природных регионов.
Природа регионов России (19 ч.)
Русская равнина. Северный Кавказ. Урал. Западная Сибирь. Горы Южной Сибири.
Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Знать: природу крупных регионов России.
Уметь: составлять характеристику крупного природного региона.
Природа Калининградской области (6 ч.). Человек и природа (3 ч.).

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
ТЕМА УРОКА

1.Что изучают в курсе «Природа России». Источники
географической информации
2.Географическое положение России

ЧАС
1

ПРИМЕЧАНИЕ

1

Пр.р.№1
«Характеристика
особенностей
географического
положения России»

3. Повторение за предыдущий курс
4.Входная контрольная работа

1
1

5.Моря, омывающие берега России

1

6.Россия на карте часовых поясов
7.Россия на карте часовых поясов

1
1

6

П.р.№2
«Обозначение на
контурной карте
границы,
пограничных
государств, крайних
точек России»

П.р.№3
«Определение
поясного времени

для различных
пунктов России»
7.Как осваивали и изучали территорию России

1

8.Как осваивали и изучали территорию России
10. .Обобщение темы «Наша Родина на карте мира»
11.Особенности рельефа России
12.Геологическое строение территории России

1
1
1
1

Пр.р.№4
«Объяснение
зависимости
расположения
крупных форм
рельефа и
месторождений
полезных
ископаемых от
строения земной

коры»
13.Минеральные ресурсы России
14.Развитие форм рельефа
15.Обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и
минеральные ресурсы России»
16.От чего зависит климат нашей страны
17.Циркуляция воздушных масс
18. Распределения тепла и влаги на территории России
19.Разнообразие климата России
20.Разнообразие климата России.

1
1
1

21.Зависимость человека от климата. Агроклиматические
ресурсы
22. Обобщение темы «Климат и климатические ресурсы»
23. Разнообразие внутренних вод России
24. Реки
25. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя
мерзлота

1

7

1
1
1
1
1

1
1
1
1

Пр.р.№5
«Определение по
картам
закономерностей
распределения
солнечной радиации,
радиационного
баланса, выявление
особенностей
распределения
средних температур
января и июля,
годового количества
осадков на
территории страны»

Пр.р.№6
«Определение по
картам особенностей
питания, режима,
годового стока,
уклона и падения рек,

возможностей их
хозяйственного
использования»

26. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека
27. Обобщение темы «Внутренние воды и водные
ресурсы»
28. Образование почв и их разнообразие
29. Закономерности распространения почв. Почвенные
ресурсы
30.Обобщение темы «Особенности природы и природные
ресурсы России»
31. Промежуточная контрольная работа
32.Растительный и животный мир России
33.Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные
территории (ООПТ)
34.Природно-ресурсный потенциал России

1
1
1
1
1
1
1
1
1

35.Создание карты «Заповедные места России»»

36.Создание карты «Заповедные места России»»

1

37.Разнообразие природных комплексов России. Моря как
крупные природные комплексы
38. Природные зоны России. Разнообразие лесов России
39.Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность
40. Восточно-Европейская (Русская) равнина
41. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

1

42.Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и
проблемы их рационального использования
43.Природа Крыма
44. Кавказ – самые высокие горы России .Особенности
природы высокогорий

1

45.Урал – «каменный пояс земли Русской». Природные
ресурсы Урала
46. Своеобразие природы Урала
47. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала
48.Западно-Сибирская равнина: особенности природы

1

49.Природные ресурсы Западной Сибири и условия их
освоения

1

8

1
1
1
1

Подготовка к
защите проекта
Защита проекта

Пр.р.№7
«Сравнительная
характеристика двух
природных зон
Русской равнины»

1
1

1
1
1

Пр.р.№8 «Оценка
природных условий и
ресурсов ЗападноСибирской равнины
для жизни и
деятельности
человека»

50.Восточная Сибирь: величие и суровость природы
51.Природные районы Восточной Сибири
52.Жемчужина Сибири – Байкал
53.Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их
освоения

1
1
1
1

54.Дальний Восток – край контрастов
55.Природные комплексы Дальнего Востока. Природные
уникумы

1
1

56.Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их
человеком
57.Обобщение темы «Природа регионов России»
58.Итоговая контрольная работа
59.Особенности истории Калининградской области.
Географическое положение области

1

60. Геологическое строение, рельеф области, полезные

1

1
1
1

ископаемые

61. Климат. Характеристика сезонов года. Реки. Озёра
62. Почвы. Растительный и животный мир
63.Экологические проблемы Калининградской области
Подготовка к защите проекта «Семь чудес моего края»
64.Защита проекта «Семь чудес моего края»

1
1
1

65. Влияние природных условий на жизнь и здоровье
человека. Географический фактор в развитии общества.
66.Воздействие человека на природу. Рациональное
природопользование

1

67. Россия на экологической карте мира. Экология и
здоровье человека
68.География для природы и общества

1

9

1

1

1

Пр.р.№9 «Оценка
природных ресурсов
Восточной Сибири»

Пр.р.№10
Составление карты
«Природные
уникумы Дальнего
Востока»

Пр.р.№11
«Характеристика
особенностей
географического
положения
Калининградской
области (работа с
контурной картой
области)»
Пр.р.№12
«Обозначение на
контурной карте
форм рельефа и
полезных
ископаемых»

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».