Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Правдинского муниципального округа «Средняя школа п. Домново» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Средней школы п. Домново (протокол №1 от 31.08.2022) УТВЕРЖДЕНО приказом и. о. директора ___________П. А. Телятник (приказ №272 от 31.08.2022) Рабочая программа по внеурочной деятельности 9 класс ОГЭ на «5» Домново 2022 Пояснительная записка Рабочая программа курса составлена на основе Федеральных государственных стандартов, примерной программы по учебному предмету «География 5-9 классы» М.: Просвещение 2010г., авторской программы «География 5-9 класс», авторы - составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя /М.,«Вентана-Граф», 2012г. Программа курса ориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М.Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф». Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением сложных задач). Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ – школьникам и учителям. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к государственной итоговой аттестации). Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия Э.М. Амбарцумовой, С.Е.Дюковой «География» издательского центра «Вентана-Граф». В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Внеурочные занятия позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приёмов и подходов к решению заданий соответствующих типов, способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов. Цель курса: Сформировать представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности, подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. 2 Задачи: o повторить и обобщить знания по географии за курс основной общеобразовательной школы; o систематизировать информационный материал по разделам; o выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами. Ожидаемые результаты: На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов: o овладеют суммой базовых знаний и умений, научатся самостоятельно применять их на практике; o овладеют общими универсальными приёмами и подходами к решению заданий КИМ; o усвоят основные приёмы мыслительного поиска; o научаться пользоваться контрольно-измерительными материалами; o развитие коммуникативных навыков умения работать в группе. Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю для подготовки учащихся 9 классов. Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ГЕОГРАФИИ. Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на ОГЭ по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Знать / понимать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений Уметь: определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; описывать существенные признаки географических объектов и явлений; объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; составлять краткую географическую характеристику разных территорий; 3 приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять результаты измерений в разной форме; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения поясного времени; чтения карт различного содержания; решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию; Содержание курса Источники географической информации. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия Природа земли и человек Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные 4 Материки, океаны, народы и страны Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы Природопользование и геоэкология Влияние хозяйственной деятельности людей на природу Основные типы природопользования Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере География России Особенности географического положения России Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые зоны. Административно-территориальное устройство России Природа России Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны Природно-хозяйственные различия морей России Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность Население России Численность, естественное движение населения Половой и возрастной состав населения Размещение населения. Основная полоса расселения Направления и типы миграции Народы и основные религии России Городское и сельское население. Крупнейшие города Хозяйство России Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов География отраслей промышленности География сельского хозяйства География важнейших видов транспорта Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Россия в современном мире. 5 Календарно - тематическое планирование № Тема I.Введение. Источники географической информации 7 1 Введение. Особенности процедуры проведения ОГЭ. Нормативно-правовые документы, определяющие порядок проведения ОГЭ Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1 4 Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия 1 5 Отработка основных умений работать с географической картой и планом местности. Измерение по картам расстояний, направлений Определение географических координат Анализ плана местности, построение профиля местности по плану 1 2 3 6 7 II. Природа Земли и человек Кол-во часов 1 1 1 1 8 8 Природа земли и человек. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли 1 9 10 Земная кора и литосфера Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части Атмосфера. Состав, строение, циркуляция Погода и климат. Изучение элементов погоды Работа с синоптическими картами Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность 1 1 11 12 13 14 15 III. Материки, океаны, народы и страны 16 17 1 1 1 1 1 4 Современный облик планеты Земля Население Земли. Численность населения Земли.Человеческие расы, этносы 1 1 6 18 19 IV. География России 20 Природа и население северных и южных материков Природопользование и геоэкология. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу 1 1 16 Особенности России географического положения 1 Часовые зоны. Решение задач 2 23 Административно-территориальное устройство России 1 24 Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса Внутренние воды и водные ресурсы Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир России 1 Природные зоны Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие города Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов Решение задач на определение регионов по описанию 1 2 21-22 25 26 27 28 29-30 31 32-33 1 1 1 1 2 7