МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Калининградской области
МБОУ "Средняя школа поселка Домново"
МБОУ "Средняя школа
методическим
объединением
поселка
учителей начальной школы
Домново"РАССМОТРЕНО
______________Гузова Т.Н.
Протокол №1
от "31" августа2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
И. о. директора
______________Григорьева О.Б.
______________Телятник Павел
Александрович
Протокол №1
от "31" августа 2022 г.
Приказ №272
от "31" августа2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3251257)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Дмитриева Александра Константиновна
учитель начальных классов
Домново 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе
начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета.
— Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности.
— Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.
— Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные
символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на
карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции,
обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые
события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и
общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.
Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам,
Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи
в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы,
птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в
природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и
рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура,
закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в
школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на
пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне,
высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
— на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
— различать символы РФ;
— различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
— группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах
изученного);
— различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией:
— различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
— читать информацию, представленную в схеме, таблице;
— используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
— соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы
чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина,
столица, родной край, регион);
— понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество;
заповедник);
— понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого
существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере
своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
— контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению
учебной задачи;
— оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников,
спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность:
— строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с
правилами поведения, принятыми в обществе;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения,
проявления терпения и уважения к собеседнику;
— проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода,
молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее
дело;
— определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их
разрешения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
— находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
— узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
— распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
— приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
— приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие
значение природы в жизни человека;
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты
и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
— ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; —
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; —
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи
людям, нуждающимся в ней;
— соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения
пассажира наземного транспорта и метро;
— соблюдать режим дня и питания;
— безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в
Интернет;
— безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в
случае необходимости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица
на карте.
1
0
0
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве России, о
многонациональном составе населения страны;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
1.2.
Государственные символы России, символика своего региона.
1
0
1
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве России, о
многонациональном составе населения страны;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
1.3.
Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы
истории Москвы.
3
1
0
Рассказ учителя по теме «История возникновения
Москвы»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
1.4.
Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.
1
0
1
Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург,
наш регион на карте РФ;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
1.5.
Россия — многонациональное государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники.
2
0
1
Чтение текстов учебника о народах России, об их
традициях, обычаях, праздниках;
Устный
опрос;
Практическая
работа ;
https://infourok.ru/
1.6.
Родной край, его природные и культурные достопримечательности.
2
0
0
Составление сообщения об истории родного края
(при помощи взрослых, с использованием
дополнительных источников информации);
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
1.7.
Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный
город на карте.
1
0
1
Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
1.8.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение
труда в жизни человека и общества.
1
0
0
Дидактическая игра по теме «Профессии города и
села»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
1.9.
Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и
традиции.
2
0
0
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга,
расскажем о своей семье»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
1.10. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.
1
0
0
Обсуждение обязанностей в семье, семейных
традиций, совместный труд и отдых;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
1.11. Правила культурного поведения в общественных местах.
1
0
0
Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и
группировка слов по противоположному значению
(добрый — жадный, смелый — трусливый,
правдивый — лживый и др.);
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2
1
0
Анализ ситуаций, раскрывающих примеры
гуманного отношения к людям;
Устный
опрос;
Тестирование;
;
https://infourok.ru/
1.12
Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и
особенностям других людей — главные правила взаимоотношений
членов общества.
Итого по разделу
18
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.
3
0
1
Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по выбору)
на тему «Звёздное небо Созвездия»;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
2.2.
Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.
2
0
0
Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от
других планет»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2.3.
Изображения Земли: глобус, карта, план.
1
0
1
Практическая работа с глобусом;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
2.4.
Карта мира. Материки, океаны.
2
0
1
Рассказ учителя, работа с текстом учебника:
описание и особенности океанов и материков на
Земле;
Устный
опрос;
Практическая
работа.;
https://infourok.ru/
2.5.
Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его
устройство, ориентирование на местности.
3
1
1
Практическая работа с картой: «Как показывать
объекты на настенной карте»;
Практическая
работа;
Тестирование;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2.6.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.
4
0
0
Коммуникативная деятельность: описание растений
по иллюстрациям и живым объектам;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2.7.
Дикорастущие и культурные растения.
1
0
0
Классификация растений (по иллюстрациям):
дикорастущие — культурные;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2.8.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения.
3
1
0
Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников,
трав;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2.9.
Мир животных (фауна).
1
0
0
Дидактическая игра по теме «Угадай животное по
описанию»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2.10. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся:
общая характеристика (особенности внешнего вида, движений,
питания, размножения).
6
0
0
Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое
животное попало в эту группу случайно»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
2.11. Сезонная жизнь животных.
2
1
0
Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как
готовится к зиме»;
Устный
опрос;
Тестирование;
https://infourok.ru/
2.12
Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги.
3
0
1
Работа в группе: чтение текстов учебника и
использование полученной информации для
подготовки собственного рассказа о Красной книге;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
2.13
Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила
нравственного поведения на природе.
5
1
0
Коллективное составление плана рассказа о редком
растении и животном;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
36
3.1.
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных
занятий, двигательной активности) и рациональное питание
(количество приёмов пищи и рацион питания).
3
0
0
Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня?
Почему нужно правильно питаться?»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
3.2.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
2
0
0
Анализ дорожных ситуаций.;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
3.3.
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила
поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).
1
0
0
Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на
игровой площадке, дома и в школе, если не
соблюдать правила безопасности»;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/
3.4.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро. Номера телефонов экстренной помощи.
4
0
1
Работа в паре: соотнесение изображений и названий
дорожных знаков;
Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»;
Работа в паре: соотнесение изображений и названий
дорожных знаков;
Практическая работа по теме «Учимся соблюдать
изученные правила безопасности под руководством
инструктора ГИБДД или учителя»;
Беседа по теме «Правила поведения в общественном
транспорте»;
;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
3.5.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
4
1
0
Практическая работа по теме «Правила пользования
компьютером»;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
;
https://infourok.ru/
7
10
Итого по разделу
14
Резервное время
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Наша Родина – Россия,
Российская Федерация.
Россия и её столица на
карте.
1
0
0
Устный
опрос;
2.
Государственные символы
России, символика своего
региона.
1
0
1
Практическая
работа;
3.
Москва – столица.
1
0
0
Устный
опрос;
4.
Достопримечательности
Москвы.
1
0
0
Устный
опрос;
5.
Страницы истории Москвы.
1
1
0
Тестирование;
6.
Города России. Свой регион 1
и его столица на карте РФ.
0
1
Практическая
работа;
7.
Россия –
многонациональное
государство.
1
0
0
Устный
опрос;
8.
Народы России, их
традиции, обычаи,
праздники.
1
0
1
Практическая
работа;
9.
Родной край, его природные 1
и культурные
достопримечательности.
0
0
Устный
опрос;
10. Родной край, его природные 1
и культурные
достопримечательности.
0
0
Устный
опрос;
11. Значимые события истории 1
родного края. Свой регион и
его главный город на карте.
0
1
Практическая
работа;
12. Хозяйственные занятия,
1
профессии жителей родного
края. Значение труда в
жизни человека и общества.
0
0
Устный
опрос;
13. Семья – коллектив.
Семейное древо.
1
0
0
Устный
опрос;
14. Семейные ценности и
традиции.
1
0
0
Устный
опрос;
15. Совместный труд и отдых. 1
Участие детей в делах семьи.
0
0
Устный
опрос;
16. Правила культурного
поведения в общественных
местах.
1
0
0
Устный
опрос;
17. Доброта, справедливость,
честность, уважение к
чужому мнениюи
особенностям других
людей— главные правила
взаимоотношений членов
общества.
1
0
0
Устный
опрос;
18. Обобщение по теме
«Человек и общество»
1
1
0
Тестирование;
19. Наблюдения, опыты,
измерения.
1
0
0
Устный
опрос;
20. Звёзды и созвездия,
наблюдения звёздного неба.
1
0
1
Практическая
работа;
21. Планеты.
1
0
0
Устный
опрос;
22. Чем Земля отличается от
других планет.
1
0
0
Устный
опрос;
23. Условия жизни на Земле.
1
0
0
Устный
опрос;
24. Изображения Земли: глобус, 1
карта, план.
0
1
Практическая
работа;
25. Карта мира.
1
0
1
Практическая
работа;
26. Материки, океаны.
1
0
0
Устный
опрос;
27. Определение сторон
горизонта при помощи
компаса.
1
0
1
Практическая
работа;
28. Компас, его устройство,
ориентирование на
местности.
1
0
0
Устный
опрос;
29. Обобщение по теме «Мир
вокруг нас»
1
1
0
Тестирование;
30. Многообразие растений.
1
0
0
Устный
опрос;
31. Деревья.
1
0
0
Устный
опрос;
32. Кустарники.
1
0
0
Устный
опрос;
33. Травы.
1
0
0
Устный
опрос;
34. Дикорастущие и культурные 1
растения.
0
0
Устный
опрос;
35. Связи в природе.
1
0
0
Устный
опрос;
36. Годовой ход изменений в
жизни растения.
1
0
0
Устный
опрос;
37. Обобщение по теме
«Многообразие растений»
1
1
0
Тестирование;
38. Мир животных (фауна).
1
0
0
Устный
опрос;
39. Насекомые.
1
0
0
Устный
опрос;
40. Рыбы.
1
0
0
Устный
опрос;
41. Птицы.
1
0
0
Устный
опрос;
42. Звери.
1
0
0
Устный
опрос;
43. Земноводные.
1
0
0
Устный
опрос;
1
0
0
Устный
опрос;
1
0
0
Устный
опрос;
44.
Пресмыкающиеся.
45. Сезонная жизнь животных.
46. Обобщение по теме «Мир
животных»
1
1
0
Тестирование;
47. Красная книга России, её
значение.
1
0
0
Устный
опрос;
48. Отдельные представители
растений и животных
Красной книги.
1
0
0
Устный
опрос;
49. Растения и животные
нашего края, занесённые в
Красную книгу.
1
0
1
Практическая
работа;
50. Заповедники.
1
0
0
Устный
опрос;
51. Природные парки.
1
0
0
Устный
опрос;
52. Охрана природы.
1
0
0
Устный
опрос;
53. Правила нравственного
поведения на природе.
1
0
0
Устный
опрос;
54. Обобщение по теме «Охрана 1
природы»
1
0
Тестирование;
55. Здоровый образ жизни.
1
0
0
Устный
опрос;
56. Режим дня (чередование сна, 1
учебных занятий,
двигательной активности).
0
0
Устный
опрос;
57. Рациональное питание
1
(количество приёмов пищи и
рацион питания).
0
0
Устный
опрос;
58. Физическая культура,
закаливание, игры на
воздухе как условие
сохранения и укрепления
здоровья.
1
0
0
Устный
опрос;
59. Физическая культура,
закаливание, игры на
воздухе как условие
сохранения и укрепления
здоровья.
1
0
0
Устный
опрос;
60. Правила безопасности в
школе.
1
0
0
Устный
опрос;
61. Мы – пешеходы.
1
0
0
Практическая
работа;
62. Правила безопасного
поведения пассажира
наземного транспорта и
метро.
1
0
1
Устный
опрос;
63. Номера телефонов
экстренной помощи.
1
0
0
Устный
опрос;
64. Правила безопасности на
воде и в лесу. Опасные
незнакомцы
1
0
0
Устный
опрос;
65. Правила поведения при
пользовании компьютером.
1
0
0
Устный
опрос;
66. Безопасность в Интернете.
1
0
0
Устный
опрос;
67. Обобщение по
теме«Правила
безопасной жизни»
1
1
0
Тестирование;
68. Итоговое повторение
1
0
0
Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
7
10
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях);
2 класс /Плешаков А.А.;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 2 класс Максимова Т.Н.
- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.:
Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные плакаты.
Компьютер, проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр