МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области МБОУ "Средняя школа поселка Домново" МБОУ "Средняя школа методическим объединением поселка учителей начальной школы Домново"РАССМОТРЕНО ______________Гузова Т.Н. Протокол №1 от "31" августа2022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО И. о. директора ______________Григорьева О.Б. ______________Телятник Павел Александрович Протокол №1 от "31" августа 2022 г. Приказ №272 от "31" августа2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3251257) учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Дмитриева Александра Константиновна учитель начальных классов Домново 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета. — Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности. — Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся. — Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия: — ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); — на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); — различать символы РФ; — различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); — группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); — различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией: — различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; — читать информацию, представленную в схеме, таблице; — используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; — соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: — понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); — понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); — понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия: — следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; — контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; — оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность: — строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; — оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; — проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; — определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; — узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; — распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; — приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; — проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; — приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; — описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); — описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; — группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; — сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; — ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; — создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; — использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; — соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; — соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; — соблюдать режим дня и питания; — безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; — безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. 1 0 0 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Устный опрос; https://infourok.ru/ 1.2. Государственные символы России, символика своего региона. 1 0 1 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Практическая работа; https://infourok.ru/ 1.3. Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. 3 1 0 Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 1.4. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. 1 0 1 Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте РФ; Практическая работа; https://infourok.ru/ 1.5. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. 2 0 1 Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; Устный опрос; Практическая работа ; https://infourok.ru/ 1.6. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. 2 0 0 Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); Устный опрос; https://infourok.ru/ 1.7. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. 1 0 1 Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»; Практическая работа; https://infourok.ru/ 1.8. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. 1 0 0 Дидактическая игра по теме «Профессии города и села»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 1.9. Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. 2 0 0 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 1.10. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. 1 0 0 Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых; Устный опрос; https://infourok.ru/ 1.11. Правила культурного поведения в общественных местах. 1 0 0 Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — жадный, смелый — трусливый, правдивый — лживый и др.); Устный опрос; https://infourok.ru/ 2 1 0 Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям; Устный опрос; Тестирование; ; https://infourok.ru/ 1.12 Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Итого по разделу 18 Раздел 2. Человек и природа. 2.1. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. 3 0 1 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; Устный опрос; Практическая работа; https://infourok.ru/ 2.2. Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. 2 0 0 Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 2.3. Изображения Земли: глобус, карта, план. 1 0 1 Практическая работа с глобусом; Практическая работа; https://infourok.ru/ 2.4. Карта мира. Материки, океаны. 2 0 1 Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Устный опрос; Практическая работа.; https://infourok.ru/ 2.5. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. 3 1 1 Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»; Практическая работа; Тестирование; Устный опрос; https://infourok.ru/ 2.6. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. 4 0 0 Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам; Устный опрос; https://infourok.ru/ 2.7. Дикорастущие и культурные растения. 1 0 0 Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные; Устный опрос; https://infourok.ru/ 2.8. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. 3 1 0 Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав; Устный опрос; https://infourok.ru/ 2.9. Мир животных (фауна). 1 0 0 Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 2.10. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). 6 0 0 Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 2.11. Сезонная жизнь животных. 2 1 0 Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме»; Устный опрос; Тестирование; https://infourok.ru/ 2.12 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. 3 0 1 Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге; Устный опрос; Практическая работа; https://infourok.ru/ 2.13 Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. 5 1 0 Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном; Устный опрос; https://infourok.ru/ Итого по разделу Раздел 3. Правила безопасной жизни. 36 3.1. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). 3 0 0 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 3.2. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 2 0 0 Анализ дорожных ситуаций.; Устный опрос; https://infourok.ru/ 3.3. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). 1 0 0 Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; Устный опрос; https://infourok.ru/ 3.4. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. 4 0 1 Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков; Ролевая игра по теме «Мы — пешеходы»; Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков; Практическая работа по теме «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»; Беседа по теме «Правила поведения в общественном транспорте»; ; Устный опрос; Практическая работа; https://infourok.ru/ 3.5. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 4 1 0 Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером»; Устный опрос; Практическая работа; ; https://infourok.ru/ 7 10 Итого по разделу 14 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. 1 0 0 Устный опрос; 2. Государственные символы России, символика своего региона. 1 0 1 Практическая работа; 3. Москва – столица. 1 0 0 Устный опрос; 4. Достопримечательности Москвы. 1 0 0 Устный опрос; 5. Страницы истории Москвы. 1 1 0 Тестирование; 6. Города России. Свой регион 1 и его столица на карте РФ. 0 1 Практическая работа; 7. Россия – многонациональное государство. 1 0 0 Устный опрос; 8. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. 1 0 1 Практическая работа; 9. Родной край, его природные 1 и культурные достопримечательности. 0 0 Устный опрос; 10. Родной край, его природные 1 и культурные достопримечательности. 0 0 Устный опрос; 11. Значимые события истории 1 родного края. Свой регион и его главный город на карте. 0 1 Практическая работа; 12. Хозяйственные занятия, 1 профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. 0 0 Устный опрос; 13. Семья – коллектив. Семейное древо. 1 0 0 Устный опрос; 14. Семейные ценности и традиции. 1 0 0 Устный опрос; 15. Совместный труд и отдых. 1 Участие детей в делах семьи. 0 0 Устный опрос; 16. Правила культурного поведения в общественных местах. 1 0 0 Устный опрос; 17. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнениюи особенностям других людей— главные правила взаимоотношений членов общества. 1 0 0 Устный опрос; 18. Обобщение по теме «Человек и общество» 1 1 0 Тестирование; 19. Наблюдения, опыты, измерения. 1 0 0 Устный опрос; 20. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. 1 0 1 Практическая работа; 21. Планеты. 1 0 0 Устный опрос; 22. Чем Земля отличается от других планет. 1 0 0 Устный опрос; 23. Условия жизни на Земле. 1 0 0 Устный опрос; 24. Изображения Земли: глобус, 1 карта, план. 0 1 Практическая работа; 25. Карта мира. 1 0 1 Практическая работа; 26. Материки, океаны. 1 0 0 Устный опрос; 27. Определение сторон горизонта при помощи компаса. 1 0 1 Практическая работа; 28. Компас, его устройство, ориентирование на местности. 1 0 0 Устный опрос; 29. Обобщение по теме «Мир вокруг нас» 1 1 0 Тестирование; 30. Многообразие растений. 1 0 0 Устный опрос; 31. Деревья. 1 0 0 Устный опрос; 32. Кустарники. 1 0 0 Устный опрос; 33. Травы. 1 0 0 Устный опрос; 34. Дикорастущие и культурные 1 растения. 0 0 Устный опрос; 35. Связи в природе. 1 0 0 Устный опрос; 36. Годовой ход изменений в жизни растения. 1 0 0 Устный опрос; 37. Обобщение по теме «Многообразие растений» 1 1 0 Тестирование; 38. Мир животных (фауна). 1 0 0 Устный опрос; 39. Насекомые. 1 0 0 Устный опрос; 40. Рыбы. 1 0 0 Устный опрос; 41. Птицы. 1 0 0 Устный опрос; 42. Звери. 1 0 0 Устный опрос; 43. Земноводные. 1 0 0 Устный опрос; 1 0 0 Устный опрос; 1 0 0 Устный опрос; 44. Пресмыкающиеся. 45. Сезонная жизнь животных. 46. Обобщение по теме «Мир животных» 1 1 0 Тестирование; 47. Красная книга России, её значение. 1 0 0 Устный опрос; 48. Отдельные представители растений и животных Красной книги. 1 0 0 Устный опрос; 49. Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу. 1 0 1 Практическая работа; 50. Заповедники. 1 0 0 Устный опрос; 51. Природные парки. 1 0 0 Устный опрос; 52. Охрана природы. 1 0 0 Устный опрос; 53. Правила нравственного поведения на природе. 1 0 0 Устный опрос; 54. Обобщение по теме «Охрана 1 природы» 1 0 Тестирование; 55. Здоровый образ жизни. 1 0 0 Устный опрос; 56. Режим дня (чередование сна, 1 учебных занятий, двигательной активности). 0 0 Устный опрос; 57. Рациональное питание 1 (количество приёмов пищи и рацион питания). 0 0 Устный опрос; 58. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 1 0 0 Устный опрос; 59. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 1 0 0 Устный опрос; 60. Правила безопасности в школе. 1 0 0 Устный опрос; 61. Мы – пешеходы. 1 0 0 Практическая работа; 62. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. 1 0 1 Устный опрос; 63. Номера телефонов экстренной помощи. 1 0 0 Устный опрос; 64. Правила безопасности на воде и в лесу. Опасные незнакомцы 1 0 0 Устный опрос; 65. Правила поведения при пользовании компьютером. 1 0 0 Устный опрос; 66. Безопасность в Интернете. 1 0 0 Устный опрос; 67. Обобщение по теме«Правила безопасной жизни» 1 1 0 Тестирование; 68. Итоговое повторение 1 0 0 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 7 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях); 2 класс /Плешаков А.А.; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 2 класс Максимова Т.Н. - Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://infourok.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебные плакаты. Компьютер, проектор ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Термометр