Окружающий мир, 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Правдинский муниципальный округ

МБОУ "Средняя школа поселка Домново"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора

______________Григорьева О.Б.

______________Телятник П.А.

Протокол №0
от "28" августа 2022 г.

Приказ №0
от "28" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2394609)
учебного предмета
«Окружающий мир»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гузова Татьяна Николаевна
учитель

Домново 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты
списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение
Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы,
их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы
и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3
объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование

маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа
в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель,
подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин
формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;

— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в
Интернете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Государственное устройство РФ (общее представление).

1

0

0

05.09.2022
08.09.2022

Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

1.2.

Конституция — основной закон Российской
Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

2

0

1

09.09.2022
15.09.2022

Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

1.3.

Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России.

3

1

1

16.09.2022
25.09.2022

Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

1.4.

Общая характеристика родного края: природа, главный
город, важнейшие достопримечательности, знаменитые
соотечественники.

2

0

0

26.09.2022
02.10.2022

Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»;

Устный опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru

1.5.

Государственные праздники в жизни российского
общества: Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День народного единства, День
Конституции.

2

0

1

03.10.2022
09.10.2022

Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или
своего региона»;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

1.6.

Праздники и памятные даты своего региона.
Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.

2

0

1

10.10.2022
16.10.2022

Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или
своего региона»;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru

1.7.

История Отечества «Лента времени» и историческая
карта.

2

0

1

17.10.2022
23.10.2022

Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени»
времени (века), в котором происходили исторические события»;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

1.8.

Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические
периоды: государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация.

5

1

1

24.10.2022
10.11.2022

Экскурсия в художественный музей, просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы
«Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское
государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по
выбору);

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

1.9.

Картины быта, труда; духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические
времена.

5

0

1

11.11.2022
27.11.2022

Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах
культурного наследия России (дифференцированное задание);

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

1.10.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.

2

0

1

28.11.2022
04.12.2022

Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты
Отечества в разные исторические времена граждане России (на
примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной
войны (1941—1945 гг. )»;

Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru

1.11.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и зарубежом (3—4
объекта). Охрана памятников истории и культуры.

4

0

0

05.12.2022
18.12.2022

Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например,
в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в
мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в
Греции);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

1.12

Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края.

1

0

0

19.12.2022
22.12.2022

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и
культуры»;

Тестирование;

https://resh.edu.ru

1.13.

Правила нравственного поведения, культурные
традиции людей в разные исторические времена.

2

0

0

23.12.2022
27.12.2022

Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах
культурного наследия России (дифференцированное задание);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

Итого по разделу

33

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле.

1

0

0

09.01.2023
12.01.2023

Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг
другу вопросы о Солнечной системе;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.2.

Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет.

2

0

1

13.01.2023
19.01.2023

Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное
задание) о планетах;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

2.3.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина 1
смены дня и ночи.

0

0

20.01.2023
22.01.2023

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.4.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

1

0

0

23.01.2023
26.01.2023

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.5.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

3

0

2

27.01.2023
05.02.2023

Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие
реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

2.6.

Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).

1

0

0

06.02.2023
09.02.2023

Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика;

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru

2.7.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река
как водный поток.

2

0

1

10.02.2023
16.02.2023

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки
для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

2.8.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её
берега, океаны. Использование человеком водоёмов и
рек.

3

1

1

17.02.2023
26.02.2023

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки
для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

2.9.

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая
характеристика.

2

0

0

27.02.2023
05.03.2023

Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки
для хозяйственной деятельности»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.10.

Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и зарубежом.

2

0

0

06.03.2023
12.03.2023

Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом:
природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы
Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили);
дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам);
национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

2.11.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира.
Международная Красная книга (3—4 примера).

2

0

1

13.03.2023
19.03.2023

Рассказ учителя о Международной Красной книге;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

2.12

Правила нравственного поведения в природе.

1

0

1

20.03.2023
23.03.2023

Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила
поведения в природе»;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

2.13

Природные зоны России: общее представление об
основных природных зонах России: климат,
растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, охрана природы.

2

1

0

03.04.2023
09.04.2023

Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru

2.14.

Связи в природной зоне.

1

0

0

10.04.2023
13.04.2023

Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной
зоне»;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных
привычек.

1

0

0

14.04.2023
28.04.2023

Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я
выполняю правила безопасной жизни»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

3.2.

Безопасность в городе. Планирование безопасных
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного поведения велосипедиста
(дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства
защиты велосипедиста).

2

0

1

01.05.2023
15.05.2023

Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде
(роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru

3.3.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной
информации опознание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных
порталов) в условиях контролируемого доступа в
Интернет.

2

0

0

16.05.2023
30.05.2023

Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как
правильно искать информацию в Интернете»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru

4

16

Итого по разделу

5

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Государственное устройство РФ
(общее представление).

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;

2.

Конституция — Основной закон
Российской Федерации.

1

0

0

09.09.2022 Устный опрос;

3.

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации.

1

0

1

12.09.2022 Практическая
работа;

4.

Президент Российской Федерации — 1
глава государства. Политикоадминистративная карта России.

0

0

16.09.2022 Устный опрос;

5.

Политико-административная карта
России.

1

1

0

19.09.2022 Контрольная
работа;

6.

Города России. Святыни городов
России.

1

0

1

23.09.2022 Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

7.

Города России. Святыни городов
России.

1

0

0

26.09.2022 Устный опрос;

8.

Общая характеристика родного края, 1
важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.

0

0

30.09.2022 Устный опрос;

9.

Общая характеристика родного края, 1
важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.

0

0

03.10.2022 Тестирование;

10. Главный город родного
1
края:достопримечательности,история
и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с
ним.

0

0

07.10.2022 Устный опрос;

11. Главный город родного
1
края:достопримечательности,история
и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с
ним.

0

1

10.10.2022 Практическая
работа;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

12. Праздник в жизни общества как
1
средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных
связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский
день, День весны и труда,День
Победы, День России,День
народного единства,День
Конституции.

0

0

14.10.2022 Практическая
работа;

13. Праздник в жизни общества как
1
средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных
связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский
день, День весны и труда,День
Победы, День России,День
народного единства,День
Конституции.

0

1

17.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

14. Праздники и памятные даты своего
региона.

1

0

0

21.10.2022 Письменный
контроль;

15. Уважение к культуре,истории,
традициям своего народа и других
народов,государственным символам
России.

1

0

1

24.10.2022 Практическая
работа;

16. История Отечества «Лента времени» 1
и историческая карта.

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

17. История Отечества «Лента времени» 1
и историческая карта.

0

0

11.11.2022 Устный опрос;

18. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни
страны в разные исторические
периоды: Государство
Русь,Московское
государство,Российская
империя,СССР, Российская
Федерация.

1

0

1

14.11.2022 Практическая
работа;

19. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни
страны в разные исторические
периоды: Государство
Русь,Московское
государство,Российская
империя,СССР, Российская
Федерация.

1

0

0

18.11.2022 Зачет;

20. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни
страны в разные исторические
периоды: Государство
Русь,Московское
государство,Российская
империя,СССР, Российская
Федерация.

1

1

0

21.11.2022 Контрольная
работа;

21. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни
страны в разные исторические
периоды: Государство
Русь,Московское
государство,Российская
империя,СССР, Российская
Федерация.

1

0

0

25.11.2022 Устный опрос;

22. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни
страны в разные исторические
периоды: Государство
Русь,Московское
государство,Российская
империя,СССР, Российская
Федерация.

1

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

23. Картины быта, труда, духовнонравственные и культурные
традиции людей в разные
исторические времена.

1

0

1

02.12.2022 Практическая
работа;

24. Картины быта, труда,духовнонравственные и культурные
традиции людей в разные
исторические времена.

1

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

25. Картины быта, труда,духовнонравственные и культурные
традиции людей в разные
исторические времена.

1

0

0

09.12.2022 Устный опрос;

26. Картины быта, труда,духовнонравственные и культурные
традиции людей в разные
исторические времена.

1

0

1

12.12.2022 Практическая
работа;

27. Картины быта, труда,духовнонравственные и культурные
традиции людей в разные
исторические времена.

1

0

0

16.12.2022 Тестирование;

28. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных
ценностей.

1

0

0

19.12.2022 Устный опрос;

29. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных
ценностей.

1

0

0

23.12.2022 Устный опрос;

30. Наиболее значимые объекты списка
Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом.

1

0

0

26.12.2022 Устный опрос;

31. Наиболее значимые объекты списка
Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом.

1

0

0

09.01.2023 Устный опрос;

32. Охрана памятников истории и
культуры.

1

0

0

13.01.2023 Тестирование;

33. Охрана памятников истории и
культуры.

1

0

0

16.01.2023 Устный опрос;

34. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры
своего края.

1

0

0

20.01.2023 Устный опрос;

35. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры
своего края.

1

0

0

23.01.2023 Устный опрос;

36. Личная ответственность каждого
человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.

1

0

0

27.01.2023 Устный опрос;

37. Правила нравственного поведения в
социуме,отношение к людям
независимо от их национальности,
социального статуса, религиозной
принадлежности.

1

0

1

30.01.2023 Практическая
работа;

38. Правила нравственного поведения в
социуме,отношение к людям
независимо от их национальности,
социального статуса, религиозной
принадлежности.

1

0

0

03.02.2023 Устный опрос;

39. Методы познания окружающей
природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию
природных объектов и явлений.

1

0

0

06.02.2023 Устный опрос;

40. Солнце — ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего
живого на Земле.

1

0

0

10.02.2023 Устный опрос;

41. Характеристика планет Солнечной
системы.

1

0

1

13.02.2023 Практическая
работа;

42. Естественные спутники планет.

1

0

1

17.02.2023 Практическая
работа;

43. Смена дня и ночи на
Земле.Вращение Земли как причина
смены дня и ночи.

1

0

0

20.02.2023 Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

44. Обращение Земли вокруг Солнца и
смена времён года.

1

0

0

24.02.2023 Устный опрос;

45. Формы земной поверхности:
1
равнины,горы, холмы, овраги (общее
представление, условное
обозначение равнин и горна карте).

0

1

27.02.2023 Практическая
работа;

46. Формы земной поверхности:
1
равнины,горы, холмы, овраги (общее
представление, условное
обозначение равнин и горна карте).

0

0

03.03.2023 Устный опрос;

47. Равнины и горы России.

1

0

1

06.03.2023 Практическая
работа;

48. Особенности поверхности родного
края (краткая характеристика на
основе наблюдений).

1

1

0

10.03.2023 Контрольная
работа;

49. Водоёмы, их разнообразие(океан,
море, озеро, пруд,болото); река как
водный поток; использование рек и
водоёмов человеком.

1

0

0

13.03.2023 Устный опрос;

50. Водоёмы, их разнообразие(океан,
море, озеро, пруд,болото); река как
водный поток; использование рек и
водоёмов человеком.

1

0

0

17.03.2023 Устный опрос;

51. Крупнейшие реки и озёра России,
1
моря, омывающие её берега, океаны.

0

0

20.03.2023 Устный опрос;

52. Крупнейшие реки и озёра России,
1
моря, омывающие её берега, океаны.

0

0

03.04.2023 Устный опрос;

53. Водоёмы и реки родного края
1
(названия, краткая характеристика на
основе наблюдений).

0

0

07.04.2023 Устный опрос;

54. Водоёмы и реки родного края
1
(названия, краткая характеристика на
основе наблюдений).

0

1

10.04.2023 Практическая
работа;

55. Наиболее значимые природные
объекты списка Всемирного
наследия в России и за рубежом.

1

0

1

14.04.2023 Практическая
работа;

56. Наиболее значимые природные
объекты списка Всемирного
наследия в России и за рубежом.

1

1

0

17.04.2023 Контрольная
работа;

57. Природные зоны России: общее
представление,основные природные
зоны(климат, растительный и
животный мир,особенности труда и
быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон,охрана
природы).

1

0

0

21.04.2023 Устный опрос;

58. Природные зоны России:общее
представление,основные природные
зоны(климат, растительный и
животный мир,особенности труда и
быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон,охрана
природы).

1

0

0

24.04.2023 Письменный
контроль;

59. Связи в природных зонах.

1

0

0

28.04.2023 Устный опрос;

60. Некоторые доступные для
1
понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы.

0

0

01.05.2023 Письменный
контроль;

61. Охрана природных богатств: воды,
воздуха,полезных
ископаемых,растительного и
животного мира.

1

0

0

05.05.2023 Устный опрос;

62. Правила нравственного поведения в
природе.Международная Красная
книга.

1

0

0

08.05.2023 Устный опрос;

63. Международная Красная книга.

1

0

0

12.05.2023 Устный опрос;

64. Здоровый образ жизни:профилактика 1
вредных привычек.

0

0

15.05.2023 Устный опрос;

65. Безопасность в городе (планирование 1
маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города;правила
безопасного поведения в
общественных местах, зонах
отдыха,учреждениях культуры).

0

0

19.05.2023 Устный опрос;

66. Безопасность в городе (планирование 1
маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города;правила
безопасного поведения в
общественных местах, зонах
отдыха,учреждениях культуры).

0

1

22.05.2023 Практическая
работа;

67. Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных
знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста.

1

0

0

26.05.2023 Письменный
контроль;

68. Безопасность в Интернете (поиск
1
достоверной информации,
опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в
условиях контролируемого доступа в
Интернет.

0

0

29.05.2023 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

16

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
;
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти;
если…»;
обсуждение результатов работы групп; рабочая тетрадь в 2-х частях А.А.Плещаков;
Учебник "Окружающий мир" в 2-х частях. автор: А.А.Плещаков;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».