Литературное чтение Рабочая программа ID2394818

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Правдинский муниципальный округ

МБОУ "Средняя школа поселка Домново"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора

______________Григорьева О.Б.

______________Телятник П.А.

Протокол №0
от "28" августа 2022 г.

Приказ №0
от "28" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2394818)
учебного предмета
«Литературное чтение»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гузова Татьяна Николаевна
учитель

Домново 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также

сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и
прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх,
например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной
земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных
народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского,
Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь
к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях
литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на
тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения
по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры
фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора
нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений
разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник
страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты
Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место
в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве
художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства
художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на
примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни
стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные,
отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не
менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма,
ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои
литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —

особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические
произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями,
описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти
авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных
произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа
в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому
произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и
научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текстаописания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и
охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере
произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И.
Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов):
А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный
портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные
события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и
театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и
сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору):
юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н.
Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей.
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др.
(по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза
чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический,
систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о
реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития
личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов
бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;

— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным,
учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные),
приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран
мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий,
эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики
персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать
героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по
контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте
средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного
языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать
свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные
типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом
правильности, выразительности письменной речи;

— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного
из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);
— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные практические
работы
работы

1.1.

О Родине,
героические
страницы истории

12

1

0

01.09.2022
21.09.2022

Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение главной мысли,
осознание идеи текста,нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора, наблюдение и
рассматривание иллюстраций и репродукцийкартин (например, П. Д. Корин «Александр Невский», И.
С. Глазунов «Дмитрий Донской»), соотнесение их сюжетас соответствующими фрагментами текста:
озаглавливание;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;

https://infourok.ru

1.2.

Фольклор (устное
народное творчество)

11

1

0

22.09.2022
11.10.2022

Чтение произведений малого фольклора (по выбору): загадок,пословиц, скороговорок, потешек, песен,
небылиц, закличек,используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударенияв соответствии с
особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://infourok.ru

1.3.

Творчество
А.С.Пушкина

13

1

0

12.10.2022
09.11.2022

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина(«Осень» (отрывки): «Унылая пора! Очей
очарованье! », «Октябрь уж наступил…», «Туча», «Гонимы вешними лучами…»,«Зимняя дорога»,
«Зимнее утро» (по выбору), обсуждениеэмоционального состояния при восприятии описанных
картинприроды, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение? Почему?»;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений, эпитетов, олицетворений,
выделение в тексте слов,использованных в прямом и переносном значении, наблюдениеза рифмой и
ритмом стихотворения, нахождение образных слови выражений, поиск значения незнакомого слова в
словаре;
Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением
знаков препинания,с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм Чтение наизусть
лирических произведений А. С. Пушкина(по выбору);
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказкао мёртвой царевне и о семи богатырях»,
удержание в памятисобытий сказки, обсуждение сюжета;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru

1.4.

Творчество
И.А.Крылова

4

0

0

10.11.2022
16.11.2022

Слушание и чтение басен: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»,«Квартет», «Кукушка и Петух», И. И.
Хемницер «Стрекозаи муравей», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору),
подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»;
Учебный диалог: сравнение басен (сюжет, мораль, форма, герои), заполнение таблицы;
Работа с текстом произведения: характеристика героя (положительный или отрицательный),
понимание аллегории, работас иллюстрациями, поиск в тексте морали (поучения) и крылатых
выражений;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://infourok.ru

1.5.

Творчество М. Ю.
Лермонтова

4

1

0

17.11.2022
23.11.2022

Слушание стихотворных произведений (не менее трёх)М. Ю. Лермонтова: «Горные вершины…»,
«Утёс», «Парус»,«Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» и др.;
Учебный диалог: обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы,
ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение?»;
Упражнение в выразительном чтении вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка
произведения;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://infourok.ru

1.6.

Литературная сказка

9

1

0

24.11.2022
08.12.2022

Слушание и чтение литературных сказок. Например,М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. Ершов
«Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков«Аленький цветочек», Е. Л.
Шварц «Сказка о потерянном времени»;
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

https://infourok.ru

1.7.

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей ХIХ века

7

1

0

09.12.2022
21.12.2022

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии
описанных картин природы,ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение?Почему?». На
примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещёземли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…», А. А.
Фета«Весенний дождь», «Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь»,«Песня», Е. А. Баратынского «Весна,
весна! Как воздух чист!»,«Где сладкий шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору);

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru

1.8.

Творчество Л. Н.
Толстого

7

1

0

22.12.2022
15.01.2023

Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки из повести), «Мужик и
водяной», «Русак», «Черепаха» и др.;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://infourok.ru

1.9.

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей XX века

7

1

0

16.01.2023
25.01.2023

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии
описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение создаёт произведение?Почему?». На
примере стихотворений И А Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…», «Ещё и холоден и сыр…», А. А.
Блока«Рождество», К. Д. Бальмонта «К зиме», М. И. Цветаевой«Наши царства», «Бежит тропинка с
бугорка», С. А. Есенина«Бабушкины сказки», «Лебёдушка» (по выбору);

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru

1.10.

Произведения о
животных и родной
природе

12

1

0

26.01.2023
15.02.2023

Чтение вслух и про себя (молча) произведений о животных:В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»,
«Капалуха», «Весенний остров», А. И. Куприн «Скворцы», К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
(не менее двух произведений по выбору) Учебный диалог: обсуждение темы и главной мысли
произведений, определение признаков жанра;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru

1.11.

Произведения о детях

13

1

0

16.02.2023
14.03.2023

Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детейв разное время: А. П. Чехов «Мальчики»,
Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г.
Паустовский «Корзина с еловыми шишками»(не менее трёх авторов);

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;

https://infourok.ru

1.12.

Пьеса

5

1

0

15.03.2023
22.03.2023

Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц
«Красная Шапочка» (одна по выбору);
Учебный диалог: анализ действующих лиц, обсуждение проблемы: является ли автор пьесы
действующим лицом, ответ навопрос «Почему в тексте приводятся авторские замечания(ремарки),
каково их назначение?»;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru

1.13.

Юмористические
произведения

6

1

0

23.03.2023
11.04.2023

Слушание и чтение художественных произведений, оценкаэмоционального состояния при восприятии
юмористическогопроизведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжетрассказа? Почему?»;
Рассказы В. Ю. Драгунского «Главныереки», В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», М. М.
Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее двух произведений по выбору);
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением
примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;

https://infourok.ru

1.14.

Зарубежная
литература

8

1

0

12.04.2023
25.04.2023

Чтение литературных сказок зарубежных писателей (по выбору): братья Гримм «Белоснежка и семь
гномов», Ш. Перро «Спящая красавица», Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка»;
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение
взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка
поступков героев;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru

1.15.

Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной
литературой

7

1

0

26.04.2023
08.05.2023

Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: тема экскурсии «Зачем нужны книги»;
Чтение очерков С. Я. Маршака «Книга — ваш друг и учитель», В. П. Бороздина «Первый в космосе»,
И. С. Соколова-Микитова «Родина», Н. С. Шер «Картины-сказки»;
Работа в парах: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, заполнение схемы;
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности
специальных читательских умений;
Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru

14

0

Резервное время

11

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Наше Отечество, образ родной 1
земли в стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков И. С. Никитина, Н. М.
Языкова, С. Т.Романовского,
А. Т.Твардовского, С.
Д.Дрожжина, В. М. Пескова и
др.).

0

0

01.09.2022 Устный опрос;

2.

Представление о проявлении
1
любви к родной земле в
литературе разных народов (на
примере писателей родного
края, народов России).

0

0

02.09.2022 Устный опрос;

3.

Знакомство с культурноисторическим наследием
России, великие люди и
события: образы Александра
Невского, Дмитрия
Пожарского, Дмитрия
Донского, Александра
Суворова, Михаила Кутузова
и других выдающихся
защитников Отечества (по
выбору)

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;

4.

Отражение нравственной
идеи: любовь к
Родине.Героическое прошлое
России, тема Великой
Отечественной войны в
произведениях литературы.

1

0

0

07.09.2022 Письменный
контроль;

5.

Осознание понятий: поступок, 1
подвиг.Расширение
представлений о народной и
авторской песне: понятие
«историческая песня»,
знакомство с песнями на тему
Великой Отечественной войны

0

0

08.09.2022 Устный опрос;

6.

Образ героев. Исторические
страницы России.

1

0

0

09.09.2022 Письменный
контроль;

7.

Наше Отечество, образ родной 1
земли в стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков Сравнение текстов,
героев

0

0

12.09.2022 Устный опрос;

8.

Наше Отечество, образ родной 1
земли в стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков Тема, основная мысль,
заголовок

0

0

14.09.2022 Устный опрос;

9.

Наше Отечество, образ родной 1
земли в стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков Тема, основная мысль,
заголовок

0

0

15.09.2022 Тестирование;

10.

Наше Отечество, образ родной 1
земли в стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков Тема, основная мысль,
заголовок

0

0

16.09.2022 Устный опрос;

11.

Наше Отечество, образ родной 1
земли в стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков Тема, основная мысль,
заголовок

0

0

19.09.2022 Устный опрос;

12.

Наше Отечество, образ родной 1
земли в стихотворных и
прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков Структура текста.План.
Пересказ

1

0

21.09.2022 Контрольная
работа;

13.

Фольклор как народная
духовная культура.
Представление о
многообразии видов
фольклора: словесный,
музыкальный, обрядовый
(календарный).

1

0

0

22.09.2022 Устный опрос;

14.

Понимание культурного
значения фольклора для
появления художественной
литературы. Обобщение
представлений о малых
жанрах фольклора.

1

0

0

23.09.2022 Письменный
контроль;

15.

Сказочники. Собиратели 1
фольклора (А. Н. Афанасьев,
В. И. Даль). Углубление
представлений о видах сказок:
о животных, бытовые,
волшебные.Отражение в
произведениях фольклора
нравственных ценностей, быта
и культуры народов мира.

0

0

26.09.2022 Устный опрос;

16.

Сходство фольклорных
1
произведений разных народов
по тематике, художественным
образам и форме («бродячие»
сюжеты)

0

0

28.09.2022 Устный опрос;

17.

Расширение представлений о 1
былине как эпической песне о
героическом событии. Герой
былины —защитник страны.
Образы русских богатырей:
Ильи Муромца, Алёши
Поповича, Добрыни Никитича
(где жил, чем занимался,
какими качествами обладал).

0

0

29.09.2022 Устный опрос;

18.

Средства художественной
выразительности в былине:
устойчивые выражения,
повторы,
гипербола.Устаревшие слова,
их место в былине и
представление в современной
лексике.Народные былинносказочные темы в творчестве
В. М. Васнецова

1

0

0

30.09.2022 Устный опрос;

19.

Фольклор как народная
1
духовная культура.Сравнение.
Эпитет. Олицетворение.
Метафора. Лирика. Образ.
Средства художественной
выразительности в былине:
устойчивые выражения,
повторы, гипербола.Устаревшие слова, их место в былине
и представление в
современной
лексике.Народные былинносказочные темы в творчестве
В. М. Васнецова

0

0

03.10.2022 Письменный
контроль;

20.

Фольклор как народная
духовная культура.Народные
былинно- сказочные темы в
творчестве В. М. Васнецова

1

0

0

05.10.2022 Устный опрос;

21.

Смысл и задачи фольклорных
произведений

1

0

0

06.10.2022 Устный опрос;

22.

Фольклор как народная
духовная культура. Пересказ
краткий. Иллюстрирование

1

0

0

07.10.2022 Письменный
контроль;

23.

Классификация фольклорных
жанров.

1

1

0

10.10.2022 Контрольная
работа;

24.

Картины природы в
лирических произведениях А.
С. Пушкина.

1

0

0

12.10.2022 Устный опрос;

25.

Углубление представления о
средствах художественной
выразительности в
стихотворном произведении
(сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора).

1

0

0

13.10.2022 Устный опрос;

26.

Расширение представления о
литературных сказках А. С.
Пушкина в стихах: «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях». Фольклорная
основа авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки

1

0

0

14.10.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

27.

Расширение представления о 1
литературных сказках А. С.
Пушкина в стихах: «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях». Фольклорная
основа авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки.Выборочный
пересказ

0

0

17.10.2022 Устный опрос;

28.

Описание героев.
Характеристика. Отношение
автора к героям.

1

0

0

19.10.2022 Устный опрос;

29.

Смысл сказки.
Повторы.Метафоры, другие
средства выразительности

1

0

0

20.10.2022 Устный опрос;

30.

Фольклорная основа
авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки.
Сюжет.Эпизод. Смысловые
части

1

0

0

21.10.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

31.

Фольклорная основа
авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части

1

0

0

24.10.2022 Устный опрос;

32.

Фольклорная основа
авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки. Сюжет.
Эпизод. Смысловые части

1

0

0

26.10.2022 Тестирование;

33.

Фольклорная основа
авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки. Различные
виды плана

1

0

0

27.10.2022 Устный опрос;

34.

Фольклорная основа
авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской сказки. Тема.Идея.
Заголовок

1

0

0

07.11.2022 Устный опрос;

35.

Фольклорная основа
авторской
сказки.Положительные и
отрицательные герои,
волшебные помощники, язык
авторской
сказки.Иллюстрации. Авторы
иллюстраций

1

1

0

09.11.2022 Контрольная
работа;

36.

Представление о басне как
лиро-эпическом жанре.

1

0

0

10.11.2022 Устный опрос;

37.

Расширение круга чтения
басен на примере
произведений А. И.Крылова,
И. И. Хемницера, Л. Н.
Толстого и других
баснописцев.

1

0

0

11.11.2022 Устный опрос;

38.

Басни стихотворные и
прозаические. Развитие
событий в басне, её герои
(положительные,
отрицательные). Аллегория в
баснях.

1

0

0

14.11.2022 Устный опрос;

39.

Басни стихотворные и
прозаические. Развитие
событий в басне, её герои
(положительные,
отрицательные). Аллегория в
баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои,
особенности языка

1

0

0

16.11.2022 Письменный
контроль;

40.

Лирические произведения М.
Ю. Лермонтова: средства
художественной
выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение);
рифма, ритм.

1

0

0

17.11.2022 Устный опрос;

41.

Строфа как элемент
композиции стихотворения.
Переносное значение слов в
метафоре. Метафора в
стихотворениях М.
Ю.Лермонтова

1

0

0

18.11.2022 Письменный
контроль;

42.

Лирические произведения М.
Ю. Лермонтова. Анализ
лексики

1

0

0

21.11.2022 Устный опрос;

43.

Лирические произведения М.
Ю. Лермонтова. Тема и
главная мысль (идея)
произведения

1

1

0

23.11.2022 Контрольная
работа;

44.

Тематика авторских
стихотворных сказок

1

0

0

24.11.2022 Устный опрос;

45.

Тематика авторских
стихотворных
сказок.Расширение
представлений о героях
литературных сказок
(произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т.Аксакова).

1

0

0

25.11.2022 Устный опрос;

46.

Расширение представлений о
героях литературных сказок
(произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т.Аксакова).

1

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

47.

Расширение представлений о
героях литературных сказок
(произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т.Аксакова).

1

0

0

30.11.2022 Устный опрос;

48.

Расширение представлений о 1
героях литературных сказок
(произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь—
особенность авторской сказки.

0

0

01.12.2022 Устный опрос;

49.

Расширение представлений о 1
героях литературных сказок
(произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь—
особенность авторской сказки.
Иллюстрации в сказке:
назначение, особенности.

0

0

02.12.2022 Тестирование;

50.

Тематика авторских
1
стихотворных сказок. Связь
литературной сказки с
фольклорной: народная речь—
особенность авторской сказки.
Иллюстрации в сказке:
назначение, особенности.

0

0

05.12.2022 Устный опрос;

51.

Тематика авторских
1
стихотворных
сказок.Расширение
представлений о героях
литературных сказок
(произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь—
особенность авторской сказки.
Иллюстрации в сказке:
назначение, особенности.

0

0

07.12.2022 Устный опрос;

52.

Тематика авторских
1
стихотворных
сказок.Расширение
представлений о героях
литературных сказок
(произведения М. Ю.
Лермонтова, П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т.Аксакова).
Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь—
особенность авторской сказки.
Иллюстрации в сказке:
назначение, особенности.

1

0

08.12.2022 Контрольная
работа;

53.

Лирика, лирические
произведения как описание в
стихотворной форме чувств
поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями
природы.

1

0

0

09.12.2022 Устный опрос;

54.

Лирика, лирические
произведения как описание в
стихотворной форме чувств
поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями
природы.

1

0

0

12.12.2022 Устный опрос;

55.

Лирика, лирические
произведения как описание в
стихотворной форме чувств
поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями
природы. Анализ
текста.Иллюстрации.

1

0

0

14.12.2022 Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

56.

Расширение круга чтения
1
лирических произведений
поэтов ХIХ века: В.
А.Жуковский, Е.
А.Баратынский, Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, Н. А. Некрасов.

0

0

15.12.2022 Устный опрос;

57.

Темы стихотворных
произведений, герой
лирического произведения.
Авторские приёмы создания
художественного образа в
лирике.

0

0

16.12.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

1

58.

Углубление представлений о
средствах выразительности в
произведениях лирики:
эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры.

1

0

0

19.12.2022 Устный опрос;

59.

Представлений о средствах
выразительности в
произведениях лирики:
эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения,
олицетворения,
метафоры.Репродукция
картины как иллюстрация к
лирическому произведению.

1

1

0

21.12.2022 Контрольная
работа;

60.

Расширение представлений о
творчестве Л. Н.Толстого:
рассказ (художественный и
научно-познавательный),
сказки, басни, быль.

1

0

0

22.12.2022 Устный опрос;

61.

Первоначальное
представление о повести как
эпическом жанре.

1

0

0

23.12.2022 Устный опрос;

62.

Значение реальных
жизненных ситуаций в
создании рассказа,
повести.Отрывки из
автобиографической повести
Л. Н. Толстого «Детство».

1

0

0

26.12.2022 Устный опрос;

63.

Углубление представлений об
особенностях
художественного текстаописания: пейзаж, портрет
героя, интерьер. Примеры
текста-рассуждения в
рассказах Л. Н. Толстого.

1

0

0

09.01.2023 Письменный
контроль;

64.

Заголовок Содержание
произведения. План.

1

0

0

11.01.2023 Устный опрос;

65.

Виды рассказа рассказ
(художественный и научнопознавательный), сказки,
басни, быль. Сравнение по
структуре, содержанию.

1

0

0

12.01.2023 Письменный
контроль;

66.

Анализ героев. Читатель,
автор, герой.

1

1

0

13.01.2023 Контрольная
работа;

67.

Лирика, лирические
произведения как описание в
стихотворной форме чувств
поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями
природы.

1

0

0

16.01.2023 Устный опрос;

68.

Расширение круга чтения
1
лирических произведений
поэтов ХХ века: И. А.Бунин,
А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М.
И. Цветаева.

0

0

18.01.2023 Устный опрос;

69.

Расширение круга чтения
1
лирических произведений
поэтов ХХ века: И. А.Бунин,
А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М.
И. Цветаева.Темы
стихотворных произведений,
герой лирического
произведения.

0

0

19.01.2023 Тестирование;

70.

Авторские приёмы создания
художественного образа в
лирике. Углубление
представлений о средствах
выразительности в
произведениях лирики:
эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры.

1

0

0

20.01.2023 Устный опрос;

71.

Авторские приёмы создания
художественного образа в
лирике. Углубление
представлений о средствах
выразительности в
произведениях лирики:
эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры.
Анализ
текстов.План.Пересказ.

1

0

0

23.01.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

72.

Авторские приёмы создания
художественного образа в
лирике. Углубление
представлений о средствах
выразительности в
произведениях лирики:
эпитеты, синонимы,
антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры.
Анализ текстов. Лексики.

1

1

0

25.01.2023 Контрольная
работа;

73.

Углубление представлений о
1
взаимоотношениях человека и
животных, защита и охрана
природы — тема
произведений литературы.

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

74.

Углубление представлений о
1
взаимоотношениях человека и
животных, защита и охрана
природы — тема
произведений литературы.
Расширение круга чтения на
примере произведений А. И.
Куприна, В. П.Астафьева, К.
Г.Паустовского, М.
М.Пришвина.

0

0

27.01.2023 Устный опрос;

75.

Углубление представлений о
1
взаимоотношениях человека и
животных, защита и охрана
природы — тема
произведений литературы.
Расширение круга чтения на
примере произведений А. И.
Куприна, В. П.Астафьева, К.
Г.Паустовского, М.
М.Пришвина. Составление
разных видов плана.

0

0

30.01.2023 Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

76.

Расширение круга чтения.
Любимые
произведения.Аннотации.
Рассказ.

1

0

0

01.02.2023 Устный опрос;

77.

Иллюстрации и репродукции.
Описание.

1

0

0

02.02.2023 Устный опрос;

78.

Анализ и сравнение текстов
1
(герои , сюжет) А. И.Куприна,
В. П. Астафьева, К. Г.
Паустовского, М.
М.Пришвина.

0

0

03.02.2023 Письменный
контроль;

79.

Тема, основная мысль (идея).
Заголовок.Характеристика
героев.

1

0

0

06.02.2023 Устный опрос;

80.

Автор, герой, читатель.

1

0

0

08.02.2023 Устный опрос;

81.

Разные виды пересказа, цель,
структура.

1

0

0

09.02.2023 Тестирование;

82.

Литературный герой,
персонаж, характер.

1

0

0

10.02.2023 Устный опрос;

83.

Эпизод, смысловые части
Композиция. Иллюстрации.

1

0

0

13.02.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

84.

Тема охраны природы в
произведениях. Смысл.
Нравственные ценности.

1

1

0

15.02.2023 Контрольная
работа;

85.

Расширение тематики
1
произведений о детях, их
жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками (на
примере содержания
произведений А. П. Чехова, Б.
С. Житкова, Н. Г.ГаринаМихайловского и др.

0

0

16.02.2023 Устный опрос;

86.

Словесный портрет героя как 1
его характеристика.Авторский
способ выражения главной
мысли. Основные события
сюжета, Авторское отношение
к героям, лексика , сюжет.

0

0

17.02.2023 Устный опрос;

87.

Словесный портрет героя как 1
его характеристика.Авторский
способ выражения главной
мысли. Рассказ о
героев.Построение
высказывания.Анализ.

0

0

20.02.2023 Тестирование;

88.

Словесный портрет героя как 1
его характеристика.Авторский
способ выражения главной
мысли. Основные события
сюжета, поведение, поступки
героев. Номинативный
план.Вопросный план.

0

0

22.02.2023 Устный опрос;

89.

Словесный портрет героя как 1
его характеристика.Авторский
способ выражения главной
мысли. Основные события
сюжета, Характеристика
героев, описание.

0

0

24.02.2023 Устный опрос;

90.

Словесный портрет героя как 1
его характеристика.Авторский
способ выражения главной
мысли. Прогнозирование по
заголовку

0

0

27.02.2023 Письменный
контроль;

91.

Портреты
героев.Иллюстрирование.
Работа с информацией в
тексте.Выборочное чтение.

1

0

0

01.03.2023 Устный опрос;

92.

Сюжет. Последовательность
событий.

1

0

0

02.03.2023 Устный опрос;

93.

Эпизод, смысловые части.
Композиция.

1

0

0

03.03.2023 Устный опрос;

94.

Упражнение в составлении
1
вопросов (в том числе
проблемных) к произведению.

0

0

06.03.2023 Письменный
контроль;

95.

Словесный портрет героя как 1
его характеристика.Подробное
и краткое описание на основе
текста.

0

0

09.03.2023 Устный опрос;

96.

Составление вопросов по
тексту. Главная и
второстепенная информация.

1

0

0

10.03.2023 Письменный
контроль;

97.

Произведений о детях, их
жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками
Формирование нравственных
ценностей и позиций.

1

1

0

13.03.2023 Контрольная
работа;

98.

Знакомство с новым жанром— 1
пьесой-сказкой.

0

0

15.03.2023 Устный опрос;

99.

Пьеса — произведение
литературы и театрального
искусства.

1

0

0

16.03.2023 Письменный
контроль;

100. Знакомство с новым жанром— 1
пьесой-сказкой.

0

0

17.03.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

101. Понятия: пьеса, действие,
персонажи, диалог, ремарка,
реплика.

1

0

0

20.03.2023 Тестирование;

102. Анализ действующих лиц,
обсуждение проблем.
Структура
пьесы.Особенности.

1

1

0

22.03.2023 Контрольная
работа;

103. Расширение круга чтения
1
юмористических
произведений на примере
рассказов В. Ю.Драгунского,
Н. Н. Носова, В. В. Голявкина,
М. М.Зощенко.

0

0

23.03.2023 Устный опрос;

104. Герои юмористических
1
произведений.Характеристика,
описание.

0

0

03.04.2023 Устный опрос;

105. Средства выразительности
текста юмористического
содержания:
гипербола.Юмористические
произведения в кино и театре.

1

0

0

05.04.2023 Устный опрос;

106. Понятие юмора. Юмор в
жизни и произведениях
художественной литературы .

1

0

0

06.04.2023 Тестирование;

107. Слушание и чтение
художественных
произведений.Высказывание

1

0

0

07.04.2023 Устный опрос;

108. Прогнозирование по
заголовку. Составление
текстов. Анализ

1

1

0

10.04.2023 Контрольная
работа;

109. Расширение круга чтения
произведений зарубежных
писателей. Литературные
сказки Ш. Перро, Х.К.Андерсена, братьев Гримм

1

0

0

12.04.2023 Устный опрос;

110. Приключенческая литература: 1
произведения Дж. Свифта,
Марка Твена

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

111. Особенности
1
приключенческой литературы.
Работа с дополнительной
информацией, смысловые
части, выбор отрывков из
текста по цели

0

0

14.04.2023 Тестирование;

112. Обмен мнениями по сюжету
произведений. Структура
высказвания (рассуждение,
описание, повествование)

1

0

0

17.04.2023 Устный опрос;

113. Тема. Идея. Заголовок.
Содержание произведения
Эпизод, смысловые части.

1

0

0

19.04.2023 Устный опрос;

114. Работа с текстом
1
произведения (характеристика
героя): нахождение описания
героя, определение
взаимосвязи между
поступками героев,
сравнивание героев по
аналогии или по контрасту,
оценка

0

0

20.04.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

115. Средства художественной
выразительности.

1

0

0

21.04.2023 Устный опрос;

116. Работа с текстовой и
иллюстративной
информацией.

1

1

0

24.04.2023 Контрольная
работа;

117. Библиографическая культура
(работа с детской книгой и
справочной литературой)

1

0

0

26.04.2023 Устный опрос;

118. Виды информации в книге:
1
научная, художественная (с
опорой на внешние показатели
книги), её справочноиллюстративный материал.

0

0

27.04.2023 Письменный
контроль;

119. Очерк как повествование о
реальном событии.

1

0

0

28.04.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

120. Типы книг (изданий): книга1
произведение, книга- сборник,
собрание сочинений,
периодическая печать,
справочные издания.

0

0

03.05.2023 Устный опрос;

121. Работа с источниками
периодической печати.

1

0

0

04.05.2023 Письменный
контроль;

122. Задачи библиографической
литературы

1

0

0

05.05.2023 Устный опрос;

123. Создание выставки
библиографий. Устное
высказывание.

1

1

0

08.05.2023 Контрольная
работа;

124. Резерв. О Родине, героические 1
страницы
истории.Произведение о
Родине.

0

0

10.05.2023 Устный опрос;

125. О Родине, героические
1
страницы истории.Подготовка
информации о малой родине.
Чтение текстов об
историческом прошлом.

0

0

11.05.2023 Устный опрос;

126. О Родине, героические
страницы истории. Образ
героев. Подготовка устных
высказываний.

1

0

0

12.05.2023 Устный опрос;

127. Творчество великих поэтов и
писателей. Вспоминаем

1

0

0

15.05.2023 Устный опрос;

128. Творчество великих поэтов и
писателей. Любимые стихи.
Чтение наизусть.
Выразительное чтение.

1

0

0

17.05.2023 Устный опрос;

129. Творчество великих потов и
писателей. Композиция.Ритм.
Рифма. Строфа. Сравнение.
Эпитет. Олицетворение.
Метафора.Лирика. Образ.

1

0

0

18.05.2023 Устный опрос;

130. Творчество великих потов и
писателей. Произведения
любимых
писателей.Составление
устных высказываний.
Аргументирование.

1

0

0

19.05.2023 Устный опрос;

131. По страницам любимых книг.
Организация
выставки.Аннотация. Устное
высказывание.

1

0

0

22.05.2023 Устный опрос;

132. По страницам любимых книг. 1
Иллюстрирование. Работа с
репродукциями. Художники и
музыканты в литературе.

0

0

24.05.2023 Письменный
контроль;

133. По страницам любимых книг. 1
Читательский дневник. Смысл.
Структура.

0

0

25.05.2023 Устный опрос;

134. По страницам любимых книг.
Выборочное чтение.
Аннотация.

1

0

0

26.05.2023 Устный опрос;

135. Творчестве поэтов и писателей 1
ХХ века. Анализ творчества и
биографии авторов.
Подготовка устного
выступления.

0

0

29.05.2023 Устный опрос;

136. Творчестве поэтов и писателей 1
ХХ века.Читательский
дневник.Читательский опыт.
Смысл задачи. Формирование
нравственных качеств.

0

0

31.05.2023 Тестирование;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

14

0

136

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова
М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Методические рекомендации литературное чтение Н.А. Стефаненко
издательство "Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Литературное чтение. Аудиоприложение к учебнику Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой
М. В. 4 класс (В комплекте с учебником). Автор(ы): Стефаненко Н. А., Чернецова-Рождественская И.
В. Линия УМК: УМК "Школа России" Л. Ф. Климанова, 4 кл. Класс: 4

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Рабочая программа, учебник Литературного чтения , электронные пособия, методические пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор,многофункциональное устройство (принтер-копир-сканер),фронтальные
колонки двухполосные,сетевой фильтр,интерактивное оборудование Интерактивная
доска,компьютерное оборудование Ноутбук учителя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».