Русский язык, 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Правдинский муниципальный округ

МБОУ "Средняя школа поселка Домново"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора

______________Григорьева О.Б.

______________Телятник П.А.

Протокол №0
от "28" августа 2022 г.

Приказ №0
от "28" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2436859)
учебного предмета
«Русский язык»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гузова Татьяна Николаевна
учитель

Домново 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
началь​ного общего образования Федерального государственного обра​зовательного стандарта
начального общего образования (да​лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори​‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в на​чальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциа​лом в развитии функциональной грамотности младших школь​ников, особенно
таких её компонентов, как языковая, комму​никативная, читательская, общекультурная и социальная
гра​мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ​ных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци​ализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в фор​мировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, куль​турных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адек​ватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовно​нрав​ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове​дения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результата​ми
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност​ных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планиру​емых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер​шенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о струк​туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школь​ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использо​вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письмен​ного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой дея​тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера​турное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы​ка», в 4 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей​ствий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов​но​‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского язы​ка как государственного языка Российской Федерации; пони​‐
мание роли русского языка как языка межнационального об​щения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на ос​нове первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чте​нием, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфе​мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использова​ние в речевой деятельности норм
современного русского литера​турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Раз​личные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-​исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне сло​ва и в слове по заданным параметрам.
Звуко​буквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нор​мы произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в сло​вах в соответствии с нормами современного русского литератур​ного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей
русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использо​ванием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (про​стые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (про​стые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных ча​стей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ​ье типа
ожерелье во множественном числе); соб​ственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена
суще​ствительные 1, 2, 3-​го склонения (повторение изученного). Не​ склоняемые имена
существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилага​тельного
от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном
числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-​го и 3​-го лица
единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов.
Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы,
употреб​ление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в
простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осоз​нание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побуди​тельные); виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопро​сов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами:
без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в пред​ложениях с
однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфо​граммы в слове; контроль при проверке
собственных и предло​женных текстов (повторение и применение на новом орфогра​фическом
материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
— безударные падежные окончания имён прилагательных;
— мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-​го лица единственного числа;
— наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
— безударные личные окончания глаголов;
— знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и
без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог;
отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и
собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письмен​ной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ тек​ста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых вы​водов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интер​претация и обобщение содержащейся в тексте информации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской граждан​ской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио​нального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво​ей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене об​щества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно​этических нормах поведения и прави​лах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель​ ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художе​ственной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осозна​ние важности русского языка как средства общения и самовы​ражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здо​ровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра​вил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудо​вой деятельности, интерес к различным профессиям,
возника​ющий при обсуждении примеров из художественных произве​дений;
экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив​ность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче​ский признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённо​му признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и проти​воречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко​выми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, фор​мулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно​следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать из​менения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингви​стическое мини​-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательства​ми на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в слова​рях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни​ков, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео​, графиче​скую, звуковую информацию в
соответствии с учебной зада​чей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован​ную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо​ции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со​блюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мне​ние;
— строить речевое высказывание в соответствии с постав​ленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рас​суждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результа​тах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини​-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для по​лучения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель​ности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учеб​ной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно​сти одноклассников, объективно
оценивать их по предложен​ным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин​дивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи​телем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;

—
—

оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать
язык как одну из главных духовно​нравственных ценностей народа;
— объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
— проводить звуко​буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом);
— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточне​ния, определять значение слова по
контексту;
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяе​мыми морфемами; составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
— устанавливать принадлежность слова к определённой ча​сти речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;
— определять грамматические признаки имён существи​тельных: склонение, род, число, падеж;
проводить разбор име​ни существительного как части речи;
— определять грамматические признаки имён прилагатель​ных: род (в единственном числе),
число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
— устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в
прошедшем времени в единственном числе); изменять глаго​лы в настоящем и будущем времени
по лицам и числам (спря​гать); проводить разбор глагола как части речи;
— определять грамматические признаки личного местоиме​ния в начальной форме: лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные место​имения
для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предложение, словосочетание и слово;
— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— различать распространённые и нераспространённые пред​ложения;
— распознавать предложения с однородными членами; со​ставлять предложения с однородными
членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
— разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на​‐
зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложе​ния без
называния терминов);​

— производить синтаксический разбор простого предложе​ния;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том чис​ле: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные оконча​‐
ния имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме
собственных имён существитель​ных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаго​лов в форме 2-​го лица единственного
числа; наличие или отсут​ствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов; знаки препинания в предложени​ях с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но и без союзов;
— правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять орфографические и пунктуацион​ные ошибки на изученные правила,
описки;
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать
адекватные языковые средства в ситуации общения;
— строить устное диалогическое и монологическое высказы​вание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
— определять тему и основную мысль текста; самостоятель​но озаглавливать текст с опорой на
тему или основную мысль;
— корректировать порядок предложений и частей текста;
— составлять план к заданным текстам;
— осуществлять подробный пересказ текста (устно и пись​менно);
— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по​иск информации; формулировать устно
и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин​‐
терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном
носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

01.09.2022

Учебный диалог «Почему каждому
народу важно сохранять свой язык?
Как общаться разным народам,
проживающим в одной стране?», в
ходе диалога формулируются
суждения о многообразии языково​го
пространства России и о значении
русского языка как языка
межнационального общения;

Устный опрос;

https://uchi.ru/

Практические работы во всех разделах
курса, в ходе которых развивается
умение анализировать текстовую,
графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/

Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.

Русский язык как язык межнационального общения.

0.5

0

0

1.2.

Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект

0.5

0

0

Итого по разделу:

1

Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам.

1

0

0

02.09.2022
04.09.2022

Работа в парах: устная характеристика
звуков по заданным признакам;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

2.2.

Звуко-буквенный разбор слова

1

0

1

05.09.2022

Практическая работа: проведение
звуко​буквенного разбора
предложенных слов;

Практическая
работа;

https://uchi.ru/

0

1

06.09.2022
08.09.2022

Комментированное выполнение
задания: выбор из ряда синони​мов
слова, которое подходит для
заполнения пропуска в предложении
текста, объяснение своего выбора;
Работа в группах: работа с
дидактическим текстом, анализ
уместности использования слов в
предложениях, нахождение случаев
неудачного выбора слова,
корректировка обнаружен​ных ошибок
(выбор наиболее точного синонима);

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

2

Раздел 3. Лексика
3.1.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, 3
антонимов, устаревших слов (простые случаи).

3.2.

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

Итого по разделу:

2

0

0

09.09.2022
12.09.2022

Дифференцированное задание: работа
со словарём фразеоло​гизмов,
выписывание значений 2—3
фразеологизмов;
Творческое задание: создание
собственных шуточных рисун​ков,
основанных на буквальном понимании
значения слов, входящих в состав
фразеологизма;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

5

Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.

Повторение: состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

2

0

1

13.09.2022
14.09.2022

Учебный диалог «Что мы помним о
частях слова?», в ходе диалога даётся
устная характеристика частей слова по
заданным признакам (значение, способ
выделения, способ обозначения);
Упражнение: проведение по
предложенному алгоритму разбора
слова по составу;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://uchi.ru/

4.2.

Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление).

1

0

0

15.09.2022

Упражнение: проведение по
предложенному алгоритму разбора
слова по составу;

Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

4.3.

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)

2

1

0

16.09.2022
19.09.2022

Работа в парах: поиск ошибок в
разборе слова по составу;
Проверочная работа с последующим
самоанализом, отработ​ка умений
корректировать свои действия для
преодоления ошибок в разборе слов по
составу;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

0

0

20.09.2022
21.09.2022

Работа с таблицей «Части речи»,
анализ содержания табли​цы,
установление основания для сравнения
слов, относящих​ся к разным частям
речи;
Упражнение: группировка слов на
основании того, какой частью речи они
являются;
Дифференцированное задание:
классификация частей речи по
признаку (самостоятельные и
служебные части речи);

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://uchi.ru/

Итого по разделу:

5

Раздел 5. Морфология
5.1.

Части речи самостоятельные и служебные.

2

5.2.

Имя существительное. Повторение: склонение имён существительных; имена
существительные
1, 2, 3-го склонения.

9

1

1

22.09.2022
04.10.2022

Упражнение: соотнесение слов и
наборов их грамматических
характеристик;
Упражнение: нахождение в тексте
(например, в поэтиче​ском) имён
существительных с заданными
грамматическими характеристиками;
Дифференцированное задание:
нахождение в ряду имён
существительных лишнего имени
существительного — не имеющего
какого​-то из тех грамматических
признаков, которыми обладают
остальные слова в группе;
Практическая работа: определение
грамматических призна​ков имён
прилагательных;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Изложение;

https://resh.edu.ru/

5.3.

Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

2

1

0

05.10.2022
06.10.2022

Дифференцированное задание:
нахождение в ряду имён
существительных лишнего имени
существительного — не имеющего
какого​-то из тех грамматических
признаков, которыми обладают
остальные слова в группе;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

https://uchi.ru/

5.4.

Имя прилагательное. Повторение: зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного.

9

2

2

07.10.2022
17.10.2022

Практическая работа: определение
грамматических призна​ков имён
прилагательных;
Работа в группах: анализ
дидактического текста, поиск ошибок
на согласование имён
существительных и имён
прилагательных, исправление
найденных ошибок;
Практическая работа: определение
грамматических призна​ков глаголов;
Комментированное выполнение
задания: соотнесение глаголов и их
грамматических характеристик;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Сочинение;

https://resh.edu.ru/

5.5.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

4

0

1

18.10.2022
21.10.2022

Комментированное выполнение
задания по соотнесению фор​мы имени
прилагательного с формой имени
существительного;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

5.6.

Местоимение. Личные местоимения. Повторение: личные местоимения 1-го и 3-го
лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.

3

0

1

24.10.2022
26.10.2022

Практическая работа: соотнесение
понятия (склонение, спряжение,
неопределённая форма и т. д.) с его
краткой характеристикой;
Практическая работа;
"Использование местоимений как;
одного из средств связи;
предложений в тексте";;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

5.7.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов.

25

2

2

27.10.2022
08.12.2022

Практическая работа: определение
грамматических призна​ков глаголов;
Комментированное выполнение
задания: соотнесение глаголов и их
грамматических характеристик;
Работа в группах: объединение
глаголов в группы по опреде​лённому
признаку (например, время,
спряжение);
Моделирование в процессе
коллективной работы алгоритма
определения спряжения глаголов с
безударными личными окончаниями,
следование данному алгоритму при
определе​нии спряжения глагола;
Совместное выполнение задания:
анализ текста на наличие в нём
глаголов, грамматические
характеристики которых даны;
Работа с таблицей, обобщающей
результаты работы с грам​матическими
характеристиками глаголов: чтение
таблицы, дополнение примерами;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Изложение;

https://uchi.ru/

5.8.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

2

0

1

09.12.2022
12.12.2022

Наблюдение за наречиями:
установление значения и особен​ностей
употребления наречий в речи;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

5.9.

Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок.

2

0

1

13.12.2022
14.12.2022

Наблюдение за предлогами:
установление значения и особенностей
употребления предлогов в речи.
Отличие предлогов от приставок;;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

5.10.

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.

1

0

0

15.12.2022

Наблюдение за союзами: установление
значения и особенностей употребления
союзов в речи;;

Устный опрос;

https://uchi.ru/

5.11.

Частица не, её значение (повторение)

2

1

0

16.12.2022
19.12.2022

Наблюдение за частицами:
установление значения и особенностей
употребления частиц в речи;;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

2

1

20.12.2022
27.12.2022

Учебный диалог, в ходе которого
сравниваются предложение,
словосочетание, слово,
обосновываются их сходство и
различия;
Работа в группах: классификация
предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Диктант;
Сочинение;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

61

Раздел 6. Синтаксис
6.1.

Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения

6

6.2.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами

6

1

2

09.01.2023
16.01.2023

Практическая работа: соотнесение
изученных понятий (однородные
члены предложения, сложное
предложение) с примерами;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Сочинение;
Изложение;

https://uchi.ru/

6.3.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов)

4

1

1

17.01.2023
22.01.2023

Наблюдение за различиями простых и
сложных предложений;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://uchi.ru/

Итого по разделу:

16

Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах

2

0

0

23.01.2023
24.01.2023

Учебный диалог «Как планировать
свои действия по реше​нию
орфографической задачи?», по
результатам диалога актуализация
последовательности действий по
проверке изученных орфограмм;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, использование различных способов
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

8

1

2

25.01.2023
05.02.2023

Моделирование алгоритмов
применения изучаемых в данном
классе орфографических правил,
следование составленным алгоритмам;
Комментированное выполнение
анализа текста на наличие в нём слов с
определённой орфограммой;
Упражнение на развитие контроля:
установление при работе с
дидактическим текстом соответствия
написания слов орфографическим
нормам, нахождение орфографических
ошибок;
Работа в группах: нахождение ошибок
на применение способа проверки
орфограммы; ошибок в объяснении
выбора буквы на месте орфограммы;
Оценивание собственного результата
выполнения орфографи​ческой задачи,
корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://uchi.ru/

7.3.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных
текстов.

5

0

1

06.02.2023
12.02.2023

Работа в парах: группировка слов по
месту орфограммы;
Моделирование предложений,
включающих слова с непрове​ряемыми
орфограммами;
Оценивание собственного результата
выполнения орфографи​ческой задачи,
корректировка с помощью учителя
своих действий для преодоления
ошибок при списывании текстов и
записи под диктовку;
Проектное задание: составление
собственного словарика трудных слов
(тех, написание которых не удаётся
сразу запомнить, при написании
которых регулярно возникают
сомнения и т. д.);
Создание ситуации для оценки своих
возможностей: вы​бор упражнений на
закрепление орфографического мате​‐
риала;
Проблемная ситуация, требующая
использования дополни​тельных
источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому
словарю (в том числе на электрон​ном
носителе);

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование;
Сочинение;

https://resh.edu.ru/

7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, ий);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
- наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
- безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов.

17

2

4

13.02.2023
09.03.2023

Создание ситуации для оценки своих
возможностей: вы​бор упражнений на
закрепление орфографического мате​‐
риала;
Проблемная ситуация, требующая
использования дополни​тельных
источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому
словарю (в том числе на электрон​ном
носителе);
Проектное задание: создание
собственных текстов с макси​мальным
количеством включённых в них
словарных слов;
Проектное задание: составление
собственных текстов диктантов на
заданную орфограмму или набор
орфограмм;
Самоконтроль правильности записи
текста, нахождение неправильно
записанных слов и исправление
собственных ошибок;
Устное высказывание при обосновании
правильности написания, при
обобщении результатов наблюдения за
орфографическим материалом;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
Диктант;

https://uchi.ru/

7.5.

Наблюдение за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух
простых.

8

0

2

10.03.2023
21.03.2023

Работа в группах;
в парах: наблюдение за знаками
препинания в сложном предложении;
состоящем из двух простых;;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Диктант;

https://uchi.ru/

7.6.

Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора

10

1

2

22.03.2023
12.04.2023

Работа в группах;
в парах: наблюдение за знаками;
препинания в предложении с прямой
речью после слов автора;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу:

50

Раздел 8. Развитие речи
8.1.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного
и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.);
диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

7

0

3

13.04.2023
23.04.2023

Работа в парах: анализ дидактического
текста и нахождение в нём смысловых
ошибок;
Творческое задание: составление
текстов разных типов (описание,
повествование, рассуждение) на одну и
ту же тему;
Практическая работа: написание
отзыва на прочитанную книгу;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

8.2.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

6

0

2

24.04.2023
02.05.2023

Самооценка правильности выполнения
учебной задачи: соотнесение
собственного текста с исходным (для
изложе​ний) и с заданной темой (для
сочинений);
Практическое задание: выбор
источника получения инфор​мации
(определённый тип словаря,
справочников) для решения учебно​практической задачи;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Зачет;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/

8.3.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный
пересказ текста).

3

0

1

03.05.2023
07.05.2023

Творческое задание: составление
текстов разных типов (описание,
повествование, рассуждение) на одну и
ту же тему;
Работа в группах: корректировка
дидактического текста, в котором
допущены смысловые ошибки;
Самооценка правильности выполнения
учебной задачи: соотнесение
собственного текста с исходным (для
изложе​ний) и с заданной темой (для
сочинений);

Устный опрос;
Практическая
работа;
Изложение;

https://resh.edu.ru/

8.4.

Сочинение как вид письменной работы.

3

0

1

08.05.2023
11.05.2023

Самооценка правильности выполнения
учебной задачи: соотнесение
собственного текста с исходным (для
изложе​ний) и с заданной темой (для
сочинений);

Устный опрос;
Практическая
работа;
Сочинение;

https://uchi.ru/

8.5.

Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном
виде.

5

0

2

12.05.2023
18.05.2023

Творческое задание: составление
текстов разных типов (описание,
повествование, рассуждение) на одну и
ту же тему;
Практическая работа: написание
отзыва на прочитанную книгу;
Работа в группах: корректировка
дидактического текста, в котором
допущены смысловые ошибки;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://uchi.ru/

8.6.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

6

1

2

19.05.2023
30.05.2023

Творческие задания: создавать устные
и письменные тексты разных типов
(описание, рассуждение,
повествование);
Практическая работа: выбор
соответствующего заданной ситуации
жанра и написание письма,
поздравительной открытки, записки;
Работа в группах: корректировка
дидактического текста, в котором
допущены смысловые ошибки;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
ВПР;

https://resh.edu.ru/

17

38

Итого по разделу:

30

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

1.

Русский язык как язык межнационального
общения. Знакомство с различными методами
познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.

1

0

0

01.09.2022 Устный опрос;

2.

Характеристика, сравнение, классификация звуков 1
вне слова и в слове по заданным параметрам.

0

0

02.09.2022 Письменный
контроль;

3.

Звуко-буквенный разбор слова.

1

0

1

05.09.2022 Практическая
работа;

4.

Повторение и продолжение работы: наблюдение
за использованием в речи синонимов,
антонимов,устаревших слов (простые случаи).

1

0

0

06.09.2022 Устный опрос;

5.

Работаем со словарём.Рассказ о слове.

1

0

1

07.09.2022 Практическая
работа;

6.

Подбираем синонимы и антонимы.

1

0

0

08.09.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

7.

Наблюдение за использованием в речи
фразеологизмов (простые случаи).

1

0

0

09.09.2022 Устный опрос;

8.

Наблюдение за использованием в речи
фразеологизмов (простые случаи)

1

0

0

12.09.2022 Письменный
контроль;

9.

Повторение: состав изменяемых слов,выделение в 1
словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня,приставки, суффикса.

0

0

13.09.2022 Устный опрос;

10.

Повторение: состав изменяемых слов,выделение в 1
словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня,приставки, суффикса.

0

1

14.09.2022 Практическая
работа;

11.

Основа слова. Состав неизменяемых
слов(ознакомление).

1

0

0

15.09.2022 Письменный
контроль;

12.

Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи(ознакомление).

1

0

0

16.09.2022 Устный опрос;

13.

Значение наиболее употребляемых суффиксов
изученных частей речи(ознакомление).

1

1

0

19.09.2022 Контрольная
работа;

14.

Части речи самостоятельные и служебные.

1

0

0

20.09.2022 Устный опрос;

15.

Части речи самостоятельные и служебные.

1

0

0

21.09.2022 Письменный
контроль;

16.

Имя существительное. Повторение: склонение
имён существительных;имена существительные
1,2, 3-го склонения.

1

0

0

22.09.2022 Устный опрос;

17.

Правописание окончаний имён существительных
1-го, 2-го, 3- го склонений.

1

0

0

23.09.2022 Письменный
контроль;

всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

18.

Изложение (подробный устный и письменный
пересказ текста;выборочный устный пересказ
текста).

1

0

1

26.09.2022 Изложение;

19.

Изменение по падежам имён существительных.

1

0

0

27.09.2022 Устный опрос;

20.

Винительный и родительный падежи
одушевлённых имён существительных.

1

0

0

28.09.2022 Устный опрос;

21.

Падежные окончания имён существительных
множественного числа в дательном,
творительном,предложном падежах.

1

0

0

29.09.2022 Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

22.

Именительный падеж и родительный падеж
множественного числа.

1

0

0

30.09.2022 Устный опрос;

23.

Винительный падеж, дательный,
творительный,предложный падежи
множественного числа.

1

0

0

03.10.2022 Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

24.

Имя существительное. Морфологический разбор
имени существительного.

1

1

0

04.10.2022 Контрольная
работа;

25.

Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).

1

0

0

05.10.2022 Устный опрос;

26.

Контрольная работа по теме «Имя
существительное».

1

1

0

06.10.2022 Контрольная
работа;

27.

Имя прилагательное. Значение и употребление
имён прилагательных.

1

0

0

07.10.2022 Устный опрос;

28.

Число и род имён прилагательных.

1

0

0

10.10.2022 Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29.

Сочинение-описание поличным наблюдениям.

1

0

1

11.10.2022 Сочинение;

30.

Изменение по падежам имён прилагательных.

1

0

0

12.10.2022 Устный опрос;

31.

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода.

1

0

0

13.10.2022 Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

32.

Склонение имён прилагательных мужского и
среднего родов. Правописание падежных
окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода.

1

0

0

14.10.2022 Тестирование;

33.

Правописание безударных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода.

1

0

0

17.10.2022 Устный опрос;

34.

Склонение имён прилагательных женского рода.
Правописание безударных окончаний имён
прилагательных.

1

1

0

18.10.2022 Контрольная
работа;

35.

Морфологический разбор имени прилагательного. 1

0

0

19.10.2022 Письменный
контроль;

36.

Склонение имён прилагательных во
множественном числе.

1

0

1

20.10.2022 Практическая
работа;

37.

Контрольная работа по теме «Имя
прилагательное».

1

1

0

21.10.2022 Контрольная
работа;

38.

Местоимение как часть речи. Личные
местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и
множественного числа.

1

0

0

24.10.2022 Устный опрос;

39.

Изменение по падежам личных
местоимений.Склонение местоимений.

1

0

1

25.10.2022 Практическая
работа;

40.

Правописание личных местоимений 1-3 лиц
единственного и множественного
числа.Контрольная работа по теме
«Местоимение».

1

1

0

26.10.2022 Контрольная
работа;

41.

Начальная форма глагола.

1

0

0

27.10.2022 Устный опрос;

42.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

0

0

07.11.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

43.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

1

0

0

08.11.2022 Устный опрос;

44.

Спряжение глаголов.

1

1

0

09.11.2022 Контрольная
работа;

45.

Изложение по самостоятельно составленному
плану.Формулирование простых выводов на
основе информации,содержащейся в тексте.

1

0

1

10.11.2022 Практическая
работа;

46.

I и II спряжение глаголов.

1

0

0

11.11.2022 Тестирование;

47.

Личные окончания глаголов I и II спряжения.

1

1

0

14.11.2022 Контрольная
работа;

48.

Правописание глаголов с безударными личными
окончаниями.

1

0

1

15.11.2022 Практическая
работа;

49.

Учимся писать безударные личные окончания
глаголов.

1

0

0

16.11.2022 Письменный
контроль;

50.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1

0

1

17.11.2022 Практическая
работа;

51.

Правописание глаголов-исключений.

1

0

0

18.11.2022 Устный опрос;

52.

Изложение (подробный пересказ текста).

1

0

1

21.11.2022 Изложение;

53.

Образование глаголов прошедшего времени.

1

0

0

22.11.2022 Устный опрос;

54.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

0

0

23.11.2022 Устный опрос;

55.

Изложение подробное. Интерпретация и
обобщение содержащейся в тексте информации.

1

1

0

24.11.2022 Контрольная
работа;

56.

Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам.

1

0

0

25.11.2022 Устный опрос;

57.

Правописание окончаний глаголов настоящего и
будущего времени в единственном числе.

1

0

0

28.11.2022 Устный опрос;

58.

Написание отзыва на прочитанную книгу.

1

0

1

29.11.2022 Практическая
работа;

59.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем
времени.

1

0

0

30.11.2022 Диктант;

60.

Учимся писать изученные орфограммы
правописания глаголов.

1

1

0

01.12.2022 Контрольная
работа;

61.

Словообразование глаголов.

1

0

0

02.12.2022 Устный опрос;

62.

Использование глаголов в тексте.

1

1

0

05.12.2022 Контрольная
работа;

63.

Морфологический разбор глагола.

1

0

0

06.12.2022 Устный опрос;

64.

Обобщение знаний о глаголе.

1

0

1

07.12.2022 Практическая
работа;

65.

Контрольная работа"Глагол".

1

1

0

08.12.2022 Контрольная
работа;

66.

Наречие (общее представление).
Значение,вопросы, употребление вречи.

1

0

0

09.12.2022 Устный опрос;

67.

Наречие (общее представление).
Значение,вопросы, употребление вречи.

1

0

1

12.12.2022 Практическая
работа;

68.

Предлог. Повторение:отличие предлогов от
приставок.

1

0

0

13.12.2022 Письменный
контроль;

69.

Предлог. Повторение:отличие предлогов от
приставок.

1

0

0

14.12.2022 Устный опрос;

70.

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях.

1

0

1

15.12.2022 Практическая
работа;

71.

Частица не, её значение(повторение).

1

0

0

16.12.2022 Устный опрос;

72.

Частица не, её значение(повторение).

1

1

0

19.12.2022 Контрольная
работа;

73.

Повторение: слово,сочетание
слов(словосочетание) и предложение, осознание
их сходства и различий.

1

0

0

20.12.2022 Письменный
контроль;

74.

Виды предложений по цели
1
высказывания(повествовательные,вопросительные
и побудительные).

0

0

21.12.2022 Устный опрос;

75.

Виды предложений по эмоциональной
окраске(восклицательные и невосклицательные).

1

0

0

22.12.2022 Письменный
контроль;

76.

Связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых
вопросов);распространённые и
нераспространённые предложения.

1

0

0

23.12.2022 Устный опрос;

77.

Учимся писать сочинения-рассуждения.

1

0

1

26.12.2022 Сочинение;

78.

Связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых
вопросов);распространённые и
нераспространённые предложения. Обобщение.

1

0

0

27.12.2022 Тестирование;

79.

Предложения с однородными членами: без
союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и.

1

0

0

09.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

80.

Предложения с однородными членами: без
союзов, с союзами а, но,с одиночным союзом и.

1

0

0

10.01.2023 Письменный
контроль;

81.

Сочинение по репродукции картины.

1

0

1

11.01.2023 Сочинение;

82.

Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.

1

0

0

12.01.2023 Устный опрос;

83.

Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.

1

0

0

13.01.2023 Письменный
контроль;

84.

Изложение по самостоятельно составленному
плану.

1

0

1

16.01.2023 Изложение;

85.

Простое и сложное предложение(ознакомление).

1

0

0

17.01.2023 Устный опрос;

86.

Простое и сложное предложение(ознакомление).

1

0

0

18.01.2023 Тестирование;

87.

Сложные предложения: сложносочинённые с
союзами и, а, но;бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).

1

0

0

19.01.2023 Устный опрос;

88.

Сложные предложения: сложносочинённые с
союзами и, а, но;бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).

1

0

0

20.01.2023 Письменный
контроль;

89.

Повторение правил правописания, изученных в 1
—3 классах.

1

0

0

23.01.2023 Устный опрос;

90.

Повторение правил правописания, изученных в 1
—3 классах.

1

0

0

24.01.2023 Диктант;

91.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

0

0

25.01.2023 Устный опрос;

92.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

0

1

26.01.2023 Практическая
работа;

93.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

0

0

27.01.2023 Тестирование;

94.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

0

0

30.01.2023 Устный опрос;

95.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

0

0

31.01.2023 Устный опрос;

96.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

0

1

01.02.2023 Практическая
работа;

97.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

0

0

02.02.2023 Письменный
контроль;

98.

Формирование орфографической зоркости:
осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование
различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в
слове.

1

1

0

03.02.2023 Контрольная
работа;

99.

Использование орфографического словаря для
определения(уточнения) написания слова.

1

0

1

06.02.2023 Практическая
работа;

100. Использование орфографического словаря для
определения(уточнения) написания слова.

1

0

0

07.02.2023 Устный опрос;

101. Формирование действия контроля при проверке
1
собственных и предложенных текстов. Словарный
диктант.

0

0

08.02.2023 Диктант;

102. Формирование действия контроля при проверке
собственных и предложенных текстов.

1

0

0

09.02.2023 Устный опрос;

103. Сочинение по репродукции картины.

1

0

1

10.02.2023 Сочинение;

104. Ознакомление с правилами правописания и их
применение.

1

0

0

13.02.2023 Устный опрос;

105. Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.

1

0

0

14.02.2023 Письменный
контроль;

106. Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных
имён существительных на -ов, -ин, -ий).

1

0

0

15.02.2023 Устный опрос;

107. Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных
имён существительных на -ов, -ин, -ий).

1

0

1

16.02.2023 Практическая
работа;

108. Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.

1

0

0

17.02.2023 Устный опрос;

109. Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.

1

0

0

20.02.2023 Диктант;

110. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в
форме 2-го лица единственного числа.

1

0

0

21.02.2023 Устный опрос;

111. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в
форме 2-го лица единственного числа.

1

0

1

22.02.2023 Практическая
работа;

112. Мягкий знак в глаголах на -ться и -тся.

1

0

0

24.02.2023 Устный опрос;

113. Правописание возвратных глаголов в настоящем и 1
будущем времени.

0

0

27.02.2023 Письменный
контроль;

114. Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

0

0

28.02.2023 Устный опрос;

115. Правописание безударных личных окончаний
глаголов.

1

0

0

01.03.2023 Устный опрос;

116. Правописание безударных личных окончаний
глаголов.

1

0

0

02.03.2023 Письменный
контроль;

117. Правописание безударных личных окончаний
глаголов.

1

0

1

03.03.2023 Практическая
работа;

118. Знаки препинания в предложениях с однородными 1
членами,соединёнными союзами и,а, но, и без
союзов.

0

0

06.03.2023 Устный опрос;

119. Знаки препинания в предложениях с однородными 1
членами,соединёнными союзами и,а, но, и без
союзов.

0

0

07.03.2023 Письменный
контроль;

120. Контрольная работа по правилам правописания
безударных падежных окончаний имён
существительных, безударных личных окончаний
глаголов,безударных падежных окончаний имён
прилагательных.

1

1

0

09.03.2023 Контрольная
работа;

121. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

1

0

0

10.03.2023 Устный опрос;

122. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

1

0

1

13.03.2023 Практическая
работа;

123. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

1

0

0

14.03.2023 Устный опрос;

124. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

1

0

1

15.03.2023 Практическая
работа;

125. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

1

0

0

16.03.2023 Письменный
контроль;

126. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

1

0

1

17.03.2023 Практическая
работа;

127. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.

1

0

0

20.03.2023 Устный опрос;

128. Наблюдение за знаками препинания в сложном
предложении, состоящем из двух простых.
Диктант.

1

0

0

21.03.2023 Диктант;

129. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

1

22.03.2023 Практическая
работа;

130. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

0

23.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

131. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

1

03.04.2023 Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

132. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

0

04.04.2023 Устный опрос;

133. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

1

05.04.2023 Практическая
работа;

134. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

0

06.04.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

135. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

0

07.04.2023 Зачет;

136. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

0

10.04.2023 Устный опрос;

137. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

0

11.04.2023 Устный опрос;

138. Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов автора.

1

0

1

12.04.2023 Практическая
работа;

139. Повторение и продолжение работы, начатой в
предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения(письмо).

1

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

140. Повторение и продолжение работы, начатой в
предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (поздравительная
открытка).

1

0

1

14.04.2023 Практическая
работа;

141. Повторение и продолжение работы, начатой в
предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения(объявление и др.).

1

0

0

17.04.2023 Устный опрос;

142. Диалог. Монолог.

1

0

0

18.04.2023 Устный опрос;

143. Диалог. Монолог.

1

0

1

19.04.2023 Практическая
работа;

144. Отражение темы текста или основной мысли в
заголовке.

1

0

0

20.04.2023 Тестирование;

145. Отражение темы текста или основной мысли в
заголовке.

1

0

1

21.04.2023 Практическая
работа;

146. Корректирование текстов(заданных и
собственных)с учётом точности,правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

1

0

0

24.04.2023 Устный опрос;

147. Корректирование текстов(заданных и
собственных)с учётом точности,правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

1

0

0

25.04.2023 Устный опрос;

148. Корректирование текстов(заданных и
собственных)с учётом точности,правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

1

0

0

26.04.2023 Устный опрос;

149. Корректирование текстов(заданных и
собственных)с учётом точности,правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

1

0

1

27.04.2023 Практическая
работа;

150. Корректирование текстов(заданных и
собственных)с учётом точности,правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

1

0

0

28.04.2023 Устный опрос;

151. Корректирование текстов(заданных и
собственных)с учётом точности,правильности,
богатства и выразительности письменной речи.

1

0

0

02.05.2023 Письменный
контроль;

152. Изложение (подробный устный и письменный
пересказ текста;выборочный устный пересказ
текста).

1

0

1

03.05.2023 Изложение;

153. Изложение (подробный устный и письменный
пересказ текста).

1

0

0

04.05.2023 Устный опрос;

154. Изложение (выборочный устный пересказ текста). 1

0

0

05.05.2023 Письменный
контроль;

155. Сочинение как вид письменной работы.

1

0

0

08.05.2023 Устный опрос;

156. Сочинение как вид письменной работы.

1

0

0

10.05.2023 Устный опрос;

157. Сочинение как вид письменной работы.

1

0

1

11.05.2023 Сочинение;

158. Изучающее,ознакомительное чтение.

1

0

0

12.05.2023 Устный опрос;

159. Изучающее,ознакомительное чтение.

1

0

0

15.05.2023 Устный опрос;

160. Поиск информации,заданной в тексте в явном
виде.

1

0

0

16.05.2023 Устный опрос;

161. Поиск информации,заданной в тексте в явном
виде.

1

0

0

17.05.2023 Устный опрос;

162. Поиск информации,заданной в тексте в явном
виде.

1

0

0

18.05.2023 Письменный
контроль;

163. Формулирование простых выводов на основе
информации,содержащейся в тексте.

1

0

0

19.05.2023 Устный опрос;

164. Формулирование простых выводов на основе
информации,содержащейся в тексте.

1

0

0

22.05.2023 Устный опрос;

165. Формулирование простых выводов на основе
информации,содержащейся в тексте.

1

0

0

23.05.2023 Устный опрос;

166. Формулирование простых выводов на основе
информации,содержащейся в тексте.

1

0

0

24.05.2023 Письменный
контроль;

167. Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации.

1

0

0

25.05.2023 Устный опрос;

168. Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации.

1

0

0

26.05.2023 Письменный
контроль;

169. Обобщение изученного материала в 4 классе.

1

1

0

29.05.2023 Контрольная
работа;

170. Обобщение изученного материала в 4 классе.

1

1

0

30.05.2023 ВПР;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

17

38

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные планирования, книги для подготовки к олимпиадам, сборники проверочных и
контрольных работ, дополнительные материалы для подготовки уроков.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/lab/classes

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Книгопечатная продукция
Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.:
Просвещение,2011
Учебники
Канакина, В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4класс. В 2ч. - М.: Просвещение,2014 Рабочие
тетради
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4класс. В 2 ч. - М.: Просвещение,2014 Методические
пособия для учителя
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4класс. - М.: Просвещение,2011 Печатные
пособия
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому
языку.
Словари по русскому языку.
Наборы сюжетных и предметных картинок.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства. Электронные учебные пособия
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс
Технические средства Магнитная доска.
Персональный компьютер. Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский.
Стол компьютерный.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Дидактический материал, раздаточный материал, школьная доска, памятки и алгоритмы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».