Алгебра, 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Калининградской области
Правдинский муниципальный округ
Средняя школа п. Домново

РАССМОТРЕНО
методическим
объединением учителей
предметов естественноматематического цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР

Руководитель МО

Протокол №1

Приказ №272

от "31" 08
2022 г.

от "31" 082022 г.

Иванова
М.В

УТВЕРЖДЕНО
И.О.директора

Григорьева О.Б.

Телятник П.А.

Протокол №1
от "31" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«алгебра»

для 9 класса основного общего
образованияна 2022-2023 учебный год

Составитель: Кондрашина Елена Ивановна
учитель математики

П.Домново 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения
образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность
коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления , умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,

взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
9) сформированность первоначальных представлений об идеях и о методах
математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в
других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую
для
решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера.
Предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение
необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать
суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение
символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь
представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных
способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный
характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений,
применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в
смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять
формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и
эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения, неравенства первой и второй
степени, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; использовать
графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем;
применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов,
практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и
символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать
функционально-графические представления для описания и анализа математических задач
и реальных зависимостей;

3

7) овладение основными способами представления и анализа статистических
данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из
различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов.
Планируемые результаты изучения курса алгебры в 9 классе:
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в
зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные
приемы вычислений, применять калькулятор;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин,
процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов,
выполнять несложные практические расчеты.
Выпускник получит возможность:
7) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными
от 10;
8) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
9) научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести
привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
3) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
4) развить и углубить знание о десятичной записи действительных чисел
(периодические и непериодические дроби).
ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
Выпускник научится:
1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближенными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
2) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики
объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи
приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о
погрешности приближения;
3) понять, то погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с
погрешностью исходных данных.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Выпускник научится:
1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать
задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми
показателями и квадратные корни;

4

3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе
правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений,
применяя широкий набор способов и приемов;
6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных
разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения
выражения).
УРАВНЕНИЯ
Выпускник научится:
1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы
двух уравнений с двумя переменными;
2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и
изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим
методом;
3) применять графические представления для исследования и решения систем
уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики,
смежных предметов, практики;
5) применять графические представления для исследования уравнений, систем
уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
НЕРАВЕНСТВА
Выпускник научится:
1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением
неравенства, свойства числовых неравенств;
2) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать
квадратные неравенства с опорой на графические представления;
3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность:
4) разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат
неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных
предметов, практики;
5) применять графические представления для исследования неравенств, систем
неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины,
символические обозначения);
2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых
функций на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую модель для описания процессов и явлений
окружающего мира, применять функцию как язык для описания и исследования
зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность:
4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с
использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более
сложные графики;
5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения
математических задач из различных разделов курса.
5

ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать язык последовательностей;
2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической
прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к
решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
3) решать комбинированные задачи с применением формул n-го и суммы первых n
членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат
уравнений и неравенств;
4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции
натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом,
геометрическую – с экспоненциальным ростом.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа
статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации
сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ,
представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного
события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных
экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их
результатов.
КОМБИНАТОРИКА
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов
или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приемам
решения комбинаторных задач.
МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (модуль)
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность
рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные
системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей.
Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление
отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П.
Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических
уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырёх. Н. Тарталья, Дж.
Кардано, Н. X. Абель, Э. Галуа.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на
язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о
шахматной доске.
Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль.
Я. Бернулли. .
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Квадратичная функция 30ч
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение
6

квадратного трехчлена на множители. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Степенная функция.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной 19 ч
Целые уравнения и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с
одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной
переменной. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной
переменной. Решение неравенств методом парабол . Метод интервалов.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными.24 ч
Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение
систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач
методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя
переменными. Неравенства с двумя переменными и их системы.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии17 ч
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n
первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
5. Элементы статистики и теории вероятностей . 13 ч
Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная
частота и вероятность случайного события
7. Повторение. Решение задач 33 ч
Тематическое планирование учебного предмета «Алгебра», с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1

Квадратичная функция.

30

1-3

3

4-6

Функция. Область определения и область значения
функции.
Свойства функций.

7

Входной контроль

1

8-10
11-13

Квадратный трехчлен и его корни.
Разложение квадратного трехчлена на множители.

3
3

14

Контрольная работа №1 по теме «Функции и их
свойства. Квадратный трехчлен»
Работа над ошибками.Функция y=ax2 , ее график и свойства

1

3

20-23

Графики функций y  ax 2  n и y  a( x  m) 2 .
Построение графика квадратичной функции.

24

Функция у=хп

1

25-26
27-29

Корень п-ойстепени. Дробно-линейная функция и ее график
Степень с рациональным показателем. Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная
функция. Степенная функция»
Уравнения и неравенства с одной переменной

2
3

Работа над ошибками. Целое уравнение и его корни

3

15-16
17-19

30
2
31-33

3

2

4

1
19

7

34-38

Дробные рациональные уравнения

5

39-42

Решение неравенств второй степени с одной переменной

4

43-45

Решение неравенств методом интервалов

3

46-48

3

52-55

Некоторые приемы решения целых уравнений. Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и
неравенства с одной переменной»
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Работа над ошибками. Уравнение с двумя переменными и
его график
Графический способ решения систем уравнений

56-59
60
61-63

Решение систем уравнений второй степени
4
1
Промежуточный контроль
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени 3

64-65

Неравенства с двумя переменными

2

66-69

Системы неравенств с двумя переменными

4

70-72

Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя
переменными. Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и
неравенства с двумя переменными»
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Работа над ошибками. Последовательности

3

2

5
91-92

Определение арифметической прогрессии Формула n-го
члена арифметической прогрессии
Формула суммы п первых членов арифметической
прогрессии.
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая
прогрессия»
Работа над ошибками. Определение геометрической
прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии
Формула суммы п первых членов геометрической
прогрессии
Обобщающий урок.
Метод математической индукции. Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа № 6 по теме «Геометрическая
прогрессия»
Элементы комбинаторики и теории вероятности.
Работа над ошибками. Примеры комбинаторных задач

93-94

Перестановки

2

95-96

Размещения

2

97-98
99

Сочетания
Перестановки. Размещения. Сочетания. Самостоятельная
работа (1ч;тесты).
Относительная частота случайного события

2
1

49

50-51

73
4.
74-75
76-77
78-79
80-81
82
83-84

85-87
88-89

90

100

1
24
2
4

1
17
2

2
2
1
2

3
2

1
13
2

1
8

101

Вероятность равновозможных событий

1

102

Обобщающий урок.
Сложение и умножение вероятностей. Подготовка к
контрольной работе
Контрольная работа №7 по теме «Элементы
комбинаторики и теории вероятностей»
Повторение

1

103
6
104106
107109
110112
113115
116118
119122
123126
127130
131132
133135
136

Работа над ошибками. Функции и их свойства.

1
33
3

Квадратный трёхчлен..

3

Квадратичная функция и её график.

3

Степенная функция. Корень п-ойстепени.

3

Уравнения и неравенства с одной переменной.

3

Уравнения и неравенства с двумя переменными.

4

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

4

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

4

Подготовка к итоговой контрольной работе

2

Итоговая контрольная работа

3

Итоговый урок

1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».