МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области Правдинский муниципальный округ Средняя школа п. Домново РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей предметов естественноматематического цикла СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Руководитель МО Протокол №1 Приказ №272 от "31" 08 2022 г. от "31" 082022 г. Иванова М.В УТВЕРЖДЕНО И.О.директора Григорьева О.Б. Телятник П.А. Протокол №1 от "31" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «алгебра» для 9 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год Составитель: Кондрашина Елена Ивановна учитель математики П.Домново 2022 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: 1) сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; 2) сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры; 5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 6) критичность мышления , умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; 8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; 5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; 6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности); 9) сформированность первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Предметные: 1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; 2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; 3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; 5) умение решать линейные и квадратные уравнения, неравенства первой и второй степени, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; использовать графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики; 6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей; 3 7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий; 8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Планируемые результаты изучения курса алгебры в 9 классе: РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА Выпускник научится: 1) понимать особенности десятичной системы счисления; 2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел; 3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; 4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа; 5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применять калькулятор; 6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты. Выпускник получит возможность: 7) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; 8) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости; 9) научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА Выпускник научится: 1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел; 2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях. Выпускник получит возможность: 3) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике; 4) развить и углубить знание о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби). ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ Выпускник научится: 1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин. Выпускник получит возможность: 2) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения; 3) понять, то погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ Выпускник научится: 1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами; 2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни; 4 3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями; 4) выполнять разложение многочленов на множители. Выпускник получит возможность: 5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов; 6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения). УРАВНЕНИЯ Выпускник научится: 1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными; 2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; 3) применять графические представления для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными. Выпускник получит возможность: 4) овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; 5) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. НЕРАВЕНСТВА Выпускник научится: 1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств; 2) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления; 3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса. Выпускник получит возможность: 4) разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики; 5) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ Выпускник научится: 1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); 2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; 3) понимать функцию как важнейшую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функцию как язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами. Выпускник получит возможность: 4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики; 5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса. 5 ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Выпускник научится: 1) понимать и использовать язык последовательностей; 2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни. Выпускник получит возможность: 3) решать комбинированные задачи с применением формул n-го и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств; 4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных. Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы. СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события. Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов. КОМБИНАТОРИКА Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций. Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач. МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (модуль) История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырёх. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н. X. Абель, Э. Галуа. Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. . СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 1. Квадратичная функция 30ч Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение 6 квадратного трехчлена на множители. Функция y=ax2 + bx + с, её свойства, график. Степенная функция. 2. Уравнения и неравенства с одной переменной 19 ч Целые уравнения и его корни. Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом парабол . Метод интервалов. 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными.24 ч Уравнение с двумя переменными и его график. Уравнение окружности. Решение систем, содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение задач методом составления систем. Решение систем двух уравнений второй степени с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными и их системы. 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии17 ч Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. 5. Элементы статистики и теории вероятностей . 13 ч Комбинаторные задачи. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события 7. Повторение. Решение задач 33 ч Тематическое планирование учебного предмета «Алгебра», с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п Наименование разделов и тем Количество часов 1 Квадратичная функция. 30 1-3 3 4-6 Функция. Область определения и область значения функции. Свойства функций. 7 Входной контроль 1 8-10 11-13 Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. 3 3 14 Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен» Работа над ошибками.Функция y=ax2 , ее график и свойства 1 3 20-23 Графики функций y ax 2 n и y a( x m) 2 . Построение графика квадратичной функции. 24 Функция у=хп 1 25-26 27-29 Корень п-ойстепени. Дробно-линейная функция и ее график Степень с рациональным показателем. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция. Степенная функция» Уравнения и неравенства с одной переменной 2 3 Работа над ошибками. Целое уравнение и его корни 3 15-16 17-19 30 2 31-33 3 2 4 1 19 7 34-38 Дробные рациональные уравнения 5 39-42 Решение неравенств второй степени с одной переменной 4 43-45 Решение неравенств методом интервалов 3 46-48 3 52-55 Некоторые приемы решения целых уравнений. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» Уравнения и неравенства с двумя переменными Работа над ошибками. Уравнение с двумя переменными и его график Графический способ решения систем уравнений 56-59 60 61-63 Решение систем уравнений второй степени 4 1 Промежуточный контроль Решение задач с помощью систем уравнений второй степени 3 64-65 Неравенства с двумя переменными 2 66-69 Системы неравенств с двумя переменными 4 70-72 Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя переменными. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» Арифметическая и геометрическая прогрессии Работа над ошибками. Последовательности 3 2 5 91-92 Определение арифметической прогрессии Формула n-го члена арифметической прогрессии Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. Решение задач. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия» Работа над ошибками. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии Обобщающий урок. Метод математической индукции. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа № 6 по теме «Геометрическая прогрессия» Элементы комбинаторики и теории вероятности. Работа над ошибками. Примеры комбинаторных задач 93-94 Перестановки 2 95-96 Размещения 2 97-98 99 Сочетания Перестановки. Размещения. Сочетания. Самостоятельная работа (1ч;тесты). Относительная частота случайного события 2 1 49 50-51 73 4. 74-75 76-77 78-79 80-81 82 83-84 85-87 88-89 90 100 1 24 2 4 1 17 2 2 2 1 2 3 2 1 13 2 1 8 101 Вероятность равновозможных событий 1 102 Обобщающий урок. Сложение и умножение вероятностей. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» Повторение 1 103 6 104106 107109 110112 113115 116118 119122 123126 127130 131132 133135 136 Работа над ошибками. Функции и их свойства. 1 33 3 Квадратный трёхчлен.. 3 Квадратичная функция и её график. 3 Степенная функция. Корень п-ойстепени. 3 Уравнения и неравенства с одной переменной. 3 Уравнения и неравенства с двумя переменными. 4 Арифметическая и геометрическая прогрессии. 4 Элементы комбинаторики и теории вероятностей. 4 Подготовка к итоговой контрольной работе 2 Итоговая контрольная работа 3 Итоговый урок 1 9