МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области Правдинский муниципальный округ Средняя школа п. Домново РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическим объединением учителей предметов естественно- Заместитель директора по УВР И.О.директора математического цикла Руководитель МО Иванова М.В Григорьева О.Б. Телятник П.А. Протокол №1 Приказ № 272 от "31" 08 2022 г. от "31" 08.2022 г. Протокол №1 от "31" 08.2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика для всех» для 8 класса основного общего образованияна 2022-2023 учебный год Составитель: Кондрашина Елена Ивановна учитель математики П.Домново 2022 Планируемые результаты освоения содержания программы У учащихся могут быть сформированы личностные результаты: ° ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; ° способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; ° умение контролировать процесс и результат математической деятельности; ° первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; ° коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; ° критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; ° креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные: 1) Регулятивные. Учащиеся получат возможность научиться: ° составлять план и последовательность действий; ° определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; ° предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; ° осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ° концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; ° адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. 2) Познавательные. Учащиеся получат возможность научиться: ° устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; ° формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; ° видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; ° выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; ° планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; ° выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; ° интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); ° оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности). 3) Коммуникативные. Учащиеся получат возможность научиться: ° организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; ° взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; ° прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; ° разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; ° координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; ° аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные Учащиеся получат возможность научиться: ° ° ° ° ° ° самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера; пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам 1. Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: уметь решать логические задачи; отображать логические рассуждения геометрически; записывать сложные высказывания, формулировки теорем, аксиом, используя символы алгебры и логики; уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач; анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль. уметь решать задачи повышенной сложности; применять различные способы разложения на множители при решении задач; научится решать уравнения и системы уравнений первой степени с двумя переменными. 2. Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры; уметь разделять фигуры на части по заданному условию из частей конструировать различные фигуры; уметь решать задачи на нахождение площади и объема фигур, знать старинные меры измерения площадей; познакомиться с историческими сведениями о развитии геометрии, расширить кругозор в области изобразительного искусства, архитектуры, получить практические навыки изображения увеличенных картин; научиться работать над проектами, развивая исследовательские навыки. 3. Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях окружности; уметь решать задачи на применение свойств окружности, касательной, вписанных углов и др. 4. Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: иметь представление об элементарном событии уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта, интерпретировать условия задач в виде схем и рисунков; знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий равна единице; понимать что такое объедение и пересечение событий, что такое несовместные события; уметь решать вероятностные задачи с применением формул сложения вероятностей для несовместных событий, формулы умножения вероятностей независимых событий. 5. Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: познакомиться с методами решения уравнения с параметрами, простых и более сложных, применением графического способа решения; овладеть навыками разложения на множители многочленов 5,3,4 степеней; научиться решать уравнения и неравенства с модулем, «двойным» модулем; . Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность: спланировать и подготовить творческий проект по выбранной теме, получат опыт публичных выступлений; познакомиться с основами исследовательской деятельности, приобретет опыт работы с источниками информации, интерпретировать информацию (структурировать, презентовать с помощью таблиц, диаграмм и пр.), обрабатывать информацию с помощью компьютерных программ, ресурсов Интернет; приобретет навыки самостоятельной работы для решения практических заданий, опыт коллективной работы в сотрудничестве. Тематическое планирование № Тема 1. 2. 3. 4. 5. 6. Элементы математической логики. Теория чисел. Геометрия многоугольников. Геометрия окружности. Теория вероятностей. Уравнения и неравенства. Проекты. Итого Количество часов 7 9 3 4 6 5 34 часа Тематическое календарное планирование курса № Да Тема занятия Форма и та деятельности 1. 2. 3. 4. 5. 6. вид Прим ечани е Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Беседа-лекция, Эйлера-Венна. Решение занимательных задач Простые и сложные высказывания. Беседа. Практическая Высказывательные формы и операции работа в группах над ними. Задачи на комбинации и Решение задач, расположение. индивидуальная работа Применение теории делимости к Мини-лекция, решению олимпиадных и конкурсных «Конкурс знатоков» задач. Задачи на делимость, связанные с Решение задач, разложением выражений на работа в группах множители. Степень числа. Уравнение первой Решение задач, степени с двумя неизвестными в целых работа в группах числах. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Графы в решении задач. Принцип Мини-лекция Дирихле. Решение задач, работа в группах Тема 2. Геометрия многоугольников. Площади. История развития Беседа. Знакомство с геометрии. Вычисление площадей в научно-популярной древности, в древней Греции. литературой. Практическая работа в группах Геометрия на клеточной бумаге. Практическая работа Разделение геометрических фигур на в группах части. Формулы для вычисления объемов Практическая работа многогранников. Герон в группах, Александрийский и его формула. «Математический КВН» Пифагор и его последователи. Беседа. Просмотр Различные способы доказательства фрагментов фильма. теоремы Пифагора. Оформление математической газеты, работа с источниками информации. Различные способы доказательства Мини-лекция . теоремы Пифагора. Пифагоровы Беседа. Оформление тройки. Геометрия в древней индии. математической газеты, работа с источниками информации. Геометрические головоломки. Творческая работа в Олимпиадные и конкурсные группах геометрические задачи. Геометрические головоломки. Решение Олимпиадные и конкурсные занимательных задач, геометрические задачи. Творческая работа в группах О делении отрезка в данном Творческая работа в отношении. Задачи на применение группах, подобия, золотое сечение. диагностическая работа в виде викторины «Своя игра» Пропорциональный циркуль. Из Мини-лекция истории преобразований. Практическая работа 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Тема 3. Геометрия окружности Архимед о длине окружности площади круга. О числе Пи. и Беседа. Просмотр фрагментов фильма. работа с источниками информации, игра «Конкурс знатоков» Окружности, вписанные углы, Творческая работа в вневписанные углы в олимпиадных группах. Решение задачах. олимпиадных и занимательных задач Окружности, вписанные углы, Творческая работа в вневписанные углы в олимпиадных группах. Решение задачах. олимпиадных и занимательных задач Что такое проект. Виды проектов Мини-лекция. (индивидуальный, групповой). Как Выполнении е провести исследование. коллективного мини проекта. Тема 4. Теория вероятностей. Место схоластики в современном Мини-лекция. мире. Классическое определение Беседа. Решение вероятности. задач. Практическая работа в группах Геометрическая вероятность. Мини-лекция. «Математический КВН» Основные теоремы теории вероятности Творческая работа в и их применение к решению задач. группах. Решение олимпиадных и занимательных задач Основные теоремы теории вероятности Практическая работа. и их применение к решению задач. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия Работа над проектом. Как провести Проективная работа, исследование. Работа с источниками индивидуальная информации. работа над проектами, экскурсия Тема 5. Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие Мини-лекция. подходы к решению. Решение заданий в 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. парах. Разложение на множители. Беседа. Практическая работа в группах. Деление многочлена на многочлен. Мини-лекция Теорема Безу о делителях свободного Практическая работа члена, деление «уголком» в парах. Решение уравнений и неравенств. Решение задач, работа в группах Участие в математическом конкурсе Решение уравнений и неравенств. «Конкурс знатоков», работа с источниками информации, ресурсами Интернет. Модуль числа. Уравнения и Практическая работа. неравенства с модулем. Диагностическая работа в виде теста. Оформление брошюры-пособия Тема 6. Проекты. Работа над проектами. Работа с источниками информации. Беседа. Защита проектов. Конференция Защита проектов. Заключительное Конференция, занятие. викторина «Своя игра» Интернет ресурсы: http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС) http://school.znanika.ru/ - страница электронной школы «Знаника». http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников. http://www.yaklass.ru/ страница образовательного проекта «Я-класс» http://www.unikru.ru/ страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний. http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.