Финансовая грамотность, 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Правдинский муниципальный округ

МБОУ "Средняя школа поселка Домново"

РАССМОТРЕНО
МО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о директора

______________Гузова Т.Н.

______________Григорьева О.Б.

______________Телятник П.А.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №272

от "31" 082022 г.

от "31" 08 2022 г.

от "31" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Болдина Ольга Сергеевна
Учитель начальных классов

Домново 2022

Пояснительная записка
Рабочая

программа

внеурочной

образовательной

деятельности

разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями к результатам освоения начального основного
образования.
Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим
интерессы обучающихся в сфере экономики. При составлении программы
учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа
расчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 3 класса.
Цель программы:
Развитие экономического образа мышления;
Воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают
задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В
процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, аа также навыки поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
- осознание себя как члена семьи, общества, государства;

-овладение начальными навыками вдаптации в мире финансовых
отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за
свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа
и представления информации;
-

овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные:
- составление простых планов с помощью учителя;
- понимание цели своих действий;
- проявление сознательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий;
-адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
Коммуникативные:
-составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
Тема 1. Откуда в семье деньги. Основным источником дохода
современного человека является за­работная плата. Размер заработной платы
зависит

от

профессии,

слож­ности

работы,

отрасли.

Государство

устанавливает минимальный раз­мер оплаты труда (МРОТ). Собственник
может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит
предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии,
стипендии, пособия.
Основные понятия: Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия.
Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская кор:
зина.

Прожиточный

минимум.

Пенсия.

Стипендия.

Наследство.

Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность.
Бизнес.
Тема 2. На что тратятся деньги. Люди расходуют деньги на питание,
покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь,
медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и

пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные.
По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные,
сезонные и переменные.
Основные понятия :Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё.
Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы.
Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы.
Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Тема 3 Как умно управлять своими деньгами. Бюджет – план доходов и
расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых
проблем.
Основные понятия: Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Тема 4 Как делать сбережения. Банки хранят сбережения и выдают
кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а
заёмщики банку платят. Безна­личные деньги являются информацией на
банковских счетах. Современ­ные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия: Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик.
Заёмщик. Пла­тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты.
Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты.
Кредитные карты.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема занятий

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Клады, лотереи, наследство
Заработная плата
Заработная плата
Пенсии, пособия, стипендии
Аренда и проценты в банке, кредиты
Практическая работа по теме
Практическая работа по теме
Проверь себя. Оценим свои достижения
Расходы на самое необходимое
Расходы на самое необходимое
Сбережения

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Непредвиденные расходы
Вредные привычки
Хобби
Семейный бюджет
Практическая работа по теме
Практическая работа по теме
Проверь себя. Оценим свои достижения
Расходы и доходы
Расходы и доходы
Как считать доходы и расходы семьи
Считаем деньги
Учимся экономить
Учимся экономить
Как сделать сбережения
Практическая работа по теме
Практическая работа по теме
Проверь себя. Оценим свои достижения
Как откладывать деньги
Как откладывать деньги
Как распорядиться своими сбережениями
Практическая работа по теме
Практическая работа по теме
Проверь себя. Оценим свои достижения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».