МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области Правдинский муниципальный округ МБОУ "Средняя школа поселка Домново" РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО И.о директора ______________Гузова Т.Н. ______________Григорьева О.Б. ______________Телятник П.А. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №272 от "31" 082022 г. от "31" 08 2022 г. от "31" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2230401) учебного предмета «Технология» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Болдина Ольга Сергеевна учитель Домново 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Технология» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывается через модули. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета «Технология» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету. В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология». Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов. В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей. Математика — моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции. Родной язык — использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним. Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника. На уроках технологии ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета. Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Развивающие задачи: развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности. Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Технология» в 3 классе — 34 часа (по 1 часу в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Технологии, профессии и производства Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.). Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый). 2. Технологии ручной обработки материалов Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. 3. Конструирование и моделирование Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов«Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот). 4. Информационно-коммуникативные технологии Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет[1], видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертёж/эскиз развёртки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия. Работа с информацией: анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; выполнять действия контроля и оценки; выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. Совместная деятельность: выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В результате изучения предмета «Технология» у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Познавательные УУД: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративноприкладного искусства народов России; строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»; выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.); читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль); узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками; решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей; понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать их при решении простейших конструкторских задач; конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции; называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. ТЕХНОЛОГИИ, ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса 1 0 0 01.09.2022 09.09.2022 Рассматривать разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях; Устный опрос; РЭШ 1.2. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративноприкладного искусства 1 1 0 12.09.2022 16.09.2022 Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; Контрольная работа; РЭШ 1.3. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии 1 0 0 19.09.2022 23.09.2022 Рассматривать разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях; Устный опрос; РЭШ 1.4. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению 0.5 0 0 26.09.2022 28.09.2022 Учитывать при работе над изделием общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению, стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление); Устный опрос; РЭШ 1.5. Стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление) 0.5 0 0 29.09.2022 30.09.2022 Учитывать при работе над изделием общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению, стилевая гармония в предметном ансамбле; гармония предметной и окружающей среды (общее представление); Устный опрос; РЭШ 1.6. Мир современной техники. Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека 1 0 0 03.10.2022 07.10.2022 Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.7. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.) 1 0 0 10.10.2022 14.10.2022 Рассматривать варианты решения человеком конструкторских инженерных задач (различные отрасли, профессии) на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения; треугольник как устойчивая геометрическая форма); Устный опрос; РЭШ 1.8. Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего 1 0 0 17.10.2022 21.10.2022 Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; Устный опрос; РЭШ Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики 0.5 0 0 24.10.2022 25.10.2022 Соблюдать правила безопасной работы, выбор инструментов и приспособлений в зависимости от технологии изготавливаемых изделий; Самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы и выбранных материалов; Поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании практической работы; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.10. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый) 0.5 0 0 26.10.2022 27.10.2022 Определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе анализа готового изделия, текстового и/или слайдового плана, работы с технологической картой; Отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, заменять их (с помощью учителя); РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Итого по модулю 8 1.9. Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ 2.1. Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов 1 0 0 07.11.2022 11.11.2022 Самостоятельно организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся; под контролем учителя в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место; Устный опрос; РЭШ 2.2. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий; сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.) 1 0 0 14.11.2022 18.11.2022 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги и картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Самостоятельно выбирать вид бумаги для изготовления изделия и объяснять свой выбор. Использовать свойства бумаги и картона при изготовлении объёмных изделий, создании декоративных композиций. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей. Выполнять рицовку на картоне с помощью канцелярского ножа, отверстия шилом; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 2.3. Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия 1 0 0 21.11.2022 25.11.2022 Выбирать материал в зависимости от назначения изделия; Узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни; Устный опрос; РЭШ 2.4. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило, и др.); называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования 1 0 0 28.11.2022 02.12.2022 Применять правила рационального и безопасного использования инструментов (угольник, циркуль, игла, шило и др.); Устный опрос; РЭШ 2.5. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка материалов; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Биговка (рицовка) 1 0 1 05.12.2022 09.12.2022 Самостоятельно анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять технологические операции в соответствии с общим представлением о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений); Практическая работа; РЭШ 2.6. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм 1 0 0 12.12.2022 16.12.2022 Изготавливать несложные конструкции изделий из бумаги и картона по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. Применять разнообразные технологии и способы обработки материалов в различных видах изделий; проводить сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала; Контрольная работа; РЭШ 2.7. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.) 1 1 0 19.12.2022 23.12.2022 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства изучаемых видов бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги и картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). Самостоятельно выбирать вид бумаги для изготовления изделия и объяснять свой выбор. Использовать свойства бумаги и картона при изготовлении объёмных изделий, создании декоративных композиций. Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой, правила безопасной работы, правила разметки деталей. Выполнять рицовку на картоне с помощью канцелярского ножа, отверстия шилом; Устный опрос; РЭШ 2.8. Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия 0.25 0 0 26.12.2022 Читать простейшие чертежи развёрток, схемы изготовления изделия и выполнять изделие по заданному чертежу под руководством учителя; Практическая работа; РЭШ 2.9. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз 0.5 0 0 27.12.2022 28.12.2022 Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец, эскиз или технический рисунок. Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; Практическая работа; РЭШ 2.10 Выполнение измерений, расчётов, несложных построений 0.25 0 0 29.12.2022 30.12.2022 Выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец, эскиз или технический рисунок. Выстраивать простые чертежи/эскизы развёртки изделия. Выполнять разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решать задачи на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз; Практическая работа; РЭШ 1 0 0 09.01.2023 13.01.2023 Применять правила рационального и безопасного использования инструментов (угольник, циркуль, игла, шило и др.); Устный опрос; РЭШ 2.11. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом 2.12. Технология обработки текстильных материалов 0.125 0 0 16.01.2023 Понимать технологию обработки текстильных материалов; Устный опрос; РЭШ 2.13. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий 0.125 0 0 17.01.2023 Подбирать текстильные материалы в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 2.14. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др.) и/или вариантов строчки петельного стежка для соединения деталей изделия и отделки 0.25 0 0 18.01.2023 Подбирать ручные строчки (варианты строчки прямого и косого стежков) для сшивания и отделки изделий; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 2.15. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями) 0.25 0 0 19.01.2023 Выполнять простейший ремонт изделий (пришивание пуговиц); РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 2.16. Изготовление швейных изделий из нескольких деталей 0.125 0 0 20.01.2023 Рассматривать и анализировать образцы изделий; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 2.17. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии 0.125 0 0 21.01.2023 Работать над изделием в группах; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Итого по модулю 10 Модуль 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 3.1. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным) 4 0 2 23.01.2023 17.02.2023 Конструировать и моделировать изделия из наборов«Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным); Практическая работа; РЭШ 3.2. Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях; жёсткость и устойчивость конструкции 3 0 1 20.02.2023 10.03.2023 Использовать виды соединения деталей конструкции — подвижное и неподвижное, различать способы подвижного и неподвижного соединения деталей наборов типа «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции; Практическая работа; РЭШ 3.3. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций 2 0 1 13.03.2023 23.03.2023 Создавать простые макеты и модели архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций; Практическая работа; РЭШ 3.4. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований) 1 0 0 03.04.2023 07.04.2023 Дорабатывать конструкции (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований); РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 3.5. Использование измерений и построений для решения практических задач 1 0 0 10.04.2023 14.04.2023 Использовать измерения и построения для решения практических задач; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 3.6. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот) Итого по модулю 1 0 0 17.04.2023 21.04.2023 Решать задачи на трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот); Устный опрос; РЭШ 12 Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.1. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации 1 0 0 24.04.2023 28.04.2023 Различать основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком; Устный опрос; РЭШ 4.2. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. 1 0 1 02.05.2023 05.05.2023 Различать, сравнивать источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.; Устный опрос; РЭШ 4.3. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации 1 1 0 15.05.2023 19.05.2023 Понимать значение ИКТ в жизни современного человека; Устный опрос; Использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; Выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать); РЭШ 4.4. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD) 0.5 0 0 22.05.2023 24.05.2023 Работать с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD); Контрольная работа; РЭШ 4.5. Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим 0.5 0 0 25.05.2023 26.05.2023 Осваивать правила набора текста, работу с программой MicrosoftWord (или другой), понимать её назначение. Создавать и сохранять документ в программе MicrosoftWord (или другой), форматировать (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца) и печатать документ; Создавать небольшие тексты, редактировать их; Выполнять преобразование информации, в том числе переводить текстовую информацию в табличную форму; Контрольная работа; РЭШ 3 6 Итого по модулю 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. Количество часов всего контрольные практические работы работы 1 Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Дата Виды, формы изучения контроля 0 0 07.09.2022 Устный опрос; Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях 2. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства 1 1 0 14.09.2022 Контрольная работа; 3. 1 Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках технологии 0 0 21.09.2022 Устный опрос; 4. 1 Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 0 0 05.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление). 5. Мир современной техники. 1 Информационнокоммуникационные технологии в жизни современного человека. 6. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов — жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и др.). 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 7. Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 8. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. 1 0 0 26.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 10. Разнообразие технологий и 1 способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). 0 0 16.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель/лидер и подчинённый). 9. 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 12. Инструменты и 1 приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и др ), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. 0 0 30.11.2022 Устный опрос; 13. Углубление общих 1 представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). 0 1 07.12.2022 Практическая работа; 0 0 14.12.2022 Контрольная работа; 11. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Рицовка 14. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. 1 15. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и др.). 1 1 0 21.12.2022 Устный опрос; 16. Чтение и построение простого чертежа/эскиза развёртки изделия. 1 0 0 11.01.2023 Практическая работа; 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 18. Технология обработки 1 текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. 0 0 25.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. 17. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и др ) и/или петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 20. Моделирование изделий из 1 различных материалов 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 21. Конструирование изделий из деталей наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным) 1 0 1 Практическая работа; 22. Моделирование изделий из 1 деталей наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным) 0 1 Практическая работа; 23. Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор» 1 0 0 Устный опрос; 24. Использование подвижного и неподвижного соединения деталей в изделиях из деталей набора «Конструктор» 1 0 1 Практическая работа; 25. Жёсткость и устойчивость конструкции. 1 0 0 Устный опрос; 26. Создание простых макетов 1 архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций 0 0 Устный опрос; 19. Конструирование изделий из различных материалов 27. Создание простых моделей 1 архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций 0 1 Практическая работа; 28. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований) 1 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 29. Использование измерений 1 и построений для решения практических задач 0 0 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 30. Решение задач на 1 мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот) 0 0 Устный опрос; 31. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. 1 0 0 Устный опрос; 32. Источники информации, 1 используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. 0 1 Устный опрос; Информационные технологии. 1 1 0 Устный опрос; 34. Работа с доступной 1 информацией (книги, музеи, беседы (мастерклассы) с мастерами, Интернет, видео, DVD) Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. 0 0 Контрольная работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 6 33. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Технология, 3 класс/Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ учебник ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Компьютер ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Бумага, картон, клей, ножницы, циркуль, шило, пластилин