МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области Правдинский муниципальный округ МБОУ "Средняя школа поселка Домново" РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО И.о директора ______________Гузова Т.Н. ______________Григорьева О.Б. ______________Телятник П.А. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №272 от "31" 082022 г. от "31" 08 2022 г. от "31" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2277050) учебного предмета «Музыка» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Болдина Ольга Сергеевна учитель Домново 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей. Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. 2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования. 3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания. 4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения. 5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты. 6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка. 7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры. 8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Музыкальные пейзажи Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами Музыкальные портреты Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях Музыка на войне, музыка о войне Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.) Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Музыкальный язык Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) Дополнительные обозначения в нотах Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги) Ритмические рисунки в размере 6/8 Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм Размер Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4 Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Вокальная музыка Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Композиторы — детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф Оркестр Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром Музыкальные инструменты. Флейта Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты Русские композиторы-классики Творчество выдающихся отечественных композиторов Европейские композиторы-классики Творчество выдающихся зарубежных композиторов Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА» Искусство Русской православной церкви Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы Религиозные праздники Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО» Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов Патриотическая и народная тема в театре и кино История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам Балет. Хореография — искусство танца Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов Сюжет музыкального спектакля Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы Оперетта, мюзикл История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др. Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Джаз Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений: Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей. Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). Модуль «Музыка театра и кино»: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др. Модуль «Современная музыкальная культура»: иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Репертуар всего контрольные практические для слушания работы работы для пения для музицирования Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Музыка в жизни человека 1.1. Музыкальные пейзажи 1 0 0 П. И. Чайковский. "Вальс цветов"; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова) А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»); 01.09.2022 11.09.2022 Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; Двигательная импровизация, пластическое интонирование.; Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.; Устный опрос; РЭШ 1.2. Музыка на войне, музыка о войне 1 1 0 С. Прокофьев. Кантата«Александр Невский»(Ледовое побоище); М. Глинка. «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова); М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); 12.09.2022 18.09.2022 Чтение учебных и художественных текстов, посвящённых военной музыке. Слушание, исполнение музыкальных произведений военной тематики. Знакомство с историей их сочинения и исполнения.; Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; Тестирование; РЭШ 0 0 Произведения в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова Произведения в исполнении хоровых коллективов: Большого детского хора имени В. С. Попова Произведения в исполнении хоровых коллективов: Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова 19.09.2022 02.10.2022 Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.; Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторовклассиков.; Музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов.; Устный опрос; РЭШ Итого по модулю 2 Модуль 2. Классическая музыка Вокальная музыка 2 Итого по модулю 2 2.1. Модуль 3. Музыка театра и кино 3.1. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля 1 0 0 Режиссёр Г. Александров, Режиссёр Г. композитор И. Александров, Дунаевский«Весна» (1947); композитор И. Дунаевский «Весна» (1947); - 03.10.2022 09.10.2022 Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.; Разучивание, исполнение песни, хора из оперы.; Просмотр фильма-оперы.; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 3.2. Патриотическая и народная тема в театре и кино 1 0 0 М. И. Глинка. "Иван Сусанин"; М. Глинка. «Патриотическая песня»; » - Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой. «Моя Россия 10.10.2022 16.10.2022 Чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку. Диалог с учителем.; Разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев.; Устный опрос; Итого по модулю РЭШ 2 Модуль 4. Музыкальная грамота 4.1. Музыкальный язык 1 0 1 М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); П. Чайковский. Фортепианный цикл«Времена года» («На тройке», «Баркарола») - - 17.10.2022 23.10.2022 Практическая Знакомство с элементами работа; музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.; Определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений.; Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.).; 4.2. Ритмические рисунки в размере 6/8 1 0 0 - - - 24.10.2022 27.10.2022 Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.; Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.; Итого по модулю 2 Модуль 5. Музыка в жизни человека РЭШ РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 5.1. Музыкальные пейзажи 1 0 0 - - - 07.11.2022 13.11.2022 Разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте.; Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 5.2. Музыкальные портреты 1 0 0 - - - 14.11.2022 20.11.2022 Двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения.; Рисование, лепка героя музыкального произведения.; Устный опрос; РЭШ РЭШ Итого по модулю 2 Модуль 6. Классическая музыка 6.1. Композиторы — детям 1 0 1 Музыка С. В. Рахманинова - - 21.11.2022 27.11.2022 Слушание музыки, определение основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.; Музыкальная викторина.; Практическая работа; 6.2. Программная музыка 1 0 0 - - - 28.11.2022 04.12.2022 Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.; Рисование образов программной музыки.; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Итого по модулю 2 Модуль 7. Музыкальная грамота 7.1. Музыкальный язык 2 0 0 - - - 05.12.2022 18.12.2022 Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.; Использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях.; Составление музыкального словаря; Устный опрос; РЭШ 7.2. Дополнительные обозначения в нотах 1 1 0 - - - 19.12.2022 27.12.2022 Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; Тестирование; РЭШ Итого по модулю 3 Модуль 8. Духовная музыка 8.1. Искусство Русской православной церкви 2 0 0 Н. Сидельников. Духовный концерт № 1; Знаменный распев; П. Чайковский. "Легенда" (сл. А. Плещеева); - 09.01.2023 22.01.2023 Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки.; Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах; Устный опрос; 8.2. Религиозные праздники 1 0 0 - - - 23.01.2023 29.01.2023 Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания.; Просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам.; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 0 - - - 30.01.2023 05.02.2023 Устный опрос; Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах).; Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4.; РЭШ РЭШ Итого по модулю РЭШ 3 Модуль 9. Музыкальная грамота 9.1. Размер Итого по модулю 1 0 1 Модуль 10. Народная музыка России 2 0 0 В. Комраков. «Прибаутки»(слова народные); А. Абрамов. «Реченька» (слова Е. Карасёва) Чайковский. Концерт № 1 (финал); С. В. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №3 «Ой, мороз, мороз», «Тройка», «Полюшкополе»; - 06.02.2023 19.02.2023 Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.; Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.; Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний.; Устный опрос; Народные праздники 1 0 0 - - - 20.02.2023 26.02.2023 Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2.; РЭШ Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Итого по модулю 3 10.1. Сказки, мифы и легенды 10.2. Модуль 11. Музыка театра и кино 11.1. Балет. Хореография — искусство танца 1 0 0 П. И. Чайковский Балет«Лебединое озеро» («Русский танец»), - - - 27.02.2023 05.03.2023 Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; Посещение балетного спектакля или просмотр фильма-балета.; Устный опрос; РЭШ 11.2. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля 1 0 0 -Опера «Евгений Онегин»(«Полонез») - - 06.03.2023 12.03.2023 Слушание фрагментов опер. Определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения.; Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.; Просмотр фильма-оперы.; Устный опрос; РЭШ 11.3. Сюжет музыкального спектакля 1 0 1 В. А. Моцарт «Колыбельная»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» - - 13.03.2023 19.03.2023 Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.; Анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором.; Вокализация, пропевание музыкальных тем; пластическое интонирование оркестровых фрагментов.; Практическая работа; РЭШ 11.4. Оперетта, мюзикл 1 0 0 Ф. Лист. «Испанская рапсодия», А. Г. Новиков. Оперетта «Левша» - - 20.03.2023 23.03.2023 Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.; Сравнение разных постановок одного и того же мюзикла.; Посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла.; Устный опрос; РЭШ Итого по модулю 4 Модуль 12. Классическая музыка 12.1. Оркестр 2 0 0 увертюры М. И. Глинки«Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», симфонические фантазии«Камаринская», «Вальс-фантазия» - - 12.2. Музыкальные инструменты. Флейта 1 0 0 П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; В. А. Моцарт. Концерт для флейты с оркестром №1 cоль мажор; А. Вивальди. Концерт для флейты с оркестром - - 12.3. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель 1 0 0 К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром №1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с оркестром - 24.04.2023 30.04.2023 12.4. Русские композиторыклассики 1 0 1 Н. А. РимскийКорсаков.“Океан-море синее” (из оперы «Садко»); П. И. Чайковский. «Песнь жаворонка» (из цикла«Времена года»); Й. Гайдн. Симфония № 103 (финал) - 01.05.2023 07.05.2023 - Устный опрос; 03.04.2023 Слушание музыки в исполнении 16.04.2023 оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.;«Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.; Знакомство с принципом расположения партий в партитуре. Разучивание, исполнение (с ориентацией на нотную запись) ритмической партитуры для 2—3 ударных инструментов.; Устный опрос; 17.04.2023 Знакомство с внешним видом, 23.04.2023 устройством и тембрами классических музыкальных инструментов.; Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантовинструменталистов.; Чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления; РЭШ Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.; Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.; Посещение концерта инструментальной музыки.; Устный опрос; РЭШ Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.; Практическая работа; РЭШ РЭШ 12.5. Европейские композиторыклассики 1 Итого по модулю 6 1 0 Марсельеза; Ф. Шуберт. «Аве Мария»; Л. ван Бетховен. «Лунная соната», «К Элизе»; К. Дебюсси. ««Лунный свет»(из «Бергамасской сюиты»); А. Моцарт. «Турецкое рондо», Симфония № 40, Маленькая ночная серенада - - 08.05.2023 21.05.2023 Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; Чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера.; Тестирование; РЭШ 0 - - - 22.05.2023 28.05.2023 Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; Устный опрос; РЭШ Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины»; Д. Эллингтон. «Караван» - - 29.05.2023 31.05.2023 Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.; Определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию.; Устный опрос; РЭШ Модуль 13. Музыкальная грамота 13.1. Дополнительные обозначения в нотах 1 Итого по модулю 1 0 Модуль 14. Современная музыкальная культура 14.1. Джаз 1 Итого по модулю 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 3 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Образы природы в романсах русских композиторов. 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 2. Образы защитников Отечества в народных песнях, кантатах, операх. 1 1 0 13.09.2022 Тестирование; 3. Вокальная музыка 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 4. Сольное, хоровое, оркестровое исполнение 1 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 5. Главные герои и номера музыкального спектакля 1 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 6. Тема служения Отечеству в музыкальных произведениях 1 0 0 11.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 7. Особенности музыкального образа. 1 0 1 18.10.2022 Устный опрос; Музыкальные интонации. 8. Ритмический рисунок 1 0 0 25.10.2022 Практическая работа; 9. Чувства и настроения в музыке 1 0 0 08.11.2022 Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 10. Мастерство музыкального портрета 1 0 0 15.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 11. Музыка С. В. Рахманинова. 1 0 1 22.11.2022 Практическая работа; 12. Рисование образов программной музыки 1 0 0 29.11.2022 Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 1 0 0 06.12.2022 Устный опрос; 14. Музыкальные штрихи 1 (стаккато, легато, акцент и др.) 1 0 13.12.2022 Тестирование; 15. Дополнительные обозначения в нотах 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 16. Тропарь, молитва, величание 1 0 0 27.12.2022 Устный опрос; 17. Музыка и живопись, посвящённые святым 1 0 0 10.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 18. Праздничное богослужение 1 0 0 17.01.2023 Устный опрос; 19. Сильные и слабые доли. Размеры 1 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 20. Многообразие жанров народных песен. 1 0 0 31.01.2023 Устный опрос; 21. Народная песня в инструментальном концерте. 1 0 0 07.02.2023 Устный опрос; 22. Символика фольклорного праздника 1 0 0 14.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 23. Хореография — искусство 1 танца. 0 0 21.02.2023 Устный опрос; 24. Знаменитые оперные певцы 1 0 0 28.02.2023 Устный опрос; 25. Структура музыкального произведения. Знакомство с либретто. 1 0 1 07.03.2023 Практическая работа; 26. Оперетта и мюзикл. 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 27. Роль дирижёра. Партитура, 1 репетиция 0 0 21.03.2023 Устный опрос; 28. Гармония оркестра. 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 13. Образ и настроение в музыкальных импровизациях 1 1 0 0 11.04.2023 Устный опрос; 30. Музыкальные 1 инструменты: виолончель. 0 0 18.04.2023 Устный опрос; «Певцы родной природы». 1 0 1 25.04.2023 Практическая работа; 29. 31. Флейта и скрипка: звучание и выразительные возможности. 32. Музыкальные шедевры, известные на весь мир. 1 1 0 02.05.2023 Тестирование; 33. Реприза, фермата, вольта 1 0 0 16.05.2023 Устный опрос; 34. Звуки джаза. Знакомство с творчеством известных музыкантов. 1 0 0 23.05.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ-