Окружающий мир 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Правдинский муниципальный округ

МБОУ "Средняя школа поселка Домново"

РАССМОТРЕНО
МО учителей начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
И.о директора

______________Гузова Т.Н.

______________Григорьева О.Б.

______________Телятник П.А.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №272

от "31" 082022 г.

от "31" 08 2022 г.

от "31" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2369433)
учебного предмета
«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Болдина Ольга Сергеевна
учитель начальных классов

Домново 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные
памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и
своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в
окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы
и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные
и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и
укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека
на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение

температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта,
судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических
действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
— проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
— определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
— моделировать цепи питания в природном сообществе;
— различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
— понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
— находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу
страну, столицу, свой регион;
— читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
— находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятник культуры);
— понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
— понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного

движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
— описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные
признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; —
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; —
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
— справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров
декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
— показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

— различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; —
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены
общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели.

2

0

0

01.09.2022 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что
07.09.2022 такое общество»;

РЭШ
Устный опрос;
учи.ру
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация —
многонациональная страна.

1

0

0

08.09.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
11.09.2022 других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей
страны»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

1

1

0

12.09.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
14.09.2022 других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей
страны»;

Тестирование;

РЭШ
учи.ру

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и
природные объекты) России, родного края.

2

0

0

15.09.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
21.09.2022 других материалов (по выбору) по теме «Уникальные
памятники культуры России»;

Устный опрос;
РЭШ
учи.ру
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

1.5.

Города Золотого кольца России.

2

0

1

22.09.2022 Моделирование маршрута по Золотому кольцу с
28.09.2022 использованием фотографий достопримечательностей,
сувениров и т.д.;

Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

1.6.

Государственная символика Российской Федерации
(гимн, герб, флаг) и своего региона.

2

0

0

29.09.2022 Обобщение знаний о государственной символике РФ.
05.10.2022 Знакомство с символикой своего региона.;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа
и других народов.

1

0

0

Устный опрос;
06.10.2022 Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик
09.10.2022 РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о
родном крае;

РЭШ
учи.ру

1.8.

Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в
семье.

2

0

1

10.10.2022 Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему
16.10.2022 семью называют коллективом»;

Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание,
поддержка.

1

0

0

17.10.2022 Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие
19.10.2022 бывают семьи?»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

1.10. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

2

0

1

20.10.2022 Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»;
27.10.2022 Практическая работа по теме «Моделирование семейного
бюджета» (дифференцированное задание);

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

1.11. Страны и народы мира на карте.

2

0

1

07.11.2022 «Путешествие по странам мира» (достопримечательности
13.11.2022 отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание
видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в
которых они находятся.

Итого по разделу

2

1

0

14.11.2022 Символы стран, с которыми знакомятся дети;
20.11.2022

Тестирование;

РЭШ
учи.ру

РЭШ
учи.ру

20

Раздел 2. Человек и природа.
2.1.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

0

0

21.11.2022 Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение
23.11.2022 естественных и искусственных тел; классификация твёрдых,
жидких и газообразных веществ;

Устный опрос;

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для
жизни.

1

0

0

24.11.2022 Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды,
27.11.2022 свойства воздуха;

РЭШ
Самооценка с
использованием« учи.ру
Оценочного
листа»;

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение
в природе, значение для жизни. Круговорот воды в
природе.

1

0

1

28.11.2022 Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение
30.11.2022 естественных и искусственных тел; классификация твёрдых,
жидких и газообразных веществ;
Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды,
свойства воздуха;

Практическая
работа;

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

0

0

01.12.2022 Дискуссия на тему "Зачем охранять воду и воздух?";
04.12.2022

РЭШ
Самооценка с
использованием« учи.ру
Оценочного
листа»;

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые
родного края.

2

0

1

05.12.2022 Практические работы: горные породы и минералы — название,
11.12.2022 сравнение, описание;

Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной деятельности человека.

1

0

0

12.12.2022 Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и
14.12.2022 хозяйственной деятельности людей);

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы:
строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

2

1

0

15.12.2022 Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях;
21.12.2022 Рассматривание и описание особенностей внешнего вида
бактерий;
Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие грибы
мы не положим в корзинку»;
Рисование схемы: «Шляпочный гриб»;

Устный опрос;
Тестирование;

РЭШ
учи.ру

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды.

1

0

0

22.12.2022 Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»; Работа
25.12.2022 в группе: классификация растений из списка, который
предложили одноклассники;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания
и дыхания растений.

2

0

0

26.12.2022 Рассказ-рассуждение о жизни растений;
11.01.2023

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.10. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям.

1

0

0

12.01.2023 Работа в группе: классификация растений из списка, который
15.01.2023 предложили одноклассники;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;

РЭШ
Самооценка с
использованием« учи.ру
Оценочного
листа»;

2.11. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений.

2

0

1

16.01.2023 Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни
22.01.2023 растений»;

Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

РЭШ
учи.ру

2.12

Растения родного края, названия и краткая
характеристика. Охрана растений.

1

0

0

23.01.2023 Охраняемые растения родного края (наблюдение,
25.01.2023 рассматривание иллюстраций);

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружаю щей среды.

1

0

0

26.01.2023 Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;
29.01.2023 Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку
в классификации животных;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.14. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные).

2

0

0

30.01.2023 Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие
05.02.2023 животных»;
Моделирование стадий размножения животных (на примере
земноводных, рыб);

РЭШ
Устный опрос;
учи.ру
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

2.15. Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища).

2

0

1

06.02.2023 Учебный диалог по теме «Как животные питаются»;
12.02.2023 Составление и анализ цепей питания;

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

2.16. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных.

1

0

0

13.02.2023 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
15.02.2023 других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.17. Животные родного края, их названия.

1

0

0

16.02.2023 Знакомство с животными родного края;
19.02.2023 их особенности.;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.18. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в
природном сообществе.

2

0

0.5

20.02.2023 Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»;
01.03.2023 Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

2.19. Создание человеком природных сообществ для
хозяйственной деятельности, получения продуктов
питания (поле, сад, огород).

1

0

0.5

02.03.2023 Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как
05.03.2023 сообщества»;
Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные
сообщества;

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

2.20. Природные сообщества родного края.

1

0

0

06.03.2023
08.03.2023

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.21. Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0

09.03.2023 Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного
12.03.2023 и отрицательного отношения к природе;

РЭШ
Самооценка с
использованием« учи.ру
Оценочного
листа»;

2.22. Человек — часть природы. Общее представление о
строении тела человека.

2

0

1

13.03.2023 Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение
19.03.2023 тела человека»;

Устный опрос;
Практическая
работа;

РЭШ
учи.ру

2.23. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

3

0

0

20.03.2023 Рассматривание схемы строения тела человека: называние,
09.04.2023 описание функций разных систем органов;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.24. Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0

10.04.2023 Обсуждение важности гигиены систем органов человека;
12.04.2023

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

2.25. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

1

0

13.04.2023 Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и
16.04.2023 частоты пульса»;

Тестирование;

РЭШ
учи.ру

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.

1

0

0

17.04.2023 Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что
19.04.2023 такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам
электрических, газовых, тепловых подстанций и других
опасных объектов; предупреждающие знаки
безопасности).

2

0

0

20.04.2023 Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно,
26.04.2023 пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик;
электрический ток; малозаметное препятствие; падение с
высоты), коллективное объяснение их значения»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов
транспорта, правила поведения на вокзалах, в
аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

0

0

27.04.2023 Работа в группах: составление памятки по теме «Правила
03.05.2023 поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору
группы)»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках
мошенничества в сети; защита персональной
информации) в условиях контролируемого доступа в
Интернет.

2

1

0

04.05.2023 Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при
14.05.2023 работе в Интернете»;

Устный опрос;

РЭШ
учи.ру

5

10

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Что такое общество?

1

0

0

01.09.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

2.

Общество — совокупность людей, которые
объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя
общей цели.

1

0

0

06.09.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

3.

Российская Федерация — многонациональная
страна.

1

0

0

08.09.2022 Устный опрос;

4.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. 1

0

0

13.09.2022 Тестирование;

5.

Уникальные памятники культуры (социальные и
природные объекты) России

1

1

0

15.09.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

6.

Уникальные памятники культуры (социальные и
природные объекты) родного края.

1

0

0

20.09.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

7.

Города Золотого кольца России.

1

0

0

22.09.2022 Устный опрос;

8.

Города Золотого кольца России.

1

0

1

27.09.2022 Практическая
работа;

9.

Государственная символика Российской
Федерации (гимн, герб, флаг)

1

0

0

29.09.2022 Устный опрос;

1

0

0

04.10.2022 Устный опрос;

11. Уважение к культуре, истории, традициям своего 1
народа и других народов.

0

0

06.10.2022 Устный опрос;

12. Семья — коллектив близких, родных людей.

1

0

0

11.10.2022 Устный опрос;

13. Семья. Поколения в семье.

1

0

1

13.10.2022 Практическая
работа;

14. Взаимоотношения в семье: любовь, доброта,
внимание, поддержка.

1

0

0

18.10.2022 Устный опрос;

15. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

0

20.10.2022 Устный опрос;

16. Моделирование семейного бюджета

1

0

1

25.10.2022 Практическая
работа;

17. Страны и народы мира на карте.

1

0

0

27.10.2022 Устный опрос;

10. Государственная символика (гимн, герб, флаг)
и своего региона.

18. Путешествие по странам мира

1

0

1

08.11.2022 Практическая
работа;

19. Памятники природы и культуры — символы
стран, в которых они находятся.

1

0

0

10.11.2022 Устный опрос;

20. Памятники природы и культуры — символы
стран, в которых они находятся.

1

1

0

15.11.2022 Тестирование;

21. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем 1
мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

0

0

17.11.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

22. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение для жизни.

1

0

0

22.11.2022 Устный опрос;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

23. Вода. Свойства воды.Состояния воды, её
распространение в природе, значение для
жизни. Круговорот воды в природе.

1

0

1

24.11.2022 Практическая
работа;

24. Охрана воздуха, воды.

1

0

0

29.11.2022 Устный опрос;

25. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека

1

0

1

01.12.2022 Практическая
работа;

26. Полезные ископаемые родного края.

1

0

0

06.12.2022 Устный опрос;

27. Почва, её состав, значение для живой
1
природы и хозяйственной деятельности человека.

0

0

08.12.2022 Устный опрос;

28. Царства природы. Бактерии, общее
представление.

1

0

0

13.12.2022 Устный опрос;

29. Царства природы. Грибы: строение шляпочного
гриба; съедобные и несъедобные грибы

1

1

0

15.12.2022 Тестирование;

30. Разнообразие растений. Зависимость
жизненного цикла организмов от условий
окружающей
среды.
31. Размножение и развитие растений.

1

0

0

20.12.2022 Устный опрос;

1

0

0

22.12.2022 Устный опрос;

32. Особенности питания и дыхания растений.

1

0

0

27.12.2022 Устный опрос;

33. Роль растений в природе и жизни людей,
бережноеотношение человека к растениям.

1

0

0

10.01.2023 Устный опрос;

34. Условия, необходимые для жизни растения (свет, 1
тепло, воздух, вода).

0

0

12.01.2023 Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

35. Наблюдение роста растений,
фиксация изменений.

1

0

1

17.01.2023 Практическая
работа;

36. Растения родного края, названия и краткая
характеристика. Охрана растений.

1

0

0

19.01.2023 Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

1

0

0

24.01.2023 Устный опрос;

38. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, 1
звери).

0

0

26.01.2023 Устный опрос;

39. Размножение и развитие животных (
пресмыкающиеся, земноводные).

1

0

0

31.01.2023 Устный опрос;

40. Особенности питания животных. Цепи питания.

1

0

0

02.02.2023 Устный опрос;

41. Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища).

1

0

1

07.02.2023 Практическая
работа;

42. Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным.
Охрана животных.

1

0

0

09.02.2023 Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

43. Животные родного края, их названия.

1

0

0

14.02.2023 Устный опрос;

44. Природные сообщества: лес, луг,
пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе.
45. Природные сообщества: лес, луг,
пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе.
46. Создание человеком природных сообществ
для хозяйственной деятельности, получения
продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

0

16.02.2023 Устный опрос;

1

0

0.5

21.02.2023 Практическая
работа;

1

0

0.5

23.02.2023 Практическая
работа;

47. Природные сообщества родного края.

1

0

0

28.02.2023 Устный опрос;

48. Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0

02.03.2023 Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

49. Человек — часть природы. Общее
представление о строении тела человека.

1

0

0

07.03.2023 Устный опрос;

50. Человек — часть природы. Общее
представление о строении тела человека.

1

0

1

09.03.2023 Практическая
работа;

51. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная) их роль в жизнедеятельности
организма.

1

0

0

14.03.2023 Устный опрос;

52. Системы органов (дыхательная, кровеносная),
их роль в жизнедеятельности организма.

1

0

0

16.03.2023 Устный опрос;

53. Системы органов (нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма.

1

0

0

21.03.2023 Устный опрос;

54. Гигиена отдельных органов и систем органов
человека.

1

0

0

23.03.2023 Устный опрос;

55. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса.

1

1

0

04.04.2023 Тестирование;

56. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и
безопасности окружающих людей.

1

0

0

06.04.2023 Устный опрос;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

37. Разнообразие животных. Зависимость
жизненного цикла организмов от условий
окружаю щей среды.

57. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к
зонам электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов;
предупреждающие знаки безопасности).

1

0

0

11.04.2023 Устный опрос;

58. Безопасность во дворе жилого дома (внимание к
зонам электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов;
предупреждающие знаки безопасности).

1

0

0

13.04.2023 Устный опрос;

59. Транспортная безопасность пассажира разных
1
видов транспорта, правила поведения на
вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

0

0

18.04.2023 Устный опрос;

60. Транспортная безопасность пассажира разных
1
видов транспорта, правила поведения на
вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

0

0

20.04.2023 Устный опрос;

61. Безопасность в Интернете (ориентировка в
признаках мошенничества в сети; защита
персональной информации) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0

25.04.2023 Устный опрос;

62. Безопасность в Интернете (ориентировка в
признаках мошенничества в сети; защита
персональной информации) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0

27.04.2023 Устный опрос;

63. Резерв. Обобщение по разделу "Человек и
общество"

1

0

0

02.05.2023 Устный опрос;

64. Резерв. Обобщение по разделу "Человек и
природа"

1

0

0

04.05.2023 Устный опрос;

65. Резерв. Обобщение по разделу "Человек и
природа"

1

0

0

09.05.2023 Устный опрос;

66. Резерв. Обобщение по разделу
"Правила безопасной жизни"

1

0

0

11.05.2023 Устный опрос;

67. Итоговое тестирование

1

1

0

16.05.2023 Тестирование;

68. Резерв. Обобщение по изученному материалу

1

0

0

18.05.2023 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».