МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области Правдинский муниципальный округ МБОУ "Средняя школа поселка Домново" РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО И.о директора ______________Гузова Т.Н. ______________Григорьева О.Б. ______________Телятник П.А. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №272 от "31" 082022 г. от "31" 08 2022 г. от "31" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2394896) учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Болдина Ольга Сергеевна учитель начальных классов Домново 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина. Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двухтрёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др. Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; — различать художественные произведения и познавательные тексты; — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; — понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); — характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); — отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; — пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; — при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; — составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; — сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения; — использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1.1. Наименование разделов и тем программы Количество часов О Родине и её истории 7 всего контрольные практические работы работы 1 0 Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля 01.09.2022 13.09.2022 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом разделе, установление мотива изучения; Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стране и земле — на примере произведений о Родине. Например, К. Д. Ушинский«Наше отечество», Ф. Н. Глинка «Москва», М. М. Пришвин «Моя Родина», К. М. Симонов «Родина»(произведение одного-двух авторов по выбору); Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение главной мысли, осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора; Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических ударений) в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения; Чтение наизусть стихотворения о Родине: С. А. Васильев «Россия» (в сокращении), Т. В. Бокова«Родина», Н. М. Рубцов «Привет, Россия!» (отрывок), З. Н. Александрова «Родина» (по выбору); РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.2. Фольклор (устное народное творчество) 17 1 0 14.09.2022 12.10.2022 «Чтение» информации, представленной в схематическом виде, объяснение значения слова «фольклор», обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой; Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, песни), используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения; Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и значение в современной жизни; Учебный диалог: обсуждение вопросов «Какие бывают загадки?», «Появляются ли загадки сейчас? Почему?», чтение загадок и их группировка по темам и видам; Работа в группе (совместная деятельность): сочинение загадок (по аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока загадок; Задания на развитие речи: объяснение значения пословиц народов России, установление тем пословиц, сравнение пословиц на одну тему, упражнения на восстановление текста пословиц, соотнесение пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью), упражнения на обогащение речи образными словами, пословицами, оценка их значения в устной речи; На примере сказок «Дочь-семилетка», «Самое дорогое» (сравнение со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»), «Про ленивую и радивую» (сравнение со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Сивкабурка»,«Летучий корабль», «Морозко», «По щучьему веленью» (по выбору); Учебный диалог: осознание нравственно-этических норм: смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, честность в народных и литературных (авторских) произведениях, нахождение особенностей сказок, определение их вида (бытовая, о животных, волшебная); Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности событий в произведении; Упражнение в составлении вопросов к произведению; Самостоятельная работа: чтение про себя (молча) народных песен, определение темы, формулирование главной мысли,поиск ключевых слов, составление интонационного рисунка; Сравнение произведений устного народные творчества (песни) и авторские произведения: тема, настроение, описание природы. Например, народная песня и авторские произведения И. З. Сурикова«Рябина», А. В. Кольцова «Русская песня»; Слушание былин из цикла об Илье Муромце. Например, отрывок из былины «Илья Муромец и Соловейразбойник», контроль восприятия произведения: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста; Учебный диалог: обсуждение главной мысли былин «Жить — Родине служить», подвиги былинных героев — служениеи защита родной земли; Работа в парах (поисковое выборочное чтение): характеристика русского богатыря (реальность и сказочность героя), составление рассказа-описания (словесный портрет Ильи Муромца); Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками произведений, определение тем указанных произведений, различение жанров произведений, нахождение ошибки в предложенной последовательности событий одного из произведений, приведение примеров пословиц на определённую тему и другие задания; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.3. Творчество А.С.Пушкина 9 0 0 13.10.2022 27.10.2022 1.4. Творчество И.А.Крылова 5 1 0 07.11.2022 15.11.2022 1.5. Картины природы в 8 произведениях поэтов и писателей ХIХ века 0 0 16.11.2022 29.11.2022 Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему?» На примере отрывков из романа«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»; Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре; Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», удержание в памяти последовательности событий сказки, обсуждение сюжета; Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета, характеристика героев (положительные или отрицательные, портрет), описание чудес в сказке; Работа в группах: заполнение таблицы на основе сравнения сказок, сходных по сюжету (А. С. Пушкин«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения; Рассматривание репродукций картин И. Я. Билибина к сказке А. С. Пушкина, поиск эпизода сказки, который иллюстрирует картина; Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение А. С. Пушкина»; Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу; Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица»,«Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»; Обсуждение сюжета басни, осознание нравственно-этических понятий: лесть, похвала, глупость; Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям; Дифференцированная работа: знакомство с историей возникновения басен, чтение басен Эзопа (например, «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»), работа с таблицей; Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выражением настроения героев, инсценирование басен; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояние при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?» На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Листья»,«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…»,«В небе тают облака», А. А. Фета «Осень», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…», И. С. Никитина «Встреча зимы», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»,«Славная осень! Здоровый, ядрёный…», «Однажды в студёную зимнюю пору…», А. Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С. Никитина «Утро», И. З. Сурикова «Детство» (не менее пяти авторов по выбору); Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения; Дифференцированная работа: восстановление «деформированного» поэтического текста; Работа в группах: сопоставление репродукций картин, лирических и музыкальных произведений по средствам выразительности. Например, картина И. И. Шишкина «На севере диком» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.6. Творчество Л.Н.Толстого 11 1 0 30.11.2022 16.12.2022 Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх произведений по выбору); Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (литературная сказка, рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста; Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей; Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики художественного, научно-познавательного и учебного текстов; Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений; Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение Л. Н. Толстого»; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.7. Литературная сказка 9 0 0 19.12.2022 13.01.2023 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание и чтение литературных сказок (не менее двух). Например, произведения Д. Н. МаминаСибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая шейка», «Умнее всех», И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М. Гаршина «Лягушкапутешественница»; Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев; Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках; Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей; Пересказ (устно) содержания произведения выборочно; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.8. Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века 10 0 0 16.01.2023 01.02.2023 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и целичтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание художественных произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На примере произведений И. А. Бунина«Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь»(отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина«Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза», Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору); Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф; Работа в парах: составление устного рассказа по иллюстрации (репродукции картины); Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения; Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 17 1 0 02.02.2023 08.03.2023 Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Чтение вслух и про себя (молча) рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Котворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», М. М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений А. Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов; Обсуждение темы и главной мысли произведений (по выбору), определение признаков жанра (стихотворение, рассказ); Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев; Упражнение в составлении вопросов к произведению; Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации, развязки; Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений; Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев-животных; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.10. Произведения о детях 19 1 0 09.03.2023 20.04.2023 Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», обсуждение событий из истории страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны; Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее двухтрёх авторов):А. П. Чехов «Ванька», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. Горький «Пепе», Л. Пантелеев «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы», Е. А. Пермяк «Дедушкин характер», В. Ф. Панова «Серёжа», С. В. Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов «Оружие», И. Никулина«Бабушкин кактус» и др.; Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий «ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста произведений); Упражнение в составлении вопросов к произведению; Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совместной деятельности; Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух; Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.11. Юмористические произведения 6 0 0 21.04.2023 02.05.2023 Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения; Слушание чтения художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н. Носова «Федина задача», «Телефон», М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Пора вставать!» и др. (не менее двух произведений); Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и«фантазировать»; Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации, отражающей комичность ситуации; Дифференцированная работа: придумывание продолжения прослушанного/прочитанного рассказа; Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям; Составление выставки на тему «Книги Н. Н. Носова», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу; Поиск дополнительной справочной информации о творчестве Н. Н. Носова: представление своего сообщения в классе; РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.9. Произведения о взаимоотношениях человека и животных 11 1 0 03.05.2023 23.05.2023 Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произведения двух-трёх авторов по выбору). Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса«Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан»; Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей; Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей; Пересказ (устно) содержания произведения выборочно; Работа в парах: чтение диалогов по ролям; Слушание произведений зарубежных писателей о животных. Например, рассказы Дж. Лондона «Бурый волк»,Э. Сетон-Томпсона «Чинк»; Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев, определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения); РЭШ Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; 1.13. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) 4 0 0 24.05.2023 30.05.2023 Работа в парах: сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Например, используя отрывок из произведения Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» и информационный текст из справочника или энциклопедии о первом книгопечатнике Иване Фёдорове; Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна книга?» и написание небольшого текстарассуждения на тему «Почему так важно читать?», корректирование (редактирование) собственного текста с использованием словаря; Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в аппарате учебника/книги (обложка, оглавление (содержание), аннотация, предисловие, иллюстрации); Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. Например, произведения С. Я. Маршака«Книжка про книжку», Н. А. Найдёновой«Мой друг», Б. В. Заходера «Что такое стихи» (по выбору); Коллективная работа: подготовка творческого проекта на темы «Русские писатели и их произведения»,«Сказки народныеи литературные», «Картины природы в творчестве поэтов», «Моя любимая книга»; Рекомендации по летнему чтению, оформлению дневника летнего чтения; РЭШ Устный опрос; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; Резервное время 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 7 0 1.12. Зарубежная литература ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. 1 Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы. 0 0 02.09.2022 Устный опрос; 2. Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 3. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 4. 1 Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 5. 1 Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. План текста. Разные вида плана 0 0 09.09.2022 Устный опрос; 6. 1 Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. 0 0 12.09.2022 Устный опрос; Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения 7. Расширение знаний о малых жанрах фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). 1 0 0 13.09.2022 Контрольная работа; 8. Входная контрольная работа 1 1 0 14.09.2022 Устный опрос; 9. Загадки. Знакомство с видами загадок. 1 0 0 16.09.2022 Устный опрос; Придумываем свои загадки. 10. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). 1 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; Выразительность речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России 11. Образные слова, пословицы и поговорки, крылатые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Иллюсттрации, их анализ , описание 12. Пословицы в литературных произведениях. 1 0 0 21.09.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 13. Русские народные песни 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 14. Докучные сказки. 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 15. Народные промыслы 1 0 0 27.09.2022 Устный опрос; 16. Былина, её особенности. Характеристика русского богатыря. 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 17. Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. 1 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 18. Народные и авторские произведение. Их сравнение. 1 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 19. Сказки. Народные и авторские сказки. Виды сказок. Особенности построения волшебных сказок. 1 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 20. Сестрица Аленушка и братец Иванушка 1 0 0 05.10.2022 Устный опрос; 21. Иван -царевич и Серый Волк 1 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 22. Иван -царевич и Серый Волк. Характеристика персонажей. 1 0 0 10.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 23. Сивка-бурка 1 0 0 11.10.2022 Устный опрос; 24. Проверочная работа по разделу "Фольклор" 1 1 0 12.10.2022 Контрольная работа; 25. А. С. Пушкин — великий 1 русский поэт. 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 26. Лирические произведения 1 А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 27. А. С. Пушкин "В тот год осенняя погода..." "Опрятней модного паркета..." 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; 28. А. С. Пушкин "Зимнее утро" 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 29. А. С. Пушкин "Зимний вечер" 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; 30. Литературная сказка А. С. 1 Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»— нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 31. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»— нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета 1 0 0 25.10.2022 Устный опрос; 32. Сравнительная таблица по 1 сказкам А.С Пушкина "Сказка о царе Салтане...." и "Царевич Нехитёр Немудёр" - русская народная сказка 0 0 26.10.2022 Письменный контроль; 33. Связь пушкинских сказок с фольклорными. 0 0 07.11.2022 Устный опрос; Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина 1 1 0 0 08.11.2022 Устный опрос; 35. Басня "Мартышка и очки" 1 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 36. Басня "Зеркало и обезьяна" 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 37. Басня "Ворона и лисица" 1 0 0 14.11.2022 Устный опрос; 38. Проверочная работа по разделам "Творчество А.С.Пушкина" и "Творчество И.А. 1 1 0 15.11.2022 Контрольная работа; 39. Лирические произведения 1 как способ передачи чувств людей, автора. Тютчев Ф. И. "Листья" 0 0 16.11.2022 Устный опрос; 40. Фет А. А. "Мама! Глянь ка из окошка..." 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 41. Никитин И. С. "Встреча зимы" 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 42. Суриков И. З. "Детство" 1 0 0 22.11.2022 Устный опрос; 43. Суриков И. З. "Зима" 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 44. Некрасов Н. А. "Не ветер бушует над бором..." 1 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 45. Лермонтов М. Ю. "Утес" 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 46. Лермонтов М. Ю. "Горные вершины", "На севере диком" 1 0 0 29.11.2022 Устный опрос; 47. Жанровое многообразие произведений Л. Н. 1 0 0 30.11.2022 Устный опрос; 34. И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи Крылова" Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. 48. Детство Л. Н. Толстого. Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 49. Л. Н. Толстой "Акула" (рассказ) 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 50. Л. Н. Толстой "Акула" (рассказ) 1 0 0 06.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 51. Л. Н. Толстой "Прыжок" (быль) 1 0 0 07.12.2022 Устный опрос; 52. Л.Н. Толстой "Лев и собачка" (быль) 1 0 0 09.12.2022 Устный опрос; 53. Л.Н.Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря" 1 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 54. Л.Н. Толстой "Ореховая ветка" (сказка) 1 0 0 13.12.2022 Устный опрос; 55. Л.Н. Толстой "Белка и волк" (басня) 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос; 56. Обсуждение на тему: "Моё любимое произведение Л.Н. 1 0 0 16.12.2022 Устный опрос; Промежуточный контроль 1 знаний 1 0 19.12.2022 Контрольная работа; Толстого" 57. 58. Литературная сказка русских писателей, Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои) Д.Н. МаминСибиряк. «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 59. Д.Н. МаминСибиряк.«Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 60. Сказки о животных..Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 61. В.М. Гаршин "Лягушка путешественница" 1 0 0 26.12.2022 Устный опрос; 62. В.М. Гаршин "Лягушка путешественница" 1 0 0 27.12.2022 Устный опрос; 63. В.М. Гаршин "Лягушка путешественница" 1 0 0 09.01.2023 Письменный контроль; 64. В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» 1 0 0 10.01.2023 Устный опрос; 65. В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 66. В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» 1 0 0 13.01.2023 Письменный контроль; 67. Картины природы в лирических и прозаических произведениях писателей ХХ века. И. Бунин "Первый снег" 1 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 68. К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Золотое слово» 1 0 0 17.01.2023 Устный опрос; 69. С. Чёрный. «Что ты тискаещь утенка?» 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 70. С. Черный "Воробей! 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; 71. Саши Чёрный «Слон» 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 72. А.А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», 1 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 73. А.А. Блок. «Ворона» 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 74. С.А. Есенин. «Черёмуха» 1 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 75. С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы»,«Берёза» 1 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 76. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» 1 0 0 31.01.2023 Устный опрос; 77. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь И. С. СоколоваМикитова «Листопадничек» 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 78. И. С. СоколоваМикитова«Листопадниче к» 1 0 0 03.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 79. В. Белов "Малька провинилась" 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 80. В. Белов "Еще про Мальку" 1 0 0 07.02.2023 Устный опрос; 81. В. Бианки "Мышонок Пик" 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 82. В. Бианки "Мышонок Пик" 1 0 0 10.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 83. Б.С. Житков « Про обезьянку» 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 84. Б.С. Житков « Про обезьянку» 1 0 0 14.02.2023 Письменный контроль; 85. В. Астафьев "Капалуха" 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 86. Драгунский В. "Он живой 1 и светится" 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 87. К. Г. Паустовский «Заячьи 1 лапы», 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 88. Д. Н. МаминСибиряк«Приёмыш», 1 0 0 21.02.2023 Устный опрос; 89. А.И. Куприн "Слон" 1 0 0 22.02.2023 Устный опрос; 90. А.И. Куприн "Слон" 1 0 0 24.02.2023 Письменный контроль; 91. М. М. Пришвин«Выск очка» Е. Благинина «Котенок»,«Кукушка» 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 28.02.2023 Устный опрос; 93. Проверочная работа по разделу "Произведения о взаимоотношениях человека и животных" 1 1 0 01.03.2023 Контрольная работа; 94. С.Я Маршак. Стихи о детях 1 0 0 03.03.2023 Устный опрос; 95. А.Л. Барто. Стихи о детях 1 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 96. С.В. Михалков. Стихи о детях 1 0 0 07.03.2023 Устный опрос; 97. М. Дружинина «Мамочка- 1 мамуля» 0 0 08.03.2023 Устный опрос; 98. Л. Пантелеев «Честное слово» 1 0 0 10.03.2023 Устный опрос; 99. А. П. Гайдар «Горячий камень» 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 100. А. П. Гайдар «Горячий камень» 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 101. А. П. Гайдар «Тимур и его 1 команда» 0 0 15.03.2023 Устный опрос; 102. А. П. Гайдар «Тимур и его 1 команда» 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 103. Н. Н. Носов «Огурцы» 0 0 20.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 92. 1 104. Е. А. Пермяк «Дедушкин характер» 1 0 0 21.03.2023 Устный опрос; 105. В. Ф. Панова «Серёжа» 1 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 106. Шергин Б. "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 107. А. Платонов "Цветок на земле" 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 108. А. Платонов "Ещё мама" 1 0 0 05.04.2023 Устный опрос; 109. 109. М. Зощенко "Золотые слова" 1 0 0 07.04.2023 Устный опрос; 110. 110. М. Зощенко "Золотые слова" 1 0 0 10.04.2023 Письменный контроль; 111. 111. А. П. Чехов «Ванька» 1 0 0 11.04.2023 Устный опрос; 112. Проверочная работа по разделу "Произведение о детях" 1 1 0 12.04.2023 Контрольная работа; 113. 113. Юмористические 1 произведения. Постановка мотива и цели чтения. М. 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 17.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 115. 115. М. Защенко " Пора вставать" 1 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 116. 116. Н.Н. Носов «Федина задача» 1 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 117. Н.Н. Носов «Телефон» 1 0 0 21.04.2023 Устный опрос; 118. 118. Юмористические произведения Ю. 119. Зарубежная Ермолаева илитература Г. Остера Ш. Перро «Подарки феи» 1 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 25.04.2023 Устный опрос; 120. Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок» 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; М. Зощенко «Великие путешественники 114. М. М. Зощенко «Великие путешественники 121. Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок» 1 0 0 28.04.2023 Устный опрос; 122. Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок» 1 0 0 01.05.2023 Письменный контроль; 123. 123. Р. Киплинг «Маугли» 1 0 0 02.05.2023 Устный опрос; 124. 124. Р. Киплинг «Маугли» 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 125. Дж. Родари «Волшебный барабан» 1 0 0 05.05.2023 Устный опрос; 126. Дж. Родари «Волшебный барабан» 1 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 127. 127. Дж. Лондон «Бурый волк», Э. СетонТомпсон«Чинк» 1 0 0 09.05.2023 Устный опрос; 128. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре» 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 129. 129. Итоговая контрольная работа 1 1 0 12.05.2023 Контрольная работа; 130. 130. Книга как особый вид искусства. Сравнение художественного и научнопознавательного 131. 131. Написание текстов. текстарассуждения на тему«Почему так важно 132. С. Я. читать?», Маршак «Книжка про книжку» 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 1 0 0 16.05.2023 Практическая работа; 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 133. Н. А. Найдёнова «Мой друг» 1 0 0 19.05.2023 Устный опрос; 134. Обсуждение коллективного творческого проекта на тему "Русские писатели и их произведения" 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; 135. Подготовка коллективного творческого проекта на тему "Русские писатели и их произведения" 1 0 0 23.05.2023 Устный опрос; 136. Презентация коллективного творческого проекта на тему "Русские писатели и их произведения" 1 0 0 24.05.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 7 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ -