МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Калининградской области Правдинский муниципальный округ МБОУ "Средняя школа поселка Домново" РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ______________Гузова Т.Н. ______________Григорьева О.Б. ______________Телятник П.А. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №272 от "31" 082022 г. от "31" 08 2022 г. от "31" 082022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3631001) учебного предмета «Русский язык» для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Болдина Ольга Сергеевна учитель начальных классов Домново 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐ теты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐ нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐ мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление) Морфология Части речи Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: — разделительный твёрдый знак; — непроизносимые согласные в корне слова; — мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; — безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); — безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); — раздельное написание предлогов с личными местоимениями; — непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); — раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — — оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: — объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; — производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; — различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; — находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; — выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; — распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте; — распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; — распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных; — распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; — различать предлоги и приставки; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; — распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐ сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; — правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; — писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; — формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения); — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; — определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); — определять ключевые слова в тексте; — определять тему текста и основную мысль текста; — выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; — составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; — писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; — объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Сведения о русском языке 1.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент Итого по разделу: 2 0 0 01.09.2022 Коллективное прочтение статьи 68 Конституции 02.09.2022 Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения о многообразии языкового пространства России и о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации; Устный опрос; РЭШ 2 Раздел 2. Лексика 2.1. Повторение: лексическое значение слова. 3 0 0 05.09.2022 Учебный диалог «Как можно узнать значение 07.09.2022 незнакомого слова?»; Устный опрос; РЭШ 2.2. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). 1 0 0 08.09.2022 Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск Устный опрос; в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря; Наблюдение за употреблением слов в переносном значении с использованием юмористических рисунков; РЭШ 2.3. Устаревшие слова (ознакомление) 1 0 0 09.09.2022 Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из употребления?», высказывание предположений с последующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике; Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения; Устный опрос; РЭШ 1 0 12.09.2022 Упражнение: определить существенный признак для 16.09.2022 классификации звуков; Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой; Устный опрос; Контрольная работа; РЭШ Итого по разделу: 5 Раздел 3. Фонетика и графика 3.1. Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков 5 3.2. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными 2 0 0 19.09.2022 Комментированное выполнение задания, связанного с 20.09.2022 объяснением различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными; Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; Устный опрос; РЭШ 3.3. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами 1 0 1 21.09.2022 Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке; Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора; Практическая работа; РЭШ Итого по разделу: 8 Раздел 4. Состав слова (морфемика) 4.1. Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. 5 0 0 22.09.2022 Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем 28.09.2022 они различаются? Как найти корень слова?»; Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня; Устный опрос; РЭШ 4.2. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление) 4 0 0 29.09.2022 Объяснение роли и значения суффиксов/приставок; 04.10.2022 Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами; Наблюдение за словами с нулевым окончанием; Устный опрос; РЭШ Итого по разделу: 9 Раздел 5. Развитие речи 5.1. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. 2 1 0 05.10.2022 Творческие работы: создание с использованием норм 06.10.2022 речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Устный опрос; Контрольная работа; РЭШ 5.2. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. 2 0 1 07.10.2022 Самооценка собственной речевой культуры во время 10.10.2022 общения; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ 5.3. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. 1 0 0 11.10.2022 Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Устный опрос; РЭШ 5.4. 4 Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. 0 1 12.10.2022 Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о 17.10.2022 результатах групповой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ 5.5. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. 2 0 0 18.10.2022 Учебный диалог «Чем различаются тема текста и 19.10.2022 основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»; Устный опрос; РЭШ 5.6. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. 2 2 0 20.10.2022 Практическая работа: анализ и корректировка текстов с 21.10.2022 нарушенным порядком предложений; Контрольная работа; РЭШ 5.7. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. 2 0 0 24.10.2022 Наблюдение за тремя текстами разного типа 25.10.2022 (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов; Устный опрос; РЭШ 5.8. Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. 3 1 0 26.10.2022 Творческие работы: создание с использованием норм 07.11.2022 речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Устный опрос; Контрольная работа; РЭШ 5.9. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. 4 2 1 08.11.2022 Совместное составление плана текста; 11.11.2022 Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; РЭШ 5.10. Изучающее, ознакомительное чтение 4 0 1 14.11.2022 Комментированное выполнение задания на определение 17.11.2022 темы и основной мысли предложенных текстов; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ Итого по разделу: 26 Раздел 6. Синтаксис 6.1. Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. 2 0 0 18.11.2022 Комментированное выполнение задания: выписать из Устный 21.11.2022 предложения пары слов, от одного из которых к другому опрос; можно задать смысловой (синтаксический) вопрос; Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоцио‐ нальной окраске; РЭШ 6.2. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. 4 0 0 22.11.2022 Совместное составление алгоритма нахождения главных 25.11.2022 членов предложения; Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; Устный опрос; РЭШ 6.3. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). 2 0 0 28.11.2022 Совместное составление алгоритма нахождения главных 29.11.2022 членов предложения; Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; Устный опрос; РЭШ 6.4. Предложения распространённые и нераспространённые. 2 0 0 30.11.2022 Упражнение: нахождение в тексте предложений с 01.12.2022 заданными характеристиками; Устный опрос; РЭШ 6.5. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов 3 1 0 02.12.2022 06.12.2022 Устный опрос; Контрольная работа; РЭШ Наблюдение за предложениями с однородными членами; Итого по разделу: 13 Раздел 7. Морфология 7.1. Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. 3 0 0 07.12.2022 Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем 09.12.2022 слова по частям речи?»; Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.2. Имена существительные единственного и множественного числа. 2 0 0 12.12.2022 Работа в группах: объединение имён существительных в 13.12.2022 группы по определённому признаку (например, род или число); Устный опрос; РЭШ 7.3. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 2 0 0 14.12.2022 Работа в группах: объединение имён существительных в 15.12.2022 группы по определённому признаку (например, род или число); Устный опрос; РЭШ 7.4. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение) 6 0 0 16.12.2022 Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ 23.12.2022 ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.5. Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. 4 0 0 26.12.2022 Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ 10.01.2023 ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.6. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 2 1 0 11.01.2023 Практическая работа: изменение имён существительных 12.01.2023 по указанному признаку; Устный опрос; Контрольная работа; РЭШ 7.7. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. 2 0 0 13.01.2023 Наблюдение за соотнесением формы имени 16.01.2023 прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.8. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). 4 0 0 17.01.2023 Наблюдение за соотнесением формы имени 20.01.2023 прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.9. Склонение имён прилагательных. 3 1 0 23.01.2023 Наблюдение за грамматическими признаками имён суще‐ 25.01.2023 ствительных, соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике; Устный опрос; Контрольная работа; РЭШ 7.10. Местоимение (общее представление). 2 0 0 26.01.2023 Наблюдение за ролью местоимений в тексте; 27.01.2023 Устный опрос; РЭШ 7.11. Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. 2 0 0 30.01.2023 Практическая работа: корректировка текста, 31.01.2023 заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями; Устный опрос; РЭШ 7.12. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. 2 0 0 01.02.2023 Наблюдение за грамматическими признаками глаголов 02.02.2023 (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.13. Неопределённая форма глагола. 2 0 0 03.02.2023 Наблюдение за грамматическими признаками глаголов 06.02.2023 (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.14. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. 3 0 0 07.02.2023 Наблюдение за грамматическими признаками глаголов 09.02.2023 (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Устный опрос; РЭШ 7.15. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. 4 1 0 10.02.2023 Работа в парах: группировка глаголов на основании 15.02.2023 изученных грамматических признаков; Устный опрос; Контрольная работа; РЭШ 7.16. Частица не, её значение 2 0 0 16.02.2023 ; 17.02.2023 Наблюдение за ролью частицы не; Устный опрос; РЭШ Итого по разделу: 45 Раздел 8. Орфография и пунктуация 8.1. Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. 8 1 1 20.02.2023 Учебный диалог «Как планировать свои действия по 03.03.2023 решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; РЭШ 8.2. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. . 8 1 1 06.03.2023 Упражнение на развитие контроля: нахождение 16.03.2023 орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; РЭШ 8.3. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов 4 0 1 17.03.2023 Работа в группах: группировка слов, написание которых 22.03.2023 можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя; Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой; Устный опрос; Практическая работа; РЭШ 8.4. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - разделительный твёрдый знак; - непроизносимые согласные в корне слова; - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); - раздельное написание предлогов с личными местоимениями; - непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - раздельное написание частицы не с глаголами 30 Итого по разделу: 50 Резервное время 12 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 3 3 16 11 23.03.2023 Моделирование алгоритмов применения изучаемых в 31.05.2023 данном классе орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя; Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; РЭШ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. 1 Русский язык как государственный язык РФ. Язык и речь. Виды речи и их назначение. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент 0 0 01.09.2022 Устный опрос; 2. Для чего нужен язык? Красота и выразительность русского языка. 1 0 0 02.09.2022 Устный опрос; Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком 3. Повторение: лексическое значение слова 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 4. Слово в тексте: синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова (ознакомление) 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 5. Слово в тексте: прямое и переносное значение слова (ознакомление) 1 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 6. Фразеологизмы. Значение и роль в речи 1 0 0 08.09.2022 Устный опрос; 7. Работаем со словарём. Составляем толковый словарик 1 0 1 09.09.2022 Практическая работа; 8. Повторение: звуки русского 1 языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой— звонкий, парный — непарный (в объеме изученного) 0 0 12.09.2022 Устный опрос; 9. Слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения 1 0 0 13.09.2022 Устный опрос; 10. Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами 1 0 1 14.09.2022 Практическая работа; 11. Входная контрольная работа 1 1 0 15.09.2022 диктант; 12. Учимся выполнять фонетический разбор 1 0 0 16.09.2022 Устный опрос; 13. Фонетический разбор слова 1 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 14. Обобщение знаний по фонетике 1 0 0 20.09.2022 Устный опрос; 15. Работаем со словарём. 1 Составляем орфоэпический словарик. Использование орфоэпического словаря для решения практических задач 0 1 21.09.2022 Практическая работа; 16. Повторение: корень как обязательная часть слова. Выделение в словах корня (простые случаи) 1 0 0 22.09.2022 Устный опрос; 17. Однокоренные (родственные) слова. 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; Признаки родственных слов 18. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Нулевое окончание (ознакомление) 19. Обучающее изложение 1 1 0 27.09.2022 Изложение; 20. Однокоренные слова и синонимы. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 21. Корень, приставка, суффикс– значимые части слова. Выделение в словах корня (простые случаи) Образование слов с помощью приставок и суффиксов 1 0 0 29.09.2022 Устный опрос; 1 0 0 30.09.2022 Устный опрос; 23. Повторяем словообразование. Учимся разбирать слово по составу 1 0 0 03.10.2022 Устный опрос; 24. Разбор слова по составу и словообразование 1 0 0 04.10.2022 Устный опрос; 25. 1 Повторение правил правописание, изученных в 1 и 2 классх: правописании слов с изученными орфограммами в корне 0 0 05.10.2022 Устный опрос; 26. Работаем со словарём. Составляем орфографический словарик. 1 0 1 06.10.2022 Практическая работа; 27. Повторение и продолжение 1 работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 28. Повторение и продолжение 1 работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок и тема текста 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 29. Обучающее сочинение 1 1 0 11.10.2022 Сочинение; 30. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 22. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова 31. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: план текста. 1 0 0 13.10.2022 Устный опрос; 32. Составление плана повествовательного текста 1 0 0 14.10.2022 Устный опрос; 33. Предложение и его смысл. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 34. Виды предложений по цели высказывания и интонации 1 0 0 18.10.2022 Устный опрос; 35. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев 1 0 1 19.10.2022 Практическая работа; 36. Деление текста на абзацы. Формулирование и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии 1 0 0 20.10.2022 Устный опрос; 37. Контрольная работа 1 1 0 21.10.2022 Диктант; 38. Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 39. Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: учимся находить орфограммы разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков в слове 1 0 0 25.10.2022 Устный опрос; 40. 1 Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 41. Грамматическая основа предложения 1 0 0 27.10.2022 Устный опрос; 42. Учимся находить грамматическую основу предложения 1 0 0 07.11.2022 Устный опрос; 43. Подлежащее 1 0 0 08.11.2022 Устный опрос; 44. Сказуемое 1 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 45. Учимся находить подлежащее и сказуемое 1 0 0 10.11.2022 Устный опрос; 46. Составляем план текста 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 47. Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адресат 1 0 0 14.11.2022 Устный опрос; 48. Второстепенные члены предложения (без деления на виды) 1 0 0 15.11.2022 Устный опрос; 49. Контрольная работа 1 1 0 16.11.2022 Диктант; 50. Второстепенные члены предложения. 1 0 0 17.11.2022 Устный опрос; Обстоятельство 51. Обстоятельство 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 52. Второстепенные члены предложения. Определение 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 53. Определение 1 0 0 22.11.2022 Устный опрос; 54. Закрепляем изученные орфограммы 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 55. 1 Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения офрфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать слова с двумя корнями 0 0 24.11.2022 Устный опрос; 56. Написание текста по заданному плану 1 1 0 25.11.2022 Изложение; 57. Дополнение 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; 58. Второстепенные члены предложения. Дополнение 1 0 0 29.11.2022 Устный опрос; 59. Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения офрфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания букв о, ё после шипящих в корне слова 1 0 0 30.11.2022 Устный опрос; 60. Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения офрфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания букв о, ё после шипящих в корне слова 1 0 0 01.12.2022 Устный опрос; 61. Предложения распространённые и нераспространённые 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 62. Наблюдение за однородными членами предложения 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 63. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов 1 0 0 06.12.2022 Устный опрос; 64. Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адрес 1 0 0 07.12.2022 Устный опрос; 65. Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. 1 0 0 08.12.2022 Устный опрос; 66. Создание собственных текстов заданного типа 1 1 0 09.12.2022 Сочинение; 67. 1 Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 68. Предложения с однородными членами. 0 0 13.12.2022 Устный опрос; Значение и использование в тексте 1 69. Предложения с однородными членами в тексте 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос; 70. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами И, ИЛИ 1 0 0 15.12.2022 Устный опрос; 71. 1 Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами 0 0 16.12.2022 Устный опрос; 72. Обобщение знаний о предложениях с однородными членами 1 0 0 19.12.2022 Устный опрос; 73. Закрепление знаний о предложении 1 0 0 20.12.2022 Устный опрос; 74. Промежуточная контрольная 1 работа 1 0 21.12.2022 Диктант; 75. Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам 1 0 0 22.12.2022 Устный опрос; 76. Самостоятельные и служебные части речи 1 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 77. 1 Самостоятельные части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи 0 0 26.12.2022 Устный опрос; 78. 1 Закрепляем написание безударных гласных в корне слова 0 0 27.12.2022 Устный опрос; 79. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: основная мысль текста 1 0 0 09.01.2023 Устный опрос; 80. Имена существительные мужского, женского и среднего рода 1 0 0 10.01.2023 Устный опрос; 81. Род неизменяемых имён существительных 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 82. Имена существительные единственного и множественного числа 1 0 0 12.01.2023 Устный опрос; 83. Правило написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; 84. Правописание мягкого знака 1 после шипящих на конце имён существительных 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 85. Закрепление правописания орфограммы "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных" 1 0 1 17.01.2023 Практическая работа; 86. Имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа или множественного числа 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 87. Падеж имён существительных 1 0 0 19.01.2023 Устный опрос; 88. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: именительный и винительный падежи 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; 89. Функция предлогов. Образование падежных форм имён существительных 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 90. 1 Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: учим слова с удвоенными согласными в корне 0 0 24.01.2023 Устный опрос; 91. Учимся писать изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану 1 0 25.01.2023 Изложение; 1 92. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: родительный падеж имён существительных 1 0 0 26.01.2023 Устный опрос; 93. 1 Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания суффикса -ок- в именах существительных 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 94. 1 Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать суффикс -ок- в именах существительных 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 95. 1 Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: дательный падеж имён существительных 0 0 31.01.2023 Устный опрос; 96. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: творительный падеж имён существительных 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 1 97. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: предложный падеж имён существительных 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос; 98. Изменение имён существительных по падежам и числам. 1 0 0 03.02.2023 Устный опрос; Учимся определять склонение имён существительных 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 100. 100. Контрольная работа 1 1 0 07.02.2023 Диктант; 101. 101. Правило написания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения 102. 102. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 103. Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 09.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 104. Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 105. 105. Имена существительные собственные и нарицательные 106. Способы образования имён существительных 1 0 0 14.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 107. Сочинение 1 1 0 16.02.2023 Сочинение; 108. Безударные окончания имён 1 существительных 3-го склонения 0 0 17.02.2023 Устный опрос; Склонение имён существительных: 1, 2 и 3 99. 109. Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения 1 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 110. Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3го склонения 1 0 0 21.02.2023 Устный опрос; 111. 111. Правописание слов с 1 непроизносимыми согласными в корне слова 112. 112. Учимся писать 1 слова с непроизносимым и 113. Закрепляем 1 правописание согласными в орфограммы слове "Непроизносимые согласные в корне слова" 0 0 22.02.2023 Устный опрос; 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 0 0 28.02.2023 Устный опрос; 114. Вспоминаем правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 115. Правописание окончаний имён существительных множественного числа 1 0 0 02.03.2023 Устный опрос; 116. Учимся писать изложение с элементами сочинения 1 1 0 03.03.2023 Сочинение; 117. Обобщение знаний об имени 1 существительном 0 1 06.03.2023 Практическая работа; 118. 118. Самостоятельные 1 части речи. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, 119. Повторяем 1 правописание употребление в речи безударных окончаний имён существительных 0 0 07.03.2023 Устный опрос; 0 0 09.03.2023 Устный опрос; 120. 120. Различение имён прилагательных женского, мужского, среднего рода 0 0 10.03.2023 Устный опрос; 1 121. Изменение прилагательного по родам и числам 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 122. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного 123. Правописание окончаний имён прилагательных на ий,-ия, -ие 1 0 0 14.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 15.03.2023 Устный опрос; 124. 124. Изменение имён 1 прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий,-ов, -ин). 125. 125. Правило правописания 1 безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдений) 126. Правописание окончаний 1 имён прилагательных 0 0 16.03.2023 Устный опрос; 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 127. 127. Контрольная работа 1 1 0 21.03.2023 Диктант; 128. 128. Склонение имён прилагатель 129. ных Учимся писать окончания имён прилагательных 1 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 23.03.2023 Устный опрос; 130. Учимся писать безударные окончания имён прилагательных 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 131. 131. Виды прилагательных 1 0 0 04.04.2023 Устный опрос; 132. 132. Как образуются прилагатель 133. 133. Знакомство с жанром ные поздравительной открытки, объявления 1 0 0 05.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 06.04.2023 Устный опрос; 134. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения 1 0 0 07.04.2023 Устный опрос; 1 0 1 10.04.2023 Практическая работа; 136. Обобщение знаний об имени 1 прилагательном 0 0 11.04.2023 Устный опрос; 137. 137. Закрепление знаний об имени прилагательном 138. 138. Контрольная работа 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 1 1 0 13.04.2023 Диктант; 139. 139. Самостоятельные части речи. Местоимение (общее представление) 1 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 140. 140. Работаем с текстом: ключевые слова в тексте. 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 18.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 20.04.2023 Устный опрос; 144. 144. Как изменяется местоимен 145. ие Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов , союзов и, а, но 1 0 0 21.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 146. Изложение 1 1 0 25.04.2023 Изложение; 147. 147. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте 148. 148. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; 1 0 0 27.04.2023 Устный опрос; 135. Создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов Изучающее, ознакомительное чтение 141. 141. Личные местоимения, их употребление в речи 142. 142. Лицо и число личных местоимений 143. Род местоимений 3-го лица единственного числа 149. 149. Учимся писать письма. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной 150. 150. Самостоятельные деятельности части речи. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в 151. 151. Учимся речи подбирать к глаголам синонимы и антонимы 152. 152. Неопределённая форма глагола 1 0 1 28.04.2023 Практическая работа; 1 0 0 02.05.2023 Устный опрос; 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 1 0 0 04.05.2023 Устный опрос; 153. 153. Единственное и множественное число глаголов 1 0 0 05.05.2023 Устный опрос; 154. 154. Изменение глаголов по числам 1 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 155. 155. Времена глаголов 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 156. Настоящее время глагола 1 0 0 11.05.2023 Устный опрос; 157. Прошедшее время глагола 1 0 0 12.05.2023 Устный опрос; 158. 158. Будущее время глагола 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 159. Написание окончаний ишь,-ешь глаголов (на уровне наблюдений) 160. Правописание окончаний ишь, -ешь глаголов 1 0 0 16.05.2023 Устный опрос; 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 161. 161. Итоговая контрольная работа 1 1 0 18.05.2023 Диктант; 162. Изменение глаголов по временам, числам 163. Род глаголов в прошедшем времени 1 0 0 19.05.2023 Устный опрос; 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; 162. 164. 164. Время и число глаголов 1 0 0 23.05.2023 Устный опрос; 165. 165. Частица не, её значение 1 0 0 24.05.2023 Устный опрос; 166. 166. Раздельное 1 написание частицы не с глаголами 167. Ролевая игра 1 "Наблюдатели": оценка выбора языковых и неязыковых средств устного общения 0 0 25.05.2023 Устный опрос; 0 1 26.05.2023 Практическая работа; 168. Творческая работа: создание 1 собственного текста с использование норм речевого этикета 0 1 29.05.2023 Практическая работа; 169. 169. Повторение 1 орфограмм, изученных в 3 классе 170. Контроль и самоконтроль 1 при проверке собственных и предложенных текстов 0 0 30.05.2023 Устный опрос; 0 0 31.05.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 16 11 170 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ- Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)