Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Правдинского муниципального округа «Средняя школа п. Домново» (Средняя школа п. Домново) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Средней школы п. Домново (протокол №1 от 31.08.2022) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №272 от 31.08.2022) Рабочая программа «Литература» 8 класс Домново 2022 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества: – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; и выразительность – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; – ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; – эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность; – потребность в самовыражении через слово; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; – самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); формах (сплошной текст; – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание выборочно; прочитанного из одной (прослушанного) формы текста в подробно, другую сжато, – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; с учётом речевой – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. Учащиеся научатся: – осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; – видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; – выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок; – выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; – осознанно воспринимать художественное содержания; произведение в единстве формы и – адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; – воспринимать художественный текст как произведение искусства; – определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; – выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; – определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; – создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; – сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Введение (1 ч) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Зацветала у лози лоза», «И туда – гора, и сюда - гора», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Из древнерусской литературы Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Житие как жанр литературы (начальные представления). Русская история в картинках Из литературы XVIII века Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль». Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И. Фонвизина “Недоросль». Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Из литературы XIX века (34 ч) Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Роман «Капитанская дочка». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Классное сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы. А.С. Пушкин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Урок-практикум по стихосложению. А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». История о любви и упущенном счастье в рассказе. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Проверочная работа по теме «Из литературы XIX века». Тестирование. Из русской литературы XX века Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. О. Э. Мандельштам. Слово о поэте. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Размышления о вечной моральной и философской категории любви. Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности. М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах. Произведения о Великой Отечественной войне Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Картины военного детства. Образ главного героя. Автобиографический характер рассказа. Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. Урок-практикум по стихосложению. «Мне трудно без России» Поэты усского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русского зарубежья о Родине. Итоговая контрольная работа за курс литературы 8 класса. Тестирование Из зарубежной литературы Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты – «Её глаза на звёзды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Подведение итогов года. Рекомендательный список для летнего чтения. Произведения для заучивания наизусть 1. Отрывок из комедии «Недоросль».(на выбор); 2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок); 3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся); 4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор); 5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор); 6. Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Майкова. 7. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор); 8. Стихотворения о Великой Отечественной войне; 9. О Родине и родной природе (на выбор). III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Раздел. Тема урока Кол-во часов Введение 1 час 1. Введение. Литература и история. 1 2 Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр. 1 3 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком». 1 4 «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Защита русских земель от нашествия врагов 1 5 Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Сатиры смелый властелин». «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия. 1 6 Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении 1 7 Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Чтение по ролям отдельных сцен комедии 1 8 Традиции и новаторство комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль». Фонвизин и классицизм 1 9 Сочинение по комедии 1 10 А. С. Пушкин. Слово о поэте. Отношение писателя к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачевского бунта» 1 11 Историческая эпоха, развитая в вымышлено повествовании. Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 1 12 А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Жизненный путь Петра Гринева. Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). 1 13 А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Система образов романа. 1 14 А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. Женские образы в романе. 1 15 А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ предводителя народного восстания и его окружения. 1 16- Классное сочинение по произведению А. С. Пушкина 17 «Капитанская дочка» 18 А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...») 2 1 19 М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Понятие о романтической поэме. «Мцыри» как романтическая поэма. 1 20 М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ романтического героя. Смысл человеческой жизни. 1 21 Начальное представление о романтизме. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. 1 22 Тестовая работа по поэме 1 23 Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью». О замысле, написании и постановке «Ревизора». 1 24 «Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия. Чтение произведения. 1 25 Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». О новизне «Ревизора». 1 26 Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление. 1 27 Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 1 28 Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Образ маленького человека в произведении. Мечта и действительность в повести. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. 1 29 Ссочинение по творчеству Н. В. Гоголя. 1 30 М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) 1 31 Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ «Старый гений». Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» 1 32 Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала». Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H. Толстого «После бала» 1 33 Поэзия родной природы. А.С. Пушкин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания 1 34 А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». История о любви и упущенном счастье в рассказе. 1 35 А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. 1 36 А. А. Блок. Слово о писателе. Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл 1 37 О. Э. Мандельштам. Слово о поэте. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Размышления о вечной моральной и философской категории любви. 1 38 И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ о пути к творчеству «Как я стал писателем» 1 39 М.А. Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. 1 40 Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. 1 «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. 41 Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах. 1 42 А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» 1 43 Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». 1 44 В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». 1 Картины военного детства. Образ главного героя. 45 В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». 1 Автобиографический характер рассказа. 46 Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Образы Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. 1 47 У. Шекспир. Сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» Семейная вражда и любовь героев в трагедии. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности (Обзор, чтение отдельных сцен) 1 48 Ж.-Б. Мольер. Сведения о писателе. Комедия «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежество буржуа (обзор с чтением отдельных сцен) 1 49 В.Скотт. Сведения о писателе. Роман «Айвенго». Развитие представлений об историческом романе. Средневековая Англия в романе (Обзор) 1 50 Итоговая контрольная работа за курс литературы 8 класса. Тестирование 1 51 Подведение итогов года. Рекомендательный список для летнего чтения. 1