Русский язык, 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Правдинского муниципального округа
«Средняя школа п. Домново»
(Средняя школа п. Домново)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Средней школы п. Домново
(протокол №1 от 31.08.2022)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №272 от 31.08.2022)

Рабочая программа
«Русский язык»
8 класс

Домново
2022

Планируемые предметные результаты
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого

поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Содержание учебного предмета
Функции русского языка в современном мире
Русский язык в современном мире.
Повторение изученного в V–VII классах
Учащиеся научатся:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для
характеристики, оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид
сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять
разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и
полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически
обозначать условия выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать
орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с
опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в
суффиксах данных частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с
краткими причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Учащиеся научатся:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла
художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и
коммуникативной;
соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения,
используя необходимые знаки завершения.
Словосочетание
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании;
согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять разные виды словосочетаний;
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами
самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
производить устный и письменный разбор словосочетания..
Простое предложение
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа
предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация
простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное
слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности.
Учащиеся научатся:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту
действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное
глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и
сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и
сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся научатся:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным
существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола,
способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное
именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с
учетом речевой ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом,
графически объяснять условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных
стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для
характеристики человека.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как
разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по
значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как
синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые
особенности.
Учащиеся научатся:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ
выражения;

разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и
части составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном
падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в
соответствии с нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их
выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве
сказуемого, дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со
значением дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым
словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в
раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько
значений, и определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Простые односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом
сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим
(назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и
места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся научатся:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ
выражения главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его
выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее
двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время,
место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как
синтаксическими синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления
фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять
способ его выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного
предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями
как синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять
способ его выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с
обобщенным значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние
человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как
синтаксическими синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
определять способ выражения их главного члена;
правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Неполное предложение

Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся научатся:
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член
предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
использовать неполные предложения в диалоге;
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся научатся:
определять способ осложнения предложения
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены
предложения, связанные союзами (соединительными, противительными,
разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды
однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными
членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих
словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при
однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного
характера).
Учащиеся научатся:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей
интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи
между ними (союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения
комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных
только перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной
интонацией, в заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных
членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим
словом;

разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных,
правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытии авторского
замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами,
связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и
союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в
составе сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в
речи для усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных
членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного
произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или
перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при
однородных членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи,
правильно расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным
членам, правильно расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными
членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными
членами.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих
членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая
роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и
их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся научатся:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами,
определять их роль в предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными
оборотами, показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений,
выраженных причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными
определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять
условия обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять
графически условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме
обособленные приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно
расставлять знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия
обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми,
объяснять условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно
расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в
художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и
исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными
обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные
обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически
условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками
препинания, определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять
их запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;

объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной
речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными
членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными
членами.
Обращение
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся научатся:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка
животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения
звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения
обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать
обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление,
деловое письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться
обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки
препинания при обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить
предложения с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Вводные и вставные конструкции
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в
предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях,
при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и
вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи

синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи
предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся научатся:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать
вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве
противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова
запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки
препинания при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с
вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные
предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в
тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно
правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки
препинания при междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения
со словами, не являющимися членами предложения.
Чужая речь
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при
цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь
косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся научатся:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить
предложения с чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки
препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть
расположена внутри прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать
языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его
графическую схему;
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи,
правильно расставлять знаки препинания;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно
правильно оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как
предложение с прямой речью;
определять текстообразующую роль цитаты;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся научатся:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и
вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов
в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение,
выделение, завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить
предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для
избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия
выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора
правильного написания.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
119 часов (3,5 часа в неделю)
№ уро

Тема

Количество
часов

1

Русский язык в современном мире

1

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки
завершения, разделения, выделения.

1

3-4

Знаки препинания в простых и сложных предложениях. 2

5

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и 1
наречий

6-7

Слитное и раздельное написание не - с разными частями 2
речи

8

Проверочная работа по теме «Повторение
изученного в 7 классе»

1

9-10

Основные единицы синтаксиса.

2

ка

Текст как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса
11-12

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды
словосочетаний.

2

13

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

1

14

Синтаксический разбор словосочетаний

1

15

Тестовая работа по изученной теме

1

16

Простое предложение. Грамматическая основа
предложения.

1

17

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

18

Описание памятника культуры

1

19-20

Р/Р. Изложение текста, содержащего описание
памятника культуры.

2

21

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

22

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

23

Составное глагольное сказуемое.

1

24

Составное именное сказуемое.

1

25-26

Тире между подлежащим и сказуемым

2

27

Контрольная работа по теме «Главные члены
предложения».

1

28-29

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. 2

30-31

Определение согласованное и несогласованное.
Способы выражения определения

2

32

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

33-34

Обстоятельство.

2

35

Закрепление по теме «Обстоятельство»

1

36

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

37

Р/Р Обучающее изложение с элементом сочинения по
теме «Характеристика человека»

1

38

Повторение по теме «Второстепенные члены
предложения»

1

39

Проверочная работа по теме «Второстепенные
члены предложения».

1

40-41

Главный член односоставного предложения.

2

Назывные предложения
42-43

Определённо-личные предложения.

2

44

Неопределённо-личные предложения.

1

45

Р/Р Инструкция

1

46

Безличные предложения.

1

47-48

Р/Р Составление текста-рассуждения на
лингвистическую тему

2

49

Неполные предложения.

1

50

Синтаксический разбор односоставного предложения.
Повторение.

1

51

Контрольная работа по теме «Односоставные
предложения»

1

52

Понятие об осложнённом предложении и однородных
членах предложения.

2

53

Пунктуация при однородных членах предложения

1

54-55

Средства связи однородных членах предложения

2

56

Однородные и неоднородные определения.

1

57

Р/Р сжатое изложение текста публицистического стиля. 1

58-59

Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них.

2

60

Однородные члены связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них.

1

61

Обобщающие слова при однородных членах
предложения и знаки препинания при них

1

62

Обобщающие слова при однородных членах
предложения и знаки препинания при них

1

63

Синтаксический разбор предложений с однородными
членами.

1

64

Пунктуационный разбор предложений с однородными
членами.

1

65

Обобщение изученного по теме «Однородные члены
предложения»

1

66

Контрольная работа по теме «Однородные члены
предложения» (тест в формате ОГЭ).

67

Понятие об обособлении второстепенных членов
предложения.

1

68

Обособление определений. Выделительные знаки
препинания при них.

1

69

Обособление согласованных распространённых и
нераспространённых определений. Выделительные
знаки препинания при них.

1

70

Обособление определений с обстоятельственным
оттенком значения. Обособление несогласованных
определений.

1

71-72

Обособление приложений. Выделительные знаки
препинания при них.

2

73

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

1

74

Обособление обстоятельств, выраженных
1
деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

75

Обособление обстоятельств выраженных
1
деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

76

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие
запятой перед союзом КАК

1

77

Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами.

1

78

Контрольный диктант по теме «Обособление
обстоятельств»

1

79

Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки препинания при них.

1

80

Обособление уточняющих членов предложения,
присоединяемых при помощи союзов и других слов

1

81

Обособление дополнений с предлогами

1

82

Синтаксический и пунктуационный разбор
предложения с обособленными членами.

1

83-84

Обобщение по теме «Обособленные члены
предложения»

2

85

Тестовая работа по теме «Обособленные члены
предложения».

1

86

Обращение. Распространённые обращения.
Выделительные знаки препинания при обращении

1

87

Употребление обращений

1

88-89

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных 2
сочетаний слов по значению.

90

Выделительные знаки препинания при вводных словах, 1
вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

91

Выделительные знаки препинания при вводных словах, 1
вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

92

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

93

Междометия в предложении

1

94

Синтаксический и пунктуационный разбор
предложений со словами, словосочетаниями и
предложениями, грамматически не связанными с
членами предложения

1

95

Повторение по теме

1

96

Диктант по теме «Обращения, вводные слова и
междометия»

1

97

Анализ диктанта

98-99

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Косвенная речь.

2

100

Прямая речь.

1

101

Р/Р Диалог.

1

102

Р/Р Рассказ.

1

103

Цитата и знаки препинания при ней.

1

104-

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор
предложений с чужой речью. Повторение по теме
«Чужая речь».

2

105
106

Контрольная работа по теме «Чужая речь»

107

Анализ контрольной работы

108

Повторение.Синтаксис и морфология

109

Синтаксис и пунктуация.

110-111 Изложение с элементами сочинения (упр.442)

112

Анализ изложения

113

Синтаксис и культура речи

114

Синтаксис и орфография

115

Подготовка к итоговой контрольной работе

116

Повторительно-обобщающий урок.

117

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ

118

Анализ контрольной работы

119

Итоговый урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».