Литература, 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Правдинского муниципального округа
«Средняя школа п. Домново»
(Средняя школа п. Домново)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Средней школы п. Домново
(протокол №1 от 31.08.2022)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №272 от 31.08.2022)

Рабочая программа «Литература»
7 класс

Домново
2022

Планируемые результаты
Личностные:
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои
взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные действия
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно,
существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится:
- Организовывать деловое сотрудничество.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- Вступать в диалог.
- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Познавательные универсальные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях,
рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной
литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в
т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Предметные:
Устное народное творчество
Ученик научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным
фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку
и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный
фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений
о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском
национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями,
действиями.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального
характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно
понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе
формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и
смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты
в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного курса
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа
народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические
жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского
народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие,
мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие
Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин.
Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных
традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как
представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая
основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира.
Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений).
Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные
представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность.
Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц
разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки
(развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повестьо Петре и Февронии Муромских».
Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Народнопоэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
Житие (начальные представления). Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого»,
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру.
Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание». Размышления о смысле
жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (38 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Авторское
отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.
Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и
нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.
Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель
летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный
приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба
Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в
повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.
Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения
Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческо-

го достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское
отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка
героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая
нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о
«небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил,
связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») —
готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое
счастье на земле. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого
товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл
этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и
природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос
(развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян,
авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в
изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык
как духовная опора человека. «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория
литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня
Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за
осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.
(Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и
«Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема
древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
А.А.Фет. «Шёпот, робкое дыханье», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.
Паразитизм генералов,трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести...».
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного
творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ
собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Геройповествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние
трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство
юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П.
Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И.
Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 ч.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее
Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как
средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека
и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и
рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения,
его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя
людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и
уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины
природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном
мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.«О чём плачут лошади». Эстетические
и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила
внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека,
в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей,
взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго
поступка.
«Тихая моя родина» (обзор) Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа.
Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее
и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.«Снега потемнеют синие...»,
«Июль — макушка лета...»,«На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и
природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги).Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений).Мемуары как публицистический жанр
(начальные представления).
Писатели улыбаются, или Г.И.Горин «Почему повязка на ноге?»
Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»;Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...».
Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Земля как будто стала шире…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»).
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости
общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности
художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч.)
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический
характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с
окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская
литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная
одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и
возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение
стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Детективная литература. А. Конан Дойл.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Устное народное творчество. Предания.
Былина.«Вольга и Микула Селянинович».
Былина.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского
народа .
Новгородский цикл былин. «Садко».
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность
языка.
Карело-финский эпос «Калевала»
Входная контрольная работа
Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Мудрость народов.
«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос.
«Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. Роль
гиперболы в создании образа героя
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Древнерусская литература. (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и
книгам»).
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы
Древней Руси.
Урок обобщения «Устное народное творчество и древнерусская
литература»
Произведения русских писателей 18 века.
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».
Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством.
Произведения Русских писателей 19 века.
А. С. Пушкин.
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.
А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
«Станционный смотритель»
Образы Самсона Вырина и Дуни.
Сочинение по повести «Станционный смотритель» РР
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к
родине.
М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца
Калашникова».
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система
образов.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема
гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи.
М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел»
Н. В. Гоголь. Страницы жизни. История создания повести «Тарас Бульба»
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и
его сыновья.
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Запорожская Сечь в повести.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести.
Трагедия Тараса Бульбы
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие
понятия о литературном герое.
Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».
Промежуточная контрольная работа
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.
Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего
состояния человека. Художественное своеобразие рассказа.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.
Величие духа русской женщины.
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»
Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у
парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
А.А.Фет. «Шёпот, робкое дыханье», «Как беден наш язык! – Хочу и не
могу…»
А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические
баллады.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
Смысл противопоставления генералов и мужика.
Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания.
Автобиографический характер повести
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки,
духовный мир. Подготовка к написанию сочинения.
Классное сочинение по повести «Детство».
А. П. Чехов Биография писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов.
А. П. Чехов «Злоумышленник»
«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной
природе

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Произведения русских писателей 20 века.
М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический
характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
Сочинение-характеристика литературного героя.
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Романтический характер легенды.
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче».
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»
Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т.
Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.
Ф.А. Абрамов «Хотят ли русские войны?..»
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».
Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.
Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического
произведения.
Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.
Д. С. Лихачев. «Земля родная»
Г.И.Горин «Почему повязка на ноге?»
«Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н.
М. Рубцова и Н. А. Заболоцкого.
Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Н. Вертинский. «Доченьки». И.
Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…».
Расул Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», из цикла
«Восьмистишия». Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения
Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…»
Японские хокку. Особенности жанра.
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.
Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».
Итоговая контрольная работа
Детективная литература. А. Конан Дойл.
А. Конан Дойл. «Голубой карбункул»

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».