РП _Биология_, 7 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Биология»
7 класс

Домново
2021

Аннотация к программе:
Рабочая программа по биологии для 7 класса «Биология.
Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7
класс» составлена
на
основе
Федерального
Государственного
стандарта,примерной основной образовательной программы основного
общего образования, и программы основного общего образования по
биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов.
Бактерии, грибы, растения»линейный курс авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.
Согласно действующему Базисному плану, рабочая программа для 7 класса
предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Особое
внимание
уделяется
познавательной
активности
учащихся,
их
мотивированности самостоятельной учебной работе.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также
пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для
современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого
значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе
природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья
человека, его безопасности и производственной деятельности в любой
отрасли хозяйства.
В классе обучается 1 учащийся с задержкой психического развития (ЗПР).
Для них предусмотрены дифференцированная работа на уроках и
индивидуальные домашние задания.
Рабочая программа включает и себя внутрипредметный модуль
«Занимательная биология» 30% учебного времени (20 уроков). В календарнотематическом планировании используется сокращение Модуль=М.
Нормативные
документы,
регламентирующие
реализацию рабочих программ:

составление

и

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
• Примерные программы по учебным предметам
• Примерная основная образовательная программа основного общего
образования
• Основная образовательная программа основного общего образования
образовательного учреждения
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных школах

• Федеральный государственный стандарт основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897),
• Конвенция о правах ребенка,
• санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.2.
№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
зарегистрированными в Минюсте России 03 марта 2011г.
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24
декабря
2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
• Рабочая программа по технологии 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011)
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 №
1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №
4093)
Задачи обучения:
 систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их
взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета
«Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными
понятиями и закономерностями науки биологии;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 формирование первичных умений, связанных с выполнением
практических и лабораторных работ;
Цели обучения:
 Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности; о
роли биологической науки в практической деятельности людей,
методах познания живой природы;
 Овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, работать с биологическими

приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами;
 Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры
поведения в природе;
 Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для ухода за растениями, домашними животными, заботы о
собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим;
для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Целесообразно
использовать
в
преподавании
развивающие,
исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые
педагогические технологии. Также проведение региональных модулей,
обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе
образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по
изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению
своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений,
лабораторных работ.Преобладающей формой текущего контроля выступает
письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и
устный опрос.

Содержание учебного курса
Введение (1час)
Раздел 1. От клетки до биосферы (11 часов)
Тема 1.1 Многообразие живых организмов(3 часа)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации
жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы.
Общие представления о биосфере.
Демонстрация:
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и
органов.
Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов (3 часа)

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и
изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и
культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном
отборе.
Демонстрация:
Породы животных и сорта растений.
Близкородственные виды, приспособленные
существования.

к

различным

условиям

Тема 1.3. История развития жизни на Земле (3 часа)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования
жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение
новых и вымирание прежде существовавших форм.
Демонстрация.
Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Тема 1.4. Систематика живых организмов (2 часа)
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста.
Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых
организмов на основе их родства. Основные таксономические категории,
принятые в современной систематике.
Раздел 2. Царство Бактерии (4 часа)
Тема 2.1. Подцарство настоящие бактерии (2 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических
организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат
бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Тема 2.2. Многообразие бактерий (2 часа)
Многообразие
форм
бактерий.
Особенности
организации
и
жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах.
Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных
заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (8 часов)

Тема 3.1. Строение и функции грибов (2 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов.
Основные черты организации многоклеточных грибов.
Демонстрация:
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов.
Различные представители царства Грибы.
Строение плодового тела шляпочного гриба.
Практическая работа № 1
Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2. Многообразие и экология грибов (4 часа)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота,
Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и
распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности
человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Демонстрация:
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов;
муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик,
ржавчина, головня, спорынья).
Практическая работа № 2
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. Группа лишайники (2 часа)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ
лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и
экологическая роль лишайников.
Демонстрация:
Схемы строения лишайников.
Различные представители лишайников.
Раздел 4. Царство Растения (38 часов)
Тема 4.1. Низшие растения. Группа отделов водоросли: строение,
функции, экология (6 часов)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика
водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные
водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые
водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных
биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация:
Схемы строения водорослей различных отделов.
Практическая работа № 3
Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. Высшие растения. Споровые (2 часа)
Тема 4.3. Отдел моховидные (1 час)
Отдел Моховидные; особенности
Распространение и роль в биоценозах.

организации,

жизненного

цикла.

Демонстрация:
Схема строения и жизненный цикл мхов.
Различные представители мхов.
Тема 4.4. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные,
папоротниковидные (1час)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла.
Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности
организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации
папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в
биоценозах.
Демонстрация:
Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных.
Различные представители плаунов и хвощей.
Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.
Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Практическая работа№ 4
Изучение внешнего вида и строения спороносного хвоща и папоротников
(на схемах)
Тема 4.5. Семенные растения. Отдел Голосеменные (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений;
строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие,
распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое
значение.
Тема 4.6. Покрытосеменные (цветковые) растения (25 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений;
строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и
Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства
двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их
роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
Схема строения цветкового растения, строения цветка.
Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Тема 4.6. Эволюция растений (1 час)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в
водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование
проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на
суше.
Практическая работа № 5
Построение родословного древа царства Растения.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (7 часов)
Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (3 часа)
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная
структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных
растительных форм в сообществе.
Демонстрация:
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Тема 5.2. Растения и человек (1 час)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и
пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для
животноводства. Строительство и другие потребности человека.
Эстетическое значение растений в жизни человека.

Демонстрация:
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Практическая работа № 6
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на
школьном дворе.
Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ (3 часа)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и
средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация:
Плакаты иинформационные материалы
природоохранительных мероприятиях.

о

заповедниках,

заказниках,

Заключение (1 час)

Учебно – тематический план
Разделы и темы
Введение
«От клетки до биосферы»
Многообразие живых организмов
Чарльз Дарвин и происхождение
видов
История развития жизни на Земле
Систематика живых организмов
«Царство Бактерии»
Подцарство Настоящие бактерии
Подцарство Археобактерии
Подцарство Оксифотобактерии
«Царство Грибы»
Строение и функции грибов
Многообразие и экология грибов
Группа Лишайники
«Царство Растения»
Низшие растения. Группа отделов
Водоросли: строение, функции и

Количество
часов
1
11
3
3
3
2
4
2
1
1
8
2
4
2
38
6

Вид контроля

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

экология
Высшие растения. Споровые
растения
Отдел Моховидные
Споровые сосудистые растения:
Плауновидные,
Хвощевидные,
Папоротниковидные
Семенные
растения:
отдел
Голосеменные
Отдел
Покрытосеменные
(Цветковые) растения
Эволюция растений
«Растения
и
окружающая
среда»
Растительные
сообщества.
Многообразие фитоценозов
Растения и человек
Охрана растений и растительных
сообществ
Заключение
Итого

2
1
1

Практическая работа

2
25
1
7

Практическая работа

3
1
3
1
70

Практическая работа

6

Календарно – тематическое планирование по биологии для 7 класса
№п\п Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Введение
«От клетки до биосферы»
Многообразие живых организмов
Ч. Дарвин и происхождение видов.
История развития жизни на Земле.
Систематика живых организмов.
«Царство Бактерии»
Подцарство Настоящие бактерии. М
Многообразие бактерий. М
«Царство Грибы»
Строение и функции грибов.
Многообразие и экология грибов.
Группа лишайники.
«Царство Растения»

Кол – во часов
1
11
3
3
3
2
4
2
2
8
2
4
2
38

15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30

31

32
33
34

35

36

37
38

Группа отделов водоросли: строение,
функции, экология.
Низшие растения. Понятие о систематике
как разделе биологической науки. М
Группа отделов Водоросли.
Отдел зелёные водоросли.
Отдел Красные водоросли (Багрянки).
Отдел Бурые водоросли.
Высшие растения. Общая характеристика
высших растений. Систематика растений.
М
Споровые растения. Строение корневой
системы.
Отдел Моховидные. Разновидности мха.
Споровые сосудистые растения Отдел
Плауновидные.
Отдел Хвощевидные.
Отдел Папоротниковидные. Строение и
размножение папоротников.
Высшие растения. Семенные. М
Отдел Голосеменные растения. М
Многообразие Голосеменных. М
Высшие растения. Покрытосеменные или
Цветковые особенности строения и
размножения. М
Класс Двудольные. Семейство Капустные,
или Крестоцветные. Особенности
строения цветка и плода семейства
Крестоцветные.
Многообразие семейства Крестоцветные.
Класс Двудольные. Семейство
Розоцветные.
Строение цветка и плода Розоцветных.
Многообразие форм растений
Розоцветных.
Класс Двудольные. Семейство Бобовые,
или Мотыльковые. Строение цветка и
плода у семейства бобовые.
Класс Двудольные Семейство Зонтичные,
или Сельдереевые. Строение цветка и
плода у Зонтичных.
Многообразие растений семейства
Зонтичных.
Класс Двудольные. Семейство

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1
1

39

40

41
42

43
44
45

46
47

48

49
50
51
52
53

54
55
56
57

Пасленовых. Строение цветка и плода
растений семейство паслёновых.
Семейство Сложноцветных или
Астровых. Строение цветков и плодов
семейство Сложноцветных.
Класс Однодольные. Семейство Злаки,
или Мятликовые. Строение цветка и
плода Зерновых.
Многообразие растений Семейство
злаковых
Класс Однодольные. Семейство
Лилейные. Строение цветка и плода
Семейства Лилейных.
Культурные и пищевые растения
семейства Лилейных.
Растения,занесённые в Красную книгу.
Низшие растения. М
Растения, занесённые в Красную книгу.
Высшие растения Моховидные,
Папоротниковидные, Хвощевидные,
Плауновидные. М
Растения, занесённые в Красную книгу.
Голосеменные и их охрана. М
Растения, занесённые в Красную книгу.
Высшие растения различных семейств.
М
Растения, занесённыев Красную книгу
произрастающие в Калининградской
области. М
Эволюция растений. М
«Растения и окружающая среда».
Многообразие
фитоценозов.
Среда
обитания растений.М
Экологические факторы, определяющие
рост корней растений. М
Видоизменённые побеги растений как
приспособления для лучшего освещения.
М
Растительное сообщество. М
Растения и человек. Охрана растений и
растительных сообществ. М
Дикорастущие, культурные и сорные
растения. М
Растения-хищники.
Паразитизм
в

1

1

1
1

1
1
1

1
1

1

1
7
1
1
1

1
1
1
1

58
59

растительном мире. М
Заключение
Итого

1
70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».