Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Обществознание» 9 класс Домново 2021 1 Планируемые (предметные и метапредметные) результаты: Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Выпускник научится (понимать и анализировать): 2 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; Выпускник получит возможность научиться: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества). Решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; Выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; Наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания. Оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; 3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; Выпускник получит возможность научиться: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения Содержание тем учебного курса Глава 1. Политика. (15ч) Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические 4 партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы». Глава 2. Гражданин и государство (12 часов) Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Конституция — основной закон РФ. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. Высшие органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Россия- федеративное государство. Судебная система РФ. Участие граждан в отправлении правосудия. Правоохранительные органы РФ. Глава 3. Основы российского законодательства (25часа) Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Тематическое планирование по обществознанию 9 класс №п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Глава I. Политика Повторительно-обобщающий урок за курс 8 класса Политика и власть. Политическая жизнь и СМИ (М) Входная контрольная работа Государство и его признаки 5 Количест во часов 15 1 1 1 1 1 Примечание Входной контроль 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Формы правления и формы государственно-территориального устройства. Политические режимы Практикум «Государства и политические режимы» Правовое государство Гражданское общество. Местное самоуправление (М) Практическая работа «Правовое государство. Гражданское общество» Участие граждан в политической жизни. (М) Политические партии и движения. Обобщающий урок по теме «Политика» Контрольная работа по теме «Политика» 1 Тест 1 1 Словар. диктант Глава II. Гражданин и государство Основы конституционного строя РФ Основы отношений человека и гражданина с государством. Гражданство. (М) Права и свободы человека. От идеи к юридическим нормам. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституция - основной закон РФ. Права ребёнка. (М) Высшие органы государственной власти в РФ. Президент РФ. Высшие органы государственной власти в РФ. Федеральное собрание. Высшие органы государственной власти в РФ. Правительство РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ Правоохранительные органы Контрольная работа по теме: «Гражданин и государство» 12 1 1 Глава III. Основы Российского законодательства Право, его роль в жизни человека, общества и государства Нормы права. Закон. Правоотношения и субъекты права Правоотношения и субъекты права Практикум «Субъекты, объекты и содержание правоотношений» (М) Правонарушения и юридическая ответственность Виды юридической ответственности. 25 6 1 1 1 Практ. Работа№1 1 1 Словар. диктант 1 Контрольная работа за 1 четверть 1 1 Практич. Работа№2 1 1 Тест 1 Тест 1 1 1 1 Тест Контрольная работа за I полугодие 1 1 1 1 1 1 1 Словар. диктант Практич. Работа№3 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 Практическая работа. Решение правовых задач. (М) Решение практических задач на классификацию прав гражданина (М) Гражданские правоотношения Виды договоров и гражданская дееспособность (частичная и полная) (М) Право на труд. Трудовые правоотношения Условия трудового договора (М) Практическая работа «Гражданские и трудовые правоотношения» Юридические понятия семьи и брака (М) Семейные правоотношения (супругов, родителей и детей) Административные правоотношения Административные правонарушения Особенности и источники уголовного права. Виновность. Уголовное наказание несовершеннолетних. Решение практических задач на классификацию административных и уголовных правонарушений. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся. Уровни образования. Непрерывность образования. (М) Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Практическая работа по теме: «Международная правовая защита» Итоговое повторение Повторение «Политические права» (М) Повторение «Гражданские права» Повторение «Социально-экономические права» (М) Повторение «Культурные права» (М) Самостоятельная работа по теме: «Право» Повторение «Конституционный строй» Повторение «Правовое государство» (М) Повторение «Гражданское общество» (М) Повторение «Местное самоуправление» (М) Повторение «Органы высшей государственной власти» Повторение «Органы высшей государственной власти» Итоговый обобщающий урок за курс 9 класса 7 1 Тест 1 1 1 1 1 Тест Практич. Работа№4 1 1 1 1 1 1 1 Практич. Работа№5 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практич. Работа№6 Словар. диктант Практич. Работа№6 Коллективный проект Защита проекта Тест 65 Административная контрольная работа «Политика. Право» 66-68 Резерв (М) Контрольная работа за II полугодие 3 8