РП _Обществознание_, 9 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Обществознание»
9 класс

Домново
2021

1

Планируемые (предметные и метапредметные) результаты:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Выпускник научится (понимать и анализировать):
2





объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

Выпускник получит возможность научиться:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения
(нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп
общества).






Решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и
преодоления конфликтов.



Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми.
На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять
свое место.



Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.



Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.



Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.



Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения;
уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное
намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.



Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.



Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.



Анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;



Выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с описанием состояния российской экономики.



Решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;



Наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания.



Оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе.
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
3





















характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Выпускник получит возможность научиться:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации; сознательного
неприятия антиобщественного поведения

Содержание тем учебного курса
Глава 1. Политика. (15ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.
Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового
государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические
4

партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме
«Политика и социальное управление» проведение игры по теме: «Выборы».
Глава 2. Гражданин и государство (12 часов)
Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ,
их гарантии. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека
— идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на
утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Конституция — основной закон РФ. Конституционные обязанности гражданина.
Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина
в РФ.
Высшие органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов.
Система законодательства. Россия- федеративное государство. Судебная система РФ.
Участие граждан в отправлении правосудия. Правоохранительные органы РФ.
Глава 3. Основы российского законодательства (25часа)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданскоправовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего
работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия
заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы
допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения
общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период
вооруженных конфликтов.

Тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№п/п

1
2
3
4
5

Тема урока
Глава I. Политика
Повторительно-обобщающий урок за курс
8 класса
Политика и власть.
Политическая жизнь и СМИ (М)
Входная контрольная работа
Государство и его признаки
5

Количест
во часов
15
1
1
1
1
1

Примечание

Входной контроль

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Формы правления и формы
государственно-территориального
устройства.
Политические режимы
Практикум «Государства и политические
режимы»
Правовое государство
Гражданское общество. Местное
самоуправление (М)
Практическая работа «Правовое
государство. Гражданское общество»
Участие граждан в политической жизни.
(М)
Политические партии и движения.
Обобщающий урок по теме «Политика»
Контрольная работа по теме «Политика»

1

Тест

1
1

Словар. диктант

Глава II. Гражданин и государство
Основы конституционного строя РФ
Основы отношений человека и гражданина
с государством. Гражданство. (М)
Права и свободы человека. От идеи к
юридическим нормам.
Права и свободы человека и гражданина в
РФ, их гарантии.
Конституция - основной закон РФ. Права
ребёнка. (М)
Высшие органы государственной власти в
РФ. Президент РФ.
Высшие органы государственной власти в
РФ. Федеральное собрание.
Высшие органы государственной власти в
РФ. Правительство РФ.
Россия – федеративное государство.
Судебная система РФ
Правоохранительные органы
Контрольная работа по теме: «Гражданин и
государство»

12
1
1

Глава III. Основы Российского
законодательства
Право, его роль в жизни человека,
общества и государства
Нормы права. Закон.
Правоотношения и субъекты права
Правоотношения и субъекты права
Практикум «Субъекты, объекты и
содержание правоотношений» (М)
Правонарушения и юридическая
ответственность
Виды юридической ответственности.

25

6

1
1
1

Практ. Работа№1

1
1

Словар. диктант

1

Контрольная
работа за 1 четверть

1

1

Практич. Работа№2

1
1

Тест

1

Тест

1
1
1
1

Тест
Контрольная
работа за I
полугодие

1
1
1
1
1
1
1

Словар. диктант
Практич. Работа№3

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

48
49
50
51
52

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Практическая работа. Решение правовых
задач. (М)
Решение практических задач на
классификацию прав гражданина (М)
Гражданские правоотношения
Виды договоров и гражданская
дееспособность (частичная и полная) (М)
Право на труд. Трудовые правоотношения
Условия трудового договора (М)
Практическая работа «Гражданские и
трудовые правоотношения»
Юридические понятия семьи и брака (М)
Семейные правоотношения (супругов,
родителей и детей)
Административные правоотношения
Административные правонарушения
Особенности и источники уголовного
права.
Виновность. Уголовное наказание
несовершеннолетних.
Решение практических задач на
классификацию административных и
уголовных правонарушений.
Правовое регулирование отношений в
сфере образования.
Итоговая аттестация. Права, обязанности и
ответственность обучающихся.
Уровни образования. Непрерывность
образования. (М)
Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Практическая работа по теме:
«Международная правовая защита»
Итоговое повторение
Повторение «Политические права» (М)
Повторение «Гражданские права»
Повторение «Социально-экономические
права» (М)
Повторение «Культурные права» (М)
Самостоятельная работа по теме: «Право»
Повторение «Конституционный строй»
Повторение «Правовое государство» (М)
Повторение «Гражданское общество» (М)
Повторение «Местное самоуправление»
(М)
Повторение «Органы высшей
государственной власти»
Повторение «Органы высшей
государственной власти»
Итоговый обобщающий урок за курс 9
класса
7

1

Тест

1
1
1
1
1

Тест
Практич. Работа№4

1
1
1
1
1
1
1

Практич. Работа№5

1
1

1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практич.
Работа№6
Словар. диктант

Практич. Работа№6

Коллективный
проект
Защита проекта
Тест

65

Административная контрольная работа
«Политика. Право»

66-68 Резерв (М)

Контрольная
работа за II
полугодие
3

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».