РП _Изобразительное искусство_, 6 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Изобразительное искусство»
6 класс

Домново
2021

Планируемые результаты
В результате изучения ИЗО ученик научится
1.понимать место и значение изобразительных искусств в жизни человека и общества;
2. представлять многообразие образных языков искусства и особенностях видения мира в
разные эпохи; 3. представлять об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта
в истории искусства;
4. понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в
искусстве, её претворение в художественный образ;
5. понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
6. называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета,
пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
7. понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
8. пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической
организации изображения;
9. пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные
техники;
10. видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам
построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
11. видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
12. создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти
и по воображению;
13. активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведению искусства;
14. понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
15. осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора
и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
16. передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё
отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
17. осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих
поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города;
18. эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и
своё отношение к ним средствами художественного языка;
19. понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
20. создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию,
цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

21. создавать средствами живописи, графики, скульптуры образ человека: передавать на
плоскости и в объёме пропорции лица, характерные черты внешнего облика;
22. наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных
образов
в
живописи,
скульптуре,
графике,
художественном
конструировании;
23. различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура и
участвовать
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
24. различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой,
исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно- творческой деятельности,
используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
В результате изучения ИЗО ученик получит возможность научиться:
1. различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);
2. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
выразительности, соответствующие замыслу;
3. определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях
пластических искусств и использовать эти знания на практике;
4. выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении
искусства;
5. определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на
практике;
6. различать произведения разных эпох, художественных стилей;
7. понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и
отрицательных сторон жизни в художественном образе;
8. анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе
одноклассников;
9. понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной
выразительности, соответствующие замыслу;
10. анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами,
архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V-VII классы (102 часов)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (50 часов).
Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного
отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт
человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного
искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная,
плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садовопарковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта,
пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров.
Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн,
В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан,

В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
Опыт творческой деятельности.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц,
человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре.
Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и
воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного
искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса,
товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным
произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер,
мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики
и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных
заповедников.
Язык изобразительного искусства и художественный образ (32 час).
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и
динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и
пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит.
Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в
произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и
современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель,
Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа
декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и
типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
Опыт творческой деятельности.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного
искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и
объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение
пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на
плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических
изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора
избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов
других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и
современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов
быта и элементах архитектуры.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час).
Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие
архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру
человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева
«Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления
(В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П.
А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В.

Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти,
Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России
(А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец –
гражданин.
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский
музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и
течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления
постмодернизма).
Опыт творческой деятельности.
Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ
(сочинение, доклад и др.).
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п
Тема учебного занятия
Количество часов
Примечание
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 9 часов
1/1
Изобразительное искусство в семье
1
пластических искусств.
Беседа об искусстве и его видах.
2/2
Рисунок – основа изобразительного творчества.
1
Зарисовки с натуры ветки березы.
3/3
1
Входной контроль.
Линия и её выразительные возможности.
Травы, соцветия, колючки.
4/4
Цвет. Основы цветоведения.
1
Рисунок на тему «Царство снежной королевы»,
«Страна золотого солнца»
5/5
Цвет и настроение. Морской пейзаж.
1
6/6
Цвет в произведениях живописи.
1
Изображение осеннего букета.
Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Скульптура – 3 часа.
7/7
Объёмные изображения в скульптуре.
1
Объемные изображения животных и людей.
8/8
Практическая работа. Скульптурный портрет.
1
9/9
Практическая работа. Скульптурный портрет.
1
Выставка работ. Защита проектов.
2. Мир наших вещей. Натюрморт – 7 часов
10/1
Изображение предметного мира – натюрморт.
1
Натюрморт с яблоком.
11/2
Изображение конструкции из геометрических
1
тел, линейная перспектива.
Рисунок куба, шара.
12/3
Освещение. Свет и тень.
1
Изображение геометрических тел с боковым
освещением.
13/4
Натюрморт в графике.
1
Натюрморт из двух – трех тел.
14/5
Цвет в натюрморте.
1
Натюрморт из овощей.
Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Натюрморт – 2 часа.

15/6
16/7

17/1
18/2

19/3
20/4

21/5
22/6
23/7
24/8
25/9
26/10
27/11

28/1

29/2
30/3
31/4

32/5
33/6
34/7

Выразительные возможности натюрморта.
1
Натюрморт из цветов и фруктов с драпировкой.
Выразительные возможности натюрморта.
1
Натюрморт из цветов и фруктов. Выставка
работ. Защита проектов.
Промежуточный контроль.
3. Вглядываясь в человека. Портрет – 11 часов
Образ человека – главная тема в искусстве.
1
Конструкция головы человека и её основные
1
пропорции.
Рисунок головы человека.
Графический портретный рисунок.
1
Рисунок с натуры одноклассника.
Сатирические образы человека.
1
Изображения сатирических образов, дружеских
шаржей.
Роль цвета в портрете.
1
Автопортрет или портрет близкого человека.
Великие портретисты прошлого. «Экскурсия»
1
по Третьяковской галерее.
Портрет в изобразительном искусстве XX века
1
Рисунок на тему «Человек в спорте»
1
Рисунок на тему «Мои родители».
1
Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Портрет – 2 часа.
Групповой портрет своих друзей (работа
1
карандашом, набросок).
Групповой портрет своих друзей (работа в
1
цвете). Защита проектов. Выставка работ.
4. Человек и пространство в изобразительном искусстве – 7 часов
Изображение пространства. Правила построения
1
перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж «Весна».
Пейзаж – большой мир.
1
Эпический пейзаж «У реки».
Пейзаж в русской живописи.
1
Пейзаж в графике.
1
«Весенний пейзаж» работа тушью.
Внутрипредметный модуль «Проектная деятельность» Пейзаж – 3 часа.
Городской пейзаж (работа карандашом.
1
Набросок).
Городской пейзаж (работа в цвете).
1
Выразительные возможности изобразительного
1
искусства. Язык и смысл. Выставка работ.
Защита проектов.
Итоговый контроль.

Наименование разделов

Приложение
Учебно – тематический план
Всего часов
всего
теория
6 класс

практика

Формы
контроля

Тема 1. Виды изобразительного искусства
и основы образного языка
Внутрипредметный модуль «Проектная
деятельность» Скульптураю
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт

6

Внутрипредметный модуль «Проектная
деятельность» Натюрморт.
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет

2

Внутрипредметный модуль «Проектная
деятельность» Портрет .
Тема 4. Человек и пространство в
изобразительном искусстве
Внутрипредметный модуль «Проектная
деятельность» Пейзаж.
Всего

2

1

3
5

9

4

3
-

5
2

1

8
2

1

3
34

5

3
3

3

31

Графическая
работа
Проект
Графическая
работа
Проект
Графическая
работа
Проект
Графическая
работа
Проект

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».