Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа по географии 8 класс Домново 2021 1. Планируемые результаты освоения географии. Ученик должен знать | понимать: * Источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; * ориентирование в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео - и фото изображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; * представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; * использование различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений. * различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; * использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; * оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с очки зрения концепции устойчивого развития; * описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; * различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; * устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, адаптации человека к разным природным условиям; * объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; * приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; * различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; * оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; * использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни; * различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов; * оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России; * объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; 2 оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России; * * использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; * сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России; Ученик должен уметь: * создавать простейшие географические карты различного содержания; * моделировать географические объекты и явления; * работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; * ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; * использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; * приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; * воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; * составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; * объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами; * давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности; Личностными результатами изучения предмета «География» являются следующие: 1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию. 3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. 4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. 5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. 3 6. Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. 7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности. 9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. 10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. 11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2.Содержание учебного предмета Введение (1ч.) Наша Родина на карте мира (9ч.) Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России. Практические работы. Характеристика географического положения России. Определение поясного времени. Знать: географическое положение России, историю освоения и изучения территории. Уметь: показывать на карте географическое положение России. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 ч.) Особенности рельефа России. Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Практические работы. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа-и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. Знать: особенности рельефа, геологическое строение России. Уметь: объяснять зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. Климат и климатические ресурсы (7ч.) Типы климатов России. Климатообразующие факторы. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения 4 средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. Знать: климатообразующие факторы. Уметъ: определять по картам закономерности распределения солнечной радиации, радиационного баланса, особенности распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч.) Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Знать: внутренние воды России. Уметь: давать характеристику внутренних вод России. Почва и почвенные ресурсы (4 ч.) Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Практические работы. Выявление условий образования основных типов почв. Оценка их плодородия. Знать: закономерности распространения почв. Уметь: давать оценку плодородия почв. Растительность и животный мир. Биологические ресурсы (5 ч.) Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. Практические работы. Составление прогноза изменений растительного им животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России. Знать: природно-ресурсный потенциал России. Уметь: составлять прогноз изменений растительного и животного мира. Природные комплексы России. Природное районирование (3 ч.) Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. Практические работы. Сравнительная характеристика двух природных зон (по выбору). Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. Знать: разнообразие природных комплексов России. Уметь: составлять сравнительную характеристику природных регионов. Природа регионов России (19 ч.) Русская равнина. Северный Кавказ. Урал. Западная Сибирь. Горы Южной Сибири. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Знать: природу крупных регионов России. Уметь: составлять характеристику крупного природного региона. Природа Калининградской области (9 ч.). Человек и природа (3 ч.). 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 ТЕМА УРОКА ЧАС 1 ПРИМЕЧАНИЕ 1 Пр.р.№1 «Обозначение на контурной карте границы, пограничных государств, крайних точек России» 3.Моря, омывающие берега России 1 Пр.р.№2 «Характеристика особенностей географического положения России» 4.Россия на карте часовых поясов 5.Пр.р.№3 «Решение задач на определение поясного времени» 1 1 6.Повторение за предыдущий курс. 7.Входящая административная контрольная работа. 8.Как осваивали и изучали территорию России (модуль) 1 9.Обобщение темы «Наша Родина на карте мира» 10.Тестирование по теме «Наша Родина на карте мира» 11.Особенности рельефа России (модуль) 12.Геологическое строение территории России 1 1 1 1 1.Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации 2.Географическое положение России Пр.р.№3 «Определение поясного времени для различных пунктов России» Тестирование за предыдущий курс Тест Пр.р.№4 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры» 13.Минеральные ресурсы России (модуль) 14.Развитие форм рельефа (модуль) 15.Обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России» 16.Тестирование по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России» 17.От чего зависит климат нашей страны (модуль) 18. Распределения тепла и влаги на территории России (модуль) 19.Разнообразие климата России 6 1 1 1 1 1 1 1 Тест 1 20.Практическая работа №5 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны» 21.Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы (модуль) 22. Обобщение темы «Климат и климатические ресурсы» 23. Тестирование по теме «Климат и климатические ресурсы» 24. Разнообразие внутренних вод России. Реки 25. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота (модуль) 1 26. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека 27. Обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» 28. Образование почв и их разнообразие (модуль) 29. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы 30.Обобщение темы «Особенности природы и природные ресурсы России» 31.Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Особенности природы и природные ресурсы России» 32.Растительный и животный мир России (модуль) 33.Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (модуль) 34.Природно-ресурсный потенциал России 1 1 Пр.р.№5 1 1 Тест 1 1 Пр.р.№6 «Определение по картам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования» 1 1 1 Тест 1 1 1 1 35.Создание карты «Заповедные места России»» 36.Создание карты «Заповедные места России»» 1 37.Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы 38. Природные зоны России. Разнообразие лесов России 39.Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность (модуль) 40. Восточно-Европейская (Русская) равнина 41. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины (модуль) 1 7 Подготовка к защите проекта Защита проекта 1 1 1 1 Пр.р.№7 «Сравнительная характеристика двух природных зон Русской равнины» 42.Проблемы рационального использования природных ресурсов равнины 43.Природа Крыма 44. Кавказ – самые высокие горы России (модуль) Особенности природы высокогорий 1 45.Урал – «каменный пояс земли Русской». Природные ресурсы Урала 46. Своеобразие природы Урала 47. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала (модуль) 48.Западно-Сибирская равнина: особенности природы 1 49.Природные ресурсы Западной Сибири и условия их освоения (модуль) 50.Восточная Сибирь: величие и суровость природы 51.Природные районы Восточной Сибири (модуль) 52.Жемчужина Сибири – Байкал (модуль) 53.Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения 1 54.Дальний Восток – край контрастов (модуль) 55.Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы (модуль) 1 1 56.Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком 57.Обобщение темы «Природа регионов России» 58. Тестирование по теме «Природа регионов России» 59.Пр.р.№13 «Характеристика особенностей ГП Калининградской области» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60.Геологическое строение, рельеф. 61. Пр.р.№13 «Обозначение на контурной карте форм рельефа и 1 полезных ископаемых области» 8 Пр.р.№8 «Оценка природных условий и ресурсов ЗападноСибирской равнины для жизни и деятельности человека» Пр.р.№9 «Оценка природных ресурсов Восточной Сибири» Пр.р.№10 Составление карты «Природные уникумы Дальнего Востока» Тест Пр.р.№11 «Характеристика особенностей географического положения Калининградской области (работа с контурной картой области)» Пр.р.№12 «Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых» 62.Климат. Характеристика сезонов года 63.Реки. Озёра 64.Почвы. Растительный и животный мир 65. Экологические проблемы Калининградской области. Создание презентации «Семь чудес моего края» 67-68.Промежуточный контроль. Защита проекта «Семь чудес моего края» 1 1 1 1 69.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Географический фактор в развитии общества. 70. Обобщение темы «Природа России» 1 9 1 Подготовка к защите проекта Защита проекта Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)