Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 КЛАСС Программу составила: Скрябина Наталья Владимировна. учитель начальных классов 2021 Планируемые результаты Ученик научится 1) понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладевать чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Ученик получит возможность научиться: 1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) решать проблемы творческого и поискового характера; 3) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использовать знаково-символические средства представления информации о книгах; 6) использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) читать осмысленно в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Содержание учебного предмета Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. Тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов 1 Введение. Знакомство с учебником. 2 Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». 1 3 «И вспомнил Олег коня своего» 1 4 Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» «Ильины три поездочки» Работа с текстом Модуль 1 6 7 «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы «Житие Сергия Радонежского». 1 8 Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». 1 1 П.П.Ершов «КонёкГорбунок» 2 П.П. Ершов «КонёкГорбунок» Работа с текстом модуль А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» 1 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1 5 910 11 12 13 1 1 1 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» модуль 1 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» модуль М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» 1 18 19 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» 2 20 Л.Н. Толстой. «Детство» 1 21 1 22 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» модуль А.П.Чехов «Мальчики». 23 А.П. Чехов «Мальчики» модуль 1 24 Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». 1 25 Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» 1 26 А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» 1 27 1 28 Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» А.Н. Плещеев «Дети и птичка» 29 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» 1 30 Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимниесумерки нянины сказки...» 1 31 И.А. Бунин «Листопад». 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Модуль работа с текстом Модуль работа с текстом В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» П.П. Бажов «Серебряное копытце» │ 1 1 1 1 2 П.П. Бажов «Серебряное копытце» модуль С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». модуль Обобщение по разделу «Литературные сказки». 2 14 15 16 17 44 1 1 1 1 2 1 1 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» В.Ю. Драгунский «Главные реки» В.Ю. Драгунский «Главные реки» модуль В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» 2 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» модуль В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Б.С. Житков «Как я ловил человечков» Б.С.Житков «Как я ловил человечков.модуль Б.С.Житков «Как я ловил человечков. Б.С.Житков «Как я ловил человечков.модуль 1 1 1 1 1 1 1 Б.С.Житков «Как я ловил человечков. 1 1 1 57 «Корзина с еловыми шишками» 1 58 М.М. Зощенко «Елка». 1 59 Обобщение по разделу «Страна детства». 1 60 61 62 63 В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» , «Наши царства» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 1 1 1 1 64 65 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» модуль А.И. Куприн «Барбос и Жулька» М.М. Пришвин «Выскочка» 1 1 Е.И. Чарушин «Кабан» В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» модуль В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» модуль 1 1 1 1 74 Обобщение по разделу «Природа и мы». 1 75 76 77 78 79 Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» С.А. Есенин «Лебедушка» модуль 1 1 1 1 1 66 67 68 69 70 71 72 73 2 2 80 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 1 81 И.С. Никитин «Русь» модуль 1 82 С.Д. Дрожжин «Родине» А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» 1 84 85 86 Обобщение по разделу «Родина». Е. С. Велтистов«Приключения Электроника» Е.С. Велтистов«Приключения Электроника» модуль 1 1 1 87 88 89 90 91 92 93 94 96 97 98 99 100 101 102 Кир Булычёв «Путешествие Алисы» 83 Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Г.Х. Андерсен «Русалочка» Г.Х. Андерсен «Русалочка» модуль Г.Х. Андерсен «Русалочка» М. Твен «Приключения Тома Сойера» С. Лагерлеф «Святая ночь» С. Лагерлеф «Святая ночь»модуль С. Лагерлеф «В Назарете» С. Лагерлеф «В Назарете» модуль Обобщение по разделу «Зарубежная литература» 1 2 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 Учебно-тематическое планирование №п/п Название раздела Кол-во часов 1 Введение. Знакомство с учебником 1 2 Летописи, былины, сказания, жития 7 3 Чудесный мир классики 16 4 Поэтическая тетрадь 8 5 Литературные сказки 12 6 Делу время – потехе час 7 Страна детства 8 Поэтическая тетрадь 9 Природа и мы 11 10 Поэтическая тетрадь 6 11 Родина 4 12 Страна Фантазия 5 13 Зарубежная литература 13 ИТОГО: 102 8 7 4 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)