РП _Обучение грамоте (чтение) и литературное чтение_, 1 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
1 класс

2021 год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
2. Формирование потребности систематическом чтении как средстве познания мира и самого
себя.
3. Знакомство с культурно - историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.
4. Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.
5. Полноценное восприятие художественной литературы.
6. Эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
7. Высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметные:
1. Освоение приёмов поиска нужной информации.
2. Овладение алгоритмов учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств
художественной выразительности и т. д.), умение высказывать и пояснять свою точку зрения.
3. Освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром.
4. Формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
5. Овладение основами коммуникативной деятельности на практическом уровне.
6. Осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные:
1.Формирование необходимого уровня читательской компетенции.
2.Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных текстов.
3. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
4. Умение пользоваться словарями и справочниками.
5. Осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
6. Умение составлять несложные монологические высказывания о произведениях (героях,
событиях), устно предавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты
повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
7. Умение декламировать стихотворение, произведение, выступать перед знакомой аудиторией
с небольшими сообщениями.
Обучающиеся научатся:
• Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов
(Темп чтения - 30-40 слов в минуту при чтении незнакомого текста)
• Понимать содержание прочитанного
• Уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку
• Находить заглавие текста, называть автора произведения
• Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение
• Помнить имена 3 -4 авторов и названия их произведений
• Знать наизусть не менее 5 стихотворений
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- текущие проверочные работы (проводятся после изучения наиболее значительных
тем программы);
- устный опрос;

- демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года
материала.
Проверка техники чтения проводится в конце учебного года. Динамику формирования навыка
чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в
течение учебного года, не сравнивая со скоростью других детей.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать:
понимание прочитанного текста, а также способ чтения, правильность, беглость,
выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
I полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 10-15 слов в минуту
2 уровень: 20-30 слов в минуту.
II полугодие. Темп чтения незнакомого текста:
1 уровень: 20-30 слов в минуту
2 уровень: 30-40 слов в минуту.
Продолжительность чтения на уроке составляет 5-7 минут.
Высокий уровень развития навыка чтения: плавный слоговой способ чтения при темпе
не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года); понимание значения отдельных слов и
предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и нахождение в тексте слов и
выражений, подтверждающих эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если
при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-30 слов. Учащийся не может понять
отдельные слова при общем понимании прочитанного; умеет выделить главную мысль, но не
может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе
ниже 20 слов в минуту, без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего
смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
2. Содержание учебного предмета
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 132 часа в год.
Количество часов в неделю - 4ч. (33 учебные недели): из них 92ч.(23учебных недели) отводится
на обучение грамоте и 40ч. (10 учебных недель) на литературное чтение.
Внутрипредметный модуль «Литературное слушание» -26 часа
Обучение грамоте
Добукварный (подготовительный) период -24 часов
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с
использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и
более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в
полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов
(установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение
ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью,
отражающей его звуко-слоговую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми
схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков А, О, И, Ы, У, узнавание букв по их характерным
признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение
звуков и букв.
Букварный (основной) период - 69 часов
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и
мягкости согласных.
Чтение слогов - «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными
буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного
звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух
отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения
ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они
произносятся, т. е. орфоэпически.
Круг произведений для чтения.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К.
Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто, В.Берестова, Б.Заходера,
М.Пришвина, В.Бианки о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., совершенствование навыка
чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы,
сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение
над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).
Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений
классиков отечественной и зарубежной литературы.
Послебукварный (заключительный)период – 11 часов. Обобщение, систематизация,
закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Литературное чтение – 40 часов
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным,
Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и
сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова,
Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского,
К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым,
С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о
детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи
С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова,
Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
3. Календарно- тематическое планирование
Номера Календарные
Раздел, тема уроков
Количество
уроков сроки изучения
часов
тем
Обучение грамоте (чтение)
Добукварный период
1.
Азбука- первая учебная книга
1
2.
Речь. Устная и письменная речь
1
3.
Предложение и слово
1
4.
Слово и слог
1
5.
Слог. Ударение
1
6.
Представление о слогах. * Модуль 1 Народные
1
сказки
7.
Звуки в окружающем мире
1
8.
Гласные звуки
1
9.
Согласные звуки
1
10.
Как образуется слог
1
11.
Слияние согласного и гласного звуков
1
12.
Слияние согласного и гласного звуков
13.
Закрепление изученного материала
1
14.
Буквы А а, обозначающие звук [а]
1
15.
Буквы А а, обозначающие звук [а]. * Модуль 2
1
Игры, песенки, потешки.
16.
Буквы О о, обозначающие звук [о]
1
17.
Чтение слов с буквой О.
1
18.
Буквы И и, обозначающие звук [и].
1
19.
Чтение слов с буквой И.
1
20.
Буква ы, обозначающая звук [ы]. *Модуль 3
1
Сказки русских и современных писателей
21.
*Модуль 4 «Литературное слушание»
1
Сказки русских и современных писателей.
22.
Буквы У у, обозначающие звук [у]
1
23.
Чтение слов с буквой У.
1
24.
Закрепление изученного материала
1
Букварный период

25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.
57.

Буквы Н,н, обозначающие звуки [н ], [н' ]. Чтение
слов с изученными буквами
Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с']
Чтение слов с буквами С,с Чтение слов с
изученными буквами. Модуль 5 «Литературное
слушание»
Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к']
Буквы К к, обозначающие звуки [к ], [к']. * Модуль
6 «Литературное слушание» Рассказы о животных
Буквы Т,т, обозначающие звуки [т],[т'].
Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т,т
Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки [л], [л]
Буквы Л,л, обозначающие звуки [л], [л ] Модуль 7
«Литературное слушание» Загадки. Литературные
загадки
Чтение слов с изученными буквами.
Буквы Р,р, обозначающие звуки [р], [р']
Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р
Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в']
Буквы В,в, обозначающие звуки [в], [в'].* Модуль 8
«Литературное слушание» Рассказы о детях
Буквы Е,е, обозначающие звуки [й’э]
Буква Е - показатель мягкости согласного звука
Буквы П.п, обозначающие звуки [ п], [п']
Чтение текстов с буквами П, п
Чтение слов и предложений с изученными буквами
* Модуль 9 «Литературное слушание» Стихи
современных поэтов о Родине
Буквы М, м, обозначающие звуки [м], [м’]
Чтение текстов и слов с буквами М,м *Модуль 10
«Литературное слушание»
Чтение слов, слогов и предложений с изученными
буквами
Буквы З, з , обозначающие согласные звуки з З
Чтение слов, текстов с буквами З,з
Буквы Б, б, обозначающие звуки [ б], [б']
Чтение слов и текстов с буквой Б. * Модуль 11
«Литературное слушание» Стихи русских поэтов
Чтение слов, текстов с изученными буквами.
Чтение слов, текстов с изученными буквами.
Буквы Д, д, обозначающие звуки [д], [д']
Чтение слов с буквами Д,д
Чтение слов, текстов с изученными буквами. *
Модуль 12 «Литературное слушание» Сказки о
животных
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

58.

59.
60.
61.
62.
63.

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

71.
72.
73.
74.
75.

76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

84.

Буква Я - показатель мягкости согласных звуков. *
Модуль 13 «Литературное слушание» Сказки
русских писателей
Чтение слов с изученными буквами
Буквы Г, г, обозначающие звуки [г], [г'] Чтение
предложений, текстов с буквами Г,г
Чтение предложений, текстов с изученными
буквами
Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч'].*
Модуль 14 «Литературное слушание»
Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий звук [ ч'].
Сочетание ча –чу * Модуль 15 «Литературное
слушание» Литературные сказки разных народов
Буква ь - показатель мягкости согласных звуков.
Чтение слов с Ь.
Буквы Ш,ш, обозначающие твёрдый согласный
звук [ш]
Чтение слов, предложений, текстов с изученными
буквами
Буквы Ж, ж, обозначающие твёрдый звук [ж]
Чтение слов, предложений с буквами Ж, ж.
Сочетания жи-ши
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]. Чтение
слов, предложений, текстов с изученными буквами
Буква Ё - показатель мягкости согласного звука. *
Модуль17 «Литературное слушание». Стихи
современных поэтов
Буквы Й, й, обозначающие мягкий звук [й]
Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х']
Буквы Х,х, обозначающие звуки [х], [х']
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [йу]
Буква Ю - показатель мягкости согласного звука.
* Модуль 18 «Литературное слушание» Сказки о
детях
Твёрдый звук [ц]. Буквы Ц,ц
Чтение слогов и слов с буквой Ц *Модуль 19
«Литературное слушание» Моя любимая книжка
Буквы Э, э, обозначающие звук [э]
Чтение текстов с буквой Э
Буква Щ ,щ обозначающая звук [щ ].
Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов
с буквами Щ,щ
Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф ф
Чтение предложений и текстов с буквой Ф, ф.
* Модуль 20 «Литературное слушание» Стихи
зарубежных писателей
Знакомство с буквой ъ, ь .

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.

95.

96.
97.

98.

99.

100.

101.
102.
103.

104.

Чтение слов с Ъ и Ь знаками
Алфавит
Проект «Живая азбука»
Закрепление. Повторение изученного материала
С.Я. Маршак «Как хорошо уметь читать»
В. Берестов «Читалочка»
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить
букву «р» »
История славянской азбуки. Первоучители. В.
Крупин «Первый букварь»
А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, К. И. Чуковский –
сказки для детей
В.В. Бианки «Первая охота» М.М. Пришвин
«Предмайское утро» Л.А. Барто «Помощница»
С.В. Михалков «Котята» Б.В. Заходер «Два и три»
Литературное чтение
Жили-были буквы
В. Данько. Загадочные буквы. * Модуль 21
«Литературное
слушание»
(Рассказы
В.
Драгунского)
И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А. С.Чёрный.
«Живая азбука».
Сапгир. Про медведя. Бородицкая. Разговор с
пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит? *Модуль 22
«Литературное слушание» ( Рассказы В.Бианки)
С.Маршак. Автобус 27. Обобщение по теме: Жилибыли буквы
Сказки. загадки, небылицы
Е.Чарушин. Рукавичка. Малые фольклорные
жанры. Загадки, песенки, потешки, небылицы
*Модуль 23 «Литературное слушание» ( Русские
народные сказки)
А.Пушкин. Отрывки из произведений. Обобщение
по теме «Сказки , загадки , небылицы». * Модуль
24 «Литературное слушание» (Русские народные
пословицы, поговорки, скороговорки)
Апрель, апрель! Звенит капель….
А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Весна.
Ласточка примчалась... Т.Белозёров. Подснежники
С.Маршак. Апрель. И.Токмакова. Ручей. Загадки.
Л.Ульяницкая. Л.Яхнин.
Е.Трутнева. Когда это бывает? И.Токмакова. Весна
В.Берестов. Воробушки. Р.Сеф. Чудо. Обобщение
по теме «Апрель, апрель, звенит капель»
И в шутку и всерьез
Я.Тайц. Волк. Г.Кружков. Ррры! К.Чуковский.
Федотка. О.Дриз. Привет. О.Григорьев. Стук.

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка.
И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки. К.Чуковский.
Телефон. М.Пляцковский. Помощник
К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Худо тому,
кто добра не делает никому. Обобщение по теме
«И в шутку и всерьез»
Я и мои друзья
Е.Благинина. Подарок * Модуль 25 «Литературное
слушание»
(Дж.
Одари
«Приключения
Чиполлино») В.Орлов. Кто первый? Р.Сеф. Совет.
В.Берестов. В магазине игрушек. В.Орлов. Дружба.
И. Пивоварова. Вежливый ослик.
А. Барто. Вот так защитник. Я.Аким. Моя родня. С.
Маршак. Хороший день. * Модуль 26
«Литературное слушание» (Н. Носов. Рассказы).
М. Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю. Энтин.
Про дружбу. Д.Тихомиров. Находка. Разноцветные
страницы. Обобщение по теме « Я и мои друзья»
О братьях наших меньших
С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак
В.Осеева. Собака яростно лаяла. И.Токмакова.
Купите собаку.
М.Пляцковский. Цап Царапыч. Г.Сапгир. Кошка
B.Берестов. Лягушата В.Лунин. Никого не обижай
C.Михалков. Важный совет. О.Кургузо «Рассказы
маленького мальчика»
Д.Хармс. Храбрый ёж. Н.Сладков. Лисица и Ёж
С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы
С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы
Обобщение по теме «О братьях наших меньших»

105.

106.

107.

108.
109.

110.

111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.

1

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
2

4. Учебно - тематический план учебного предмета «Обучение грамоте (чтение) и
Литературное чтение»
№
п/п

Тема

Всего
часов

Уроки

1.

Добукварный
(подготовительный) период

24

24

2.

Букварный (основной) период

69

3.

Послебукварный(заключительны
й)период

11

В том числе:
Развитие Проекты Контрольные
речи
и проверочные
работы

69

11

5

4

1

2

Литературное чтение
4
Жили-были буквы
5
Сказки, загадки, небылицы
6
Апрель, апрель! Звенит капель…
7
И в шутку и всерьез
8
Я и мои друзья
9
О братьях наших меньших
Итого

7
6
5
6
7
9
144

7
6
5
6
7
9
144

1
2
1
1
9

1
1
1
1
1
1
7

1
1
1
1
1
1
13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».