Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 КЛАСС Программу составила: Скрябина Наталья Владимировна. учитель начальных классов 2021 Планируемые результаты Ученик научится. 1. Понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владеть умением проверять написанное. 7. владеть учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8 опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Ученик получит возможность научиться 1. принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. планировать, контролировать и оценивать учебные наиболее эффективные способы достижения результата. 3. использовать знаково-символических средств представления информации действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять . 4. активное использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 12 работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык» Содержание учебного предмета Вспоминаем, повторяем, изучаем (39 ч) Язык и речь .Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звукобуквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвуковогосоставатипасильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. Имя существительное (41 ч) Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Имя прилагательное (31 ч) Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. Местоимение (9 ч) Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Глагол (32 ч) Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). Связная речь Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. Повторение изученного( 1 8 ч ) Чистописание Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. Тематическое планирование № Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наша речь и наш язык. Текст и его план. Обучающее изложение. р/р Типы текстов. Предложение как единица речи. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение.» 8. 9. к/д 10. 11. 12. р/р 13. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». Анализ сочинения и работа над ошибками. 1 1 1 Простые и сложные предложения. Контрольный диктант по теме «Предложение». 1 1 Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова. Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения и работа над ошибками. Фразеологизмы. Состав слова. Значимые части слова (повторение). Состав слова. Значимые части слова. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Анализ сочинения и работа над ошибками. 1 25. 26. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. 1 1 27. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. 1 Изложение повествовательного деформированного текста. 1 14. 15. к/д 16. 17. 18. р/р 19. 20. 21. 22. 23. р/р 24. 28. 29. 30. р/р 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи. Наречие как часть речи (общее представление). Имя существительное как часть речи. 1 1 1 34. 35. Признаки падежных форм имен существительных. Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах. Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). Работа над ошибками, допущенными в сочинении. 1 1 Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже. Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. 2-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных 1 36. р/р 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. р/р 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. р/р 56. 57. 58. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59. 60. падежных окончаний имен существительных в единственном числе». Анализ контрольного диктанта. Склонение имен существительных во множественном числе. 61. р/р 62. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ изложений 1 63. Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!». Значение и употребление имен прилагательных в речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных. 1 1 79. Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. Выборочное изложение описательного текста. Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». 80. Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. 1 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. Подробное изложение описательного текста. Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных» Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение. Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» Анализ контрольного диктанта Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану. Анализ изложений Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. единственном числе. 1 и 2 спряжение глаголов. 1 и 2 спряжение глаголов. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Анализ сочинений 1 1 1 1 Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Возвратные глаголы (общее представление). Контрольное изложение Анализ изложения Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. 1 Правописание глаголов в прошедшем времени.. Правописание глаголов в прошедшем времени. Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Анализ контрольного диктанта. Повторение. Язык и речь. Текст. Повторение. Предложение и словосочетание. Повторение. Лексическое значение слова. Повторение. Состав слова. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». Анализ сочинений Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. 1 1 1 Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти. Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. Повторение. Обобщающий урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)