РП _Русский язык_, 2 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс

2021 год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических
и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, передачи информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
(родной) язык».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык» в начальной школе являются
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского (родного) языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
(родного) языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии
и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в
речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
-названия букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные и
безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса.
Учащиеся должны уметь:
- каллиграфически правильно писать лова, предложения, тексты в 35-45 слов без пропусков,
вставок, искажений букв;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать на
письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
- писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках
животных;
- писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов
(ряд, воз), безударные гласные в двухсложных словах (мячи, река, окно);
- писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота, слова с
разделительнымь, слова с непроверяемыми написаниями, данные в программе 2-го класса; писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог,
последовательность звуков и букв в слове, определять и соотносить количество звуков и
букв в словах типа парта, конь (не следует проводить разбор слов с йотированными
гласными^;
- правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет,
признак предмета, действие предмета;
- различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;
- устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения
(подлежащее и сказуемое);

- употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный и
восклицательный знак в конце предложения;
- писать изложение текста в 40-55 слов по вопросам, составлять и записывать 2-3
предложения на заданную тему.
2. Содержание учебного предмета
Наша речь (4 ч).
Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от
монолога? Язык и речь – одно и тоже?
Текст (5 ч).
Что такое текст? Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление
плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение.
Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление
связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова (22 ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные
слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы:
наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Звуки и буквы. (63 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные. Русский алфавит: правильное название букв, знание их
последовательности.
Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями,
справочниками, каталогами. Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных
звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных
в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,
подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. Согласные звуки и
буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение
мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными
согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща,
чу – щу, чк – чн. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения.
Разделительный мягкий знак. Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные
согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных
согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы
проверки правописания слов.
Части речи (47 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Значение и
употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах
собственных. Изменение существительных по числам. Значение и употребление в речи.
Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста –
повествования. Обучение составлению повествовательного текста. Значение и употребление
в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам.
Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста. Общее
представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи.
Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения. Значение
предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными

орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика» (34 часов)
Цель: -научить на практике применять знания орфографии и изученных правил письма.
Задачи:
-развивать навыки грамотного письма.
-формировать умение исправлять и находить ошибки в своих работах.
-расширить словарный запас учащихся.
3. Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Тема

Количество
часов

1.

Наша речь – 4 часа
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

2.

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

3.
4.

Как отличить диалог от монолога?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика» (1)
Язык и речь – одно и то же?
Текст – 5 часов
Что такое текст?
Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста. Составление текста по началу и опорным
словам
Диктант №1 «Проверка изученного в 1 классе».
Работа над ошибками.
Словарный диктант.
Предложение – 12 часов
Что такое предложение?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Как из слов составить предложение? (2)
Контрольное списывание.
Что такое главные члены предложения?
Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Что такое распространённые и нераспространённые
предложения?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Как установить связь слов в предложении? (3)
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С.
Остроухова «Золотая осень»
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика» (4)
Анализ сочинений. Закрепление знаний.
Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»
Работа над ошибками.
Словарный диктант.
Слова, слова, слова – 22 часа
Что такое лексическое значение слова?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»

1
1

5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.

22.
23.

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.
52.
53.
54.

55.

56.

Что такое лексическое значение слова? (5)
Что такое однозначные и многозначные слова?
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Что такое синонимы?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Что такое синонимы? (6)
Что такое антонимы?
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
Что такое родственные слова?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Что такое родственные слова? (7)
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Однокоренные слова. (8)
Какие бывают слоги?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Как определить ударный слог? (9)
Как определить ударный слог?
Словарный диктант
Как переносить слова с одной строки на другую?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Как переносить слова с одной строки на другую? (10)
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных
рисунков, вопросам и опорным словам.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Закрепление знаний (11)
Обобщение по теме слова, слова, слова
Контрольный диктант №3 по теме «Слова и значение
слова»
Работа над ошибками.
Звуки и буквы – 34 часа
Как различать звуки и буквы?
Как мы используем алфавит?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Как мы используем алфавит? (12)
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Как определить гласные звуки? (13)
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к
тексту
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
(14)
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
(15)
Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне.
Словарный диктант.
Правописание слов с непроверяемыми безударными

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.

66.
67.
68.
69.
70.

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.

гласными звуками в корне.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне. (16)
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по
репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Контрольный диктант № 4 по теме: «Правописание слов с
безударными гласными»

1

1
1

Работа над ошибками.
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Согласный звук [Й] и буква И краткое. (17)
Слова с удвоенными согласными.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по
репродукции картины и опорным словам (А.А.Степанов
«Лоси»)
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Наши проекты. И в шутку и в серьёз. (18)
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения.
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед
другими согласными.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед
другими согласными. (19)
Словарный диктант.
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на
вопросы к тексту
Проверочная работа
Работа над ошибками.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Наши проекты. Пишем письмо. (20)
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Обобщающий урок. (21)
Итоговый диктант № 5 за первое полугодие
Работа над ошибками
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 29 часов

1
1
1
1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. (22)
Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Наши проекты. Рифмы (23)
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. (24)
Проверочная работа.
Словарный диктант

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.

95.
96.
97.

98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.

109.
110.
111.
112.
113.

114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.

Как отличить звонкие согласные от глухих?
Как отличить звонкие согласные от глухих?
Проверка парных согласных в корне слова.
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка
парных согласных.
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка
парных согласных.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце
слова (25)
Развитие речи. Письменное изложение текста по вопросам
Закрепление знаний
Диктант № 6 по теме «Правописание слова с парными по
глухости-звонкости согласными на конце слова и перед
согласными»
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
Словарный диктант
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного
материала.
Контрольное списывание.
Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы»
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала
Проверка знаний
Части речи – 47 часов
Что такое части речи?
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Что такое части речи? (26)
Словарный диктант
Что такое имя существительное?
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Заглавная буква в именах сказочных героев, названиях книг,
журналов, газет. (27)
Заглавная буква в написаниях кличек животных.
Заглавная буква в географических названиях.
Развитие речи. Составление устного рассказа по картине
В.М.Васнецова «Богатыри»
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. (28)
Единственное и множественное число имён
существительных.
Единственное и множественное число имён
существительных.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

121. Единственное и множественное число имён
существительных.
122. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение
повествовательного текста по данным вопросам.
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика» (29)
123. Закрепление знаний
124. Диктант № 7 по теме «Имя существительное»
125. Работа над ошибками.
126. Что такое глагол?
127. Что такое глагол?
128. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины
художника А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
129. Единственное и множественное число глаголов.
Словарный диктант
130. Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Единственное и множественное число глаголов. (30)
131. Правописание частицы НЕ с глаголами.
132. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
Контрольная за 3 четверть
133. Работа над ошибками
134. Что такое текст-повествование?
135. Что такое имя прилагательное?
136. Связь имени прилагательного с именем существительным.
137. Прилагательные близкие и противоположные по значению.
138. Единственное и множественное число имён прилагательных.
139. Что такое текст – описание?
Словарный диктант
140. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Составление
текста-описания
141. Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по
репродукции картины Ф.П Толстого «Буке цветов, бабочка и
птичка»
142. Что такое местоимение?
143. Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Что такое местоимение? (31)
144. Что такое текст – рассуждение?
145. Развитие речи. Работа с текстом
146. Проверочная работа
147. Общее понятие о предлоге.
Словарный диктант
148. Раздельное написание предлогов со словами
149. Развитие речи. Редактирование текста; восстановление
предложений.
150. Списывание
151. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины
И .И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
152. Контрольный диктант №8 по теме: «Части речи».
153. Работа над ошибками.
Наши проекты. «В словари - за частями речи!»
Повторение – 17 часов
154. Повторение по теме «Текст»
155. Повторение по теме «Предложение»
156. Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.

Повторение по теме «Предложение» (32)
Повторение по теме «Слово и его значение».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Части речи».
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Повторение по теме «Части речи». (33)
Повторение по теме «Звуки и буквы».
Словарный диктант
Повторение по теме «Правила правописания».
Контрольное списывание
Внутрипредметный модуль «Веселая грамматика»
Повторение и закрепление изученного материала (34)
Контрольный диктант по теме «Правила правописания»
Работа над ошибками.
Повторение и закрепление изученного материала
Итоговое тестирование по изученному материалу
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».