Описание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней школы поселка Домново» Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет содержание образования, планируемые результаты, специальные условия её реализации с учётом особенностей обучающихся с задержкой психического развития. АООП НОО обучающихся ОВЗ направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС). АООП НОО для обучающихся с ОВЗ разработана на основе нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ - обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее Стандарт) посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ с учетом имеющихся у них образовательных потребностей предусматривает решение следующих основных задач: - формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ; - достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ОВЗ, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; - становление и развитие личности обучающегося с ОВЗ в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; - создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; - выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ОВЗ, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; - участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. В соответствии с требованиями Стандарта, АООП НОО обучающихся с ОВЗ содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных и курсов внеурочной деятельности; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу коррекционной работы, план внеурочной деятельности; Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов АООП НОО и включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ; календарный учебный график;; систему условий реализации АООП НОО. АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. АООП НОО для обучающихся с ОВЗ направлена на: - осуществление образовательного и коррекционного процессов, т.е. реализацию федеральных государственных образовательных стандартов; - формирование общей культуры личности обучающихся на основе обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации и интеграции в общество; - обеспечение обучения, воспитания, коррекции вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ, развитие сохранных анализаторов, формирование социально значимых качеств личности, компенсаторных умений и навыков, обеспечивающих социальную адаптацию в обществе; - обеспечение условий для качественного обучения детей с ОВЗ, всестороннего развития и раскрытия их способностей. В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебнопознавательных и учебно-практических задач, осваиваемых учащимися в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Система оценки достижения планируемых результатов АООП НОО представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения АООП НОО, направленной на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся. В приложениях к АООП НОО размещены рабочие программы учебных предметов и курсов. Срок получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ составляет 4 (четыре) года. Обучающийся с ОВЗ получит образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).