Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Обществознание» 7 класс Домново 2021 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения обществознания ученик 7 класса научиться: — объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; — определять сущность характеристик изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям; — обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); — описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; — сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; Ученик получит возможность научиться: — решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации; — применять полученные знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; — находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); — выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); — работать с текстами различных стилей, понимать их специфику; адекватно воспринимать язык средств массовой информации; — самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; — участвовать в проектной деятельности, овладевать приемами исследовательской деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; 2 • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации. Содержание учебного материала Введение – 1 час Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч). Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов). Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Тема 3. Человек и природа (5 часа). Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. 3 Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Тематическое планирование «Обществознание» 7 класс № п/п ТЕМА УРОКА 1. Повторение за курс 6 класса Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. ЧАСЫ 1 13 2. 3. 4. Что значит жить по правилам Права и обязанности граждан Входная контрольная работа за курс 6 класса 1 1 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Права несовершеннолетних и их защита Почему важно соблюдать законы Защита Отечества Проект «Герои нашего Отечества» (М) Для чего нужна дисциплина Специалисты по сознательной дисциплине (М) Виновен - отвечай Роль юриста в правосудии (М) Кто стоит на страже закона Контрольная работа «Регулирование поведения людей в обществе» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 2. Человек в экономических отношениях. Экономика и её основные участники Основные участники экономики и их рациональный выбор. Мастерство работника Проект «Мастер – золотые руки» (М) Производство: затраты, выручка, прибыль Разделение труда в теории и практике (М) Виды и формы бизнеса Бизнес путь к успеху (М) Обмен, торговля, реклама Реклама в современных условиях (М) Деньги, их функции Экономика семьи Семейный бюджет. Принципы «домашней экономии» (М) 14 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 4 ПРИМЕЧАНИЕ Входной контроль Проект. деят-ть Практич. работа Практич. работа Контрольная работа за I полугодие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проект. Деят-ть Практикум Практикум Практикум 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Обобщение по теме «Экономика и человек» Контрольная работа «Человек в экономических отношениях» Тема 3. Человек и природа Воздействие человека на природу Учёные о воздействии человека на природу (М) Охранять природу – значит охранять жизнь Промежуточная контрольная работа «Жизнедеятельность человека» Закон на страже природы Проект «Природоохранная деятельность» (М) 5 1 1 6 1 1 1 1 1 1 Контрольная работа Промежуточный контроль Проект. Деят-ть