Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа посёлка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа посёлка Домново» (протокол от №1 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа поселка Домново» ___________П.А. Телятник (приказ от №222 27.08.2021) Рабочая адаптированная программа основного общего образования для обучающихся с учетом особенностей психо-физического развития и возможностей в условиях общеобразовательного класса (с умственной отсталостью) Основы социальной жизни 8 класс Домново 2021 Аннотация к программе: Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью Личностными результатами изучения курса являются: 1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; 3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; 4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; 5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь) Метапредметными результатами изучения курса являются: -в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. -владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; -получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета являются: -практико-ориентированная направленность содержания обучения; -применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; -применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Изучение предмета ОСЖ в школе обеспечивает работу: коррекционно – обучающую; коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы). Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете ОСЖ, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы Межпредметные связи: ОСЖ– русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/; ОСЖ – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./; ОСЖ – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/; ОСЖ – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/; ОСЖ – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/. 8 класс № п/п Название раздела 1 «Личная гигиена» 2 «Одежда и обувь» 3 4 5 6 7 8 «Семья» «Культура поведения» «Жилище» «Питание» «Транспорт» «Торговля» Количество часов 4ч 6ч 4ч 4ч 4ч 10ч 4ч 4ч 9 10 11 12 ИТОГО: «Средства связи» «Медицина» «Учреждения, организации и предприятия» «Экономика домашнего хозяйства 8ч 4ч 2ч 14 68 часов 8 класс Темы «Личная гигиена» «Одежда и обувь» «Питание» «Семья» «Культура поведения» «Жилище» «Транспорт» «Торговля» «Средства связи» «Медицинская помощь» «Учреждения, организации и предприятия» «Экономика домашнего хозяйства» Краткое содержание тем Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сохранения здоровья. Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами. Виды теста. Приготовления изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов. Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке кухни, ванной, санузла. Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение, основные автобусные маршруты, расписание, порядок приобретение билета и его стоимость до разных пунктов. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы. Рынки. Виды рынков. Различия рынка от магазина. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Получение справок по телефону. Вызов специализированных служб помощи населению (01, 02, 03, 04, 911 и т.п.). Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего телефонного разговора Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев. Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение. Бюджет семьи. Виды источников дохода, основные статьи расходов. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк. В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки: Беседы Практические работы Экскурсии Сюжетно-ролевые игры VI. Контрольно – измерительные материалы. Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием: Тестов Кроссвордов Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий) Практических работ. Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса. В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста. В 8 классе: 1. Обучающиеся должны знать: Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок. Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги. Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек. Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям. Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя. Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения. 2. Обучающиеся должны уметь: Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи Мыть кафельные стены, чистить раковины Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой. Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством. Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону. Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки. тематическое планирование № урока Раздел, тема Количество часов тема I Личная гигиена 4 1-2 Значение здоровья для жизни и деятельности человека. 2 3-4 Значение косметики для девушки и юноши 2 II Одежда и обувь 6 5-6 Особенности ухода за одеждой. 2 7-8 Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей. 2 9-10 Химчистка. 2 III Семья 4 11-12 Семья как экономическая ячейка общества 2 13-14 Потребности семьи 2 IV Культура поведения 4 15-16 Культура общения юноши и девушки. 2 17-18 Внешний вид молодых людей. 2 V Жилище 4 Примечание 19-20 Жилище. Уборка кухни. 2 21-22 2 VI 23-24 Моющие средства, используемые при уборке кухни. Транспорт 4 Междугородний автотранспорт, автовокзал 25-26 Значение водного транспорта 2 VII 27-28 Торговля 4 Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые и т.д Различия рынка от магазина. Право выбора товара Средства связи 8 Виды телефонной связи. 29-30 VIII 31-32 2 2 2 2 33-34 Правила пользования телефонным справочником 2 35-36 Культура разговора по телефону. Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон» Междугородняя телефонная связь 2 37-38 2 IX 39-40 Медицинская помощь 4 Первая помощь при несчастном случае. Первая помощь утопающему. 41-42 Солнечный удар и тепловой удар. Первая помощь Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Учреждения, организации и предприятия 2 43-44 Собес, полиция, КДН, ПДН их значение 2 XI 45-46 Питание 10 Виды теста: дрожжевое, пресное 2 47-48 Приготовление изделия из теста 2 49-50 Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей и зелени Запись рецептов. Заготовка продуктов впрок: консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей и зелени Запись рецептов. Консервирование ягод 2 X 51-52 53-54 2 2 2 2 XII 55-56 57-58 59-60 Экономика домашнего хозяйства 14 Бюджет семьи. Статьи доходов. Помощь подростков родителям 2 Составление доверенности. Основные статьи расходов- создание домашнего уюта. 2 Обязательные платежи. Налоги 2 61-62 63-64 65-66 67-68 Коммунальные платежи, как основные статьи расходов 2 Незапланированные расходы- повышение уровня культуры 2 Основные статьи расходов. Сбережения. Способы сохранения расходов 2 Бюджет семьи – доход и расход. Подведение итогов 2 Итого: 68 ч.