АОП "Основы социальной жизни", 9 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа посёлка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа посёлка
Домново»
(протокол от №1 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Средняя школа поселка Домново»
___________П.А. Телятник
(приказ от №222 27.08.2021)

Рабочая адаптированная программа основного общего образования для
обучающихся с учетом особенностей психо-физического развития и
возможностей в условиях общеобразовательного класса (с умственной
отсталостью)
Основы социальной жизни
9 класс

Домново
2021

Аннотация к программе:
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка
обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к
их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей
учащихся 9 класса с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
1.
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость;
2.
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и
бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности;
3.
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную
пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4.
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;
5.
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание,
воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ,
закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как
трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду
и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий —
исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической
деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий:
целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования,
отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции
результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и
электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими
недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в
школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к
осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют
социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная
значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных
предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних
трудовых обязанностей.
Изучение предмета ОСЖ в школе обеспечивает работу:







коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой
деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль
за качеством работы).

Независимо
от
технологической
направленности
обучения,
программой
предусматривается
обязательное
изучение
общетрудовых
знаний,
овладение
соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической
деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:
разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры,
демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы,
сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия
должны проводиться в кабинете ОСЖ, который приспособлен и имеет всё необходимое
оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового
материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и
психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал
программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать
совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им
навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а
также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в
которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться
услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм
поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и
т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения,
практические работы
Межпредметные связи:
 ОСЖ– русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных
работ/;
 ОСЖ – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного
бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
 ОСЖ – география /знакомство с географическим расположением мест производства
продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
 ОСЖ – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в
переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
 ОСЖ – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждо

9 класс
Темы
«Одежда и обувь»

Краткое содержание тем
Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и
обуви в соответствии с назначением. Средства и правила
выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в
домашних условиях. Соблюдение техники безопасности при
выведении пятен.

«Питание»

Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста.
Приготовление национальных блюд. Составление меню и
сервировка праздничного стола.

«Семья»

Российская семья. Условия создания семьи, основные
семейные отношения. распределение обязанностей по ведению
хозяйства, бюджета. Формы организации досуга и отдыха в
семье. Семейные традиции.

«Культура поведения»

Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила
хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
Сохранение жилищного фонда.
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок
приобретения билетов. Стоимость проезда.
Значение ярмарок. Виды ярмарок. Время и место проведения
ярмарок.

«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
«Средства связи»
«Медицинская помощь»
«Учреждения,
организации и
предприятия»
«Трудоустройство»

Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Виды
связи, особенности каждой, значимость в современной жизни
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Уход
за
больным.
документы,
подтверждающие
нетрудоспособность.
Предприятия бытового обслуживания, их назначение.
Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на
работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые
для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги:
заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила
их составления и написание.

В рабочей программе ОСЖ предусмотрены следующие уроки:





Беседы
Практические работы
Экскурсии
Сюжетно-ролевые игры

В 9 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
 Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы
выведения пятен в домашних условиях.
 Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного
возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
 Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье,
семейные традиции, обязанности членов семьи.
 Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.
 Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера,
правила сохранения жилищного фонда.
 Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в
аэропорту.
 Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.
 Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.
 Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению,
правила и приёмы ухода за больным.
 Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они
оказывают
 Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов
для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их
написанию.
2. Обучающиеся должны уметь:
 Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на
одежде различными способами.
 Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для
ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.
 Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические
нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.
 Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.
 Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.
 Определять маршрут и выбирать транспортное средство.
 Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных
отправлений.

 Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за
больным.
 Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового
обслуживания.
 Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу,

писать

заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять
анкету.
VI.

Контрольно – измерительные материалы.

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного
и устного опроса с использованием:
 Тестов
 Кроссвордов
 Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
 Практических работ.
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с
психофизическим особенностями учащихся 9 класса.
В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному
материалу в виде теста.
тематическое планирование
№
урока

Раздел, тема

Количест
Примечание
во
часов
тема

I

Одежда и обувь

1-2

Стиль одежды, мода, обновление одежды.

2

3-4

Выбор одежды и обуви.

2

5-6

Средства выведения мелких пятен на
одежде

2

II

Семья6

7-8

Российская семья.

2

9-10

Распределение обязанностей по ведению
хозяйства.

2

11-12
III

Семейные традиции

2

Культура поведения 4

13-14

Адекватность поведения в обществе

2

15-16

Прием гостей и правила хорошего тона

2

IV

Жилище 4

21-22

Интерьер. Характерные особенности
жилища
Рациональная расстановка мебели в
квартире.
Сохранение жилищного фонда
Транспорт 4
Авиатранспорт. Маршруты.
Порядок приобретения билета

23-24

Стоимость билета.
Службы касс Аэрофлота

2

25-26

Торговля 6
Значение ярмарок: международные,
межрайонные и т.д

2

27-28

Виды ярмарок.
Разновидность ярмарок

2

29-30

Время и место проведения ярмарок

2

17-18

19-20
V

VI

VII
31-32

2

2

2

Средства связи 6
Виды денежных переводов

2
2

33-34
35-36
VIII
37-38

39-40

Виды связи
Экскурсия на почту.

2

Медицинская помощь 6
Инфекционные заболевания и меры по их
предупреждению.
Уход за больными.
Сюжетно-ролевая игра «Больной в доме»

2

2

41-42
IX

43-44
X

Документы, подтверждающие
нетрудоспособность.
Справка и листок нетрудоспособности
Учреждения, организации и
предприятия 2
Предприятия бытового обслуживания:
«прокаты», «ремонт квартир»,
«Евроокна», их назначение
Питание 8

2

2

45-46

Диетическое питание
Питание детей ясельного возраста

2

47-48

Приготовление национальных блюд

2

49-50

Составление меню и сервировка
праздничного стола

2

51-52

Приготовление национальных мясных
блюд
Трудоустройство 16

2

XI
53-54

55-56
57-58

59-60
61-62

63-64

65-66
67-68

Учреждения и отделы по
трудоустройству населения
Знакомство с выбором предложенных
работ в отделах по трудоустройству
Способы поиска работы.
Разговор с работодателем
Документы, необходимые для
поступления на работу.
Перечень основных, деловых бумаг и
требования к их написанию
Составление деловых бумаг: заявление
Составление автобиографии
Оформление на работу постоянную и по
договору.
Заполнение анкеты
Манеры поведения и общения при
оформлении на работу. Составление
доверенности на получении заработной
платы
Составление расписки.
Составление докладной записки
Обращение в бюро занятости после
окончания училища. Оформление
документов у секретаря службы
занятости
Итого: 68 ч.

2

2
2

2
2

2

2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».