Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о. директора _______________П.А. Телятник МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (приказ № 222 от 27.08.2021) Рабочая адаптированная образовательная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся с умственной отсталостью, обучающихся в интегрированных классах. 8 класс Домново 2021 1 Планируемые результаты: Учащийся должен получить возможность знать: 1. наиболее известные классические и современные произведения из программы для слушания, самостоятельно определять и называть их и указывать автора; 2. основные жанры музыкальных произведений; 3. музыкальные инструменты; 4. средства музыкальной выразительности; 5. особенности творчества изученных композиторов; особенности народного музыкального творчества Учащийся должен овладеть умениями: 1. исполнять вокально-хоровые упражнения; 2. контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы; 3. самостоятельно исполнять несколько песен; 4. отвечать на вопросы о прослушанных музыкальных произведениях; 5. определять характер, содержание произведения, ведущие средства музыкальной выразительности; 6. давать адекватную оценку качеству исполнения произведения; подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения. Содержание курса Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни - главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся. В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов. 2 Календарно-тематическое планирование №п/п Тема урока Раздел 1. Основные жанры музыкальных произведений Количество часов 9 1 2 Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка», Н.А. Римского-Корсакова. Опера «Садко», Н.А. Римского-Корсакова. 3 Опера «Князь Игорь», А.П. Бородина. 1 4 5 Опера «Риголетто» Д. Верди. Опера «Порги и Бесс» Д. Гершвина. Кантата «Александр Невский», М.П. Мусоргского. 1 6 Романс «Жаворонок», М.И. Глинка. 1 7 Балет «Золушка», С.С. Прокофьева. 1 8 Симфония №40, В.А. Моцарта. 9 Закрепление тем изученных в четверти. Исполнение песен. 1 Раздел 2. Народная музыка в творчестве композиторов 8 10 Русская и зарубежная православная музыка. 1 11 Русская и зарубежная православная музыка. 1 12 Русская православная музыка. 1 13 Русская православная музыка. 1 14-15 Народные инструменты. 2 16 Исполнение песен 1 17 Закрепление тем четверти. 1 Раздел 3. Средства музыкальной выразительности 9 18 Темп в музыке. 1 19 Динамика в музыке. 1 20 Динамика в музыке. 1 21 Лады в музыке. 1 22 Мелодия. 1 23 Гармония. 1 24 Тембр. 1 25 Закрепить темы четверти. 1 26 Исполнение песен. 1 1 3 1 Раздел 4. Творчество советских композиторов 9 27 Творчество Г. Свиридова. 1 28 Творчество Г. Свиридова, продолжение. 1 29 Творчество А. Хачатуряна. 1 30 Творчество А. Хачатуряна, продолжение. 1 31 Творчество Д. Шостаковича. 1 32 Творчество Д. Шостаковича, продолжение. 1 33 Творчество С. Прокофьева. 1 34 Творчество С. Прокофьева, продолжение. 1 35 Закрепление тем четверти. 1 4