Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа поселка Домново») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «История» 11 класс Домново 2021 1 Планируемые результаты изучения учебного курса «История» В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования выпускник научится: - рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; - знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; - определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; - представлять культурное наследие России и других стран; - работать с историческими документами; - сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; - соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; - использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; - использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; -составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; - работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; - читать легенду исторической карты; - владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; - демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; - оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; -ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Выпускник получит возможность научиться: - демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; - устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; - определять место и время создания исторических документов; - проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; - характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; - использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; - представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; 2 - соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; - анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; - обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; - приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; - применять полученные знания при анализе современной политики России; - владеть элементами проектной деятельности. Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: -осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Новейшей истории; - освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей европейских государств и США в XX в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социалдемократии, социализма, национализма), особенностями демократического и тоталитарного политических режимов; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.; - развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации; - понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры XX в.; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху; - становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите; - формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. 3 Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: - формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели; - организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия; - работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту; - формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания; - владение основами коммуникативной рефлексии; - реализация проектно-исследовательской деятельности; - выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследование её объективности (под руководством учителя); - формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот; - определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; - построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей; сравнение, классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления; - объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования; структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.; - самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; -сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - определять несколько путей достижения поставленной цели; 4 - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; - распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - искать и находить обобщённые способы решения задач; - приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; - анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; - развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией. Предметные результаты изучения курса включают: - целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества; - исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов; - знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в.; - знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан; - понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в XX в.; - представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры; - уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; - установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью; - владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории XX в.; - определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в., аргументация своей позиции. - рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; - определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; - представлять культурное наследие России и других стран; 5 - работать с историческими документами; - сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; - критически анализировать информацию из различных источников; - соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; - использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; - использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; - оставлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; - работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты; - владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; - демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; - оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в; - ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках - выполнять индивидуальный(ые) проект(ы). Содержание предмета «История России» Раздел I СССР 1945–1991 гг. (24 часов) «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. И. В. Сталин в оценках современников и историков. Наш край 1945-1953 гг. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущёва. 6 Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Начало Московских кинофестивалей. Стиляги. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщиныкосмонавта В. В. Терешковой. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Смещение Н. С. Хрущёва и приход к власти Л. И. Брежнева. Наш край в 1953-1964 гг. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоёв. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряжённости. «Холодная война» и мировые конфликты. «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности 7 и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Л. И. Брежнев в оценках современников и историков. Наш край в 1964-1985 гг. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политических сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и АлмаАтинские соглашения). Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников и историков. Наш край в 1985 - 1991 гг. Раздел II. Российская Федерация. (14 часов) Становление новой России (1992–2021гг.) Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. 8 От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и её значение. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков. Наш край в 1992-1999 гг. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В. В. Путина. Президентство Д. А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В. В. Путина президентом. Государственная Дума.. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI вв. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Модернизация бытовой сферы. Внешняя политика в конце XX – начале XXI вв. Внешнеполитический курс В. В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании 9 локальных конфликтов. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв. Повышение общественной роли СМИ как «четвёртой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура. Наш край в ХХ1 в. Россия в первые десятилетия ХХI в. ПОУ по разделам I и II. (1 час) Итоговое повторение. (1 час) Содержание предмета «Всеобщая история» Раздел I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Главный итог Второй мировой войны - разгром нацисткой Германии, фашисткой Италии и империалистической Японии. Победила Антигитлеровская коалиция государств, объединившаяся на демократической основе. Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия преступления против человечности. Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Сан-Францистская конференция и проблема мирного договора с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками. Глава IV. Соревнование социальных систем. (5 часов) Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 - первой половине 1950-х гг. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. Маккартизм - «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис 1948—1949 гг. Образование НАТО. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны народной демократии. Создание Комиинформа, Совета экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора. Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны». Международные отношения в 1950 - 1980-е гг. Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в развитии международных отношений: противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости. Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис 1958—1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Достижение Советским Союзом паритета - равенства в ядерных боезарядах с США. Начало разрядки международной напряженности в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Обострение международной обстановки в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Перестройка и гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева. Возобновление советско10 американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет меньшей и меньшей дальности 1987 г. Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е гг. «Общество потребления». Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 19501970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. «Общество потребления». Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы. Особенности государства благосостояния в развитых странах мира. Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Причины и сущность экономических кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному информационному обществу. Перегруженность государства социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и требовавшего все новых ресурсов индустриального типа развития. Третья промышленнотехнологическая революция. Главные черты постиндустриального общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Общество знаний. Экономика инноваций. Переход к демократическим формам правления как вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических стран в результат краха социализма как общественно-политической системы в результате революций 1989-1991 гг. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после Второй мировой войны: формирование государства благосостояния с широкими социальными гарантиями и вмешательством государства в экономику, неоконсервативный поворот с опорой на развитие частной инициативы рынка, политика «третьего пути» с отказом от крайностей первых двух подходов. Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация, сокращение госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономки мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших технологий информационного общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса глобализации. Главные направления политики «третьего пути»: вложения в человеческий капитал (социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»: улучшение качества жизни, рост гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов богатства-бедности. Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX начале XXI вв. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный альянс. Политический спектр. Мировоззренческие основы основных политических идеологий: консерватизма, либерализма, социализма. Подъем и крах коммунистических партий. Праворадикальные и экстремистские организации. Национализм. Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное движение. Феминистское движение. Движение за права человека. Всеобщая декларация прав человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI вв. 11 Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг. Новые левые. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое движение. Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в 1956, «Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки реформ. Революции 1989-1991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв. Вступление в НАТО и Европейский союз. Раздел II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки. Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития конфуцианско-буддистского региона, индо-буддийско-мусульманского региона и арабомусульманского региона. Проблема сочетания модернизации и традиций. АзиатскоТихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский капитализм». Индокитай. Мусульманский мир. Классификация групп государств. Политическое развитие стран Тропической и Южной Африки. Китай. Индия. Гражданская война в Китае 1946—1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой скачок» 1958— 1962 гг. Реализация коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978 г. Подавление выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай — первая экономика мира. Традиции и модернизация Китая. Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру. «Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии. Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в. Глобализация и новые вызовы XXI в. Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурно-цивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека, регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвертой промышленно-технологической революции: новые возможности и новые угрозы. Международные отношения в конце XX - начале XXI в. Окончание «холодной войны». США - единственная сверхдержава мира. Две тенденции в мировой политике: стремление США к утверждению своего лидерства и процессы формирования многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире. Формирование Европейского союза. Транстихоокеанское партнерство. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение и трансформация НАТО. Международные и региональные конфликты. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в России и других странах). Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения. Культура и искусство в XX – нач. XXI в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального (философия жизни, психоанализ). Формирование новой художественной системы периода модернизма (1880—1960-е гг.). Рождение искусства авангарда, провозглашающего полную свободу творческого самовыражения (абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др.). Завершение эпохи 12 модернизма. Антифашистская литература. Философская литература. Литература экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Художественные направления (попарт, гиперреализм, концептуализм и др.). Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению мира: теории саморазвития и глобальной эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного общества. Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе. Итоговое повторение. (1 час) Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «История» 11 класс базовый уровень (2 ч в нед./68 ч: История России – 40 ч, Всеобщая история –28 ч) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Раздел/Тема урока «ИСТОРИЯ РОССИИ» (40 ч) Раздел I. СССР в 1945-1991 гг. (24 ч) Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Входная контрольная работа Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Наш край 19451953 гг. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Послевоенная повседневность Смена политического курса. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг. Наш край в 1953-1964 гг. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. Политика мирного сосуществования в 1950-х —первой половине 1960-х гг. Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. Наш край в 1964-1985 гг. Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Политика разрядки международной напряжённости. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. Наш край в 1985 - 1991 гг. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. 13 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41/1 42/2 43/3 44/4 45/5 46/6 47/7 48/8 49/9 50/10 51/11 52/12 53/13 54/14 55/15 56/16 Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Контрольная работа по периоду «СССР в 1946 – 1991 гг.» Раздел П. Российская Федерация в 1991-2021 гг. (14 ч) 1 Российская экономика на пути к рынку. Конституция РФ 1993 г. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. Наш край в 1992-1999 гг. Политическая жизнь России в начале XXI в. Экономика России в начале XXI в. Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале XXI в. Россия в 2008—2011 гг. Российская Федерация в 2012-2021 гг. Российская Федерация в 2012-2021 гг. Наш край в ХХ1 в. Повторение по курсу истории России (2ч) Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская Федерация» Контрольная работа по теме «Российская Федерация» ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (28 ч) 1 1 1 1 1 1 1 Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки (13 ч) Международные отношения в 1945 — первой половине 1950-х гг. Международные отношения в 1950—1980-х гг. Завершение эпохи индустриального общества 1945—1970-е гг. Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути» Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения Соединённые Штаты Америки Великобритания Франция Германия Италия Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы Повторительно-обобщающий урок Глава II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки (7 ч) Концепции исторического развития в Новейшее время Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57/17 58/18 59/19 60/20 61/21 62/22 63/23 64/24 65/25 66/26 67/27 68/28 Индия. Китай Япония. Новые индустриальные страны Латинская Америка Повторительно-обобщающий урок Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в. (6 ч) Глобализация и новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX — начале XXI в. Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные процессы и конфликты На пути к новой научной картине мира Культура во второй половине XX — начале XXI в. Повторительно-обобщающий урок по курсу Всеобщей истории 11 кл. Итоговое повторение Итоговое повторение 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1