Рабочая программа "История" 11 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
«История»
11 класс

Домново
2021
1

Планируемые результаты изучения учебного курса «История»
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
-составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
-ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
2

- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения
являются:
-осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина
страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи
Новейшей истории;
- освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей
европейских государств и США в XX в., процессами развития и трансформации
политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социалдемократии, социализма, национализма),
особенностями
демократического
и
тоталитарного политических режимов;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём
создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и
обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и
распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
- понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения,
истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе
изучения различных стилевых направлений культуры XX в.;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
- становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом;
- складывание российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению
Отечеству, его защите;
- формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
3

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих
умений:
- формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников
информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного
поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование
путей достижения цели;
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,
определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
- работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
- формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями
партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного
высказывания;
- владение основами коммуникативной рефлексии;
- реализация проектно-исследовательской деятельности;
- выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проведение исследование её объективности (под руководством учителя);
- формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и
преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из
графического представления в текстовое и наоборот;
- определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от
видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
- построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей;
сравнение, классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных
логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;
- объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и
второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.;
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
-сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
4

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщённые способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения курса включают:
- целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее
время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного)
общества;
- исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на
протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания
исторических процессов;
- знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в.;
- знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты,
коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в
политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
- понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения,
урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии
и Африки в XX в.;
- представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание
многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой
культуры;
- уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания
для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
- установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с
историей России;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего
времени, их связи с современностью;
- владение умениями получать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности
личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей
истории XX в.;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм,
всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в., аргументация своей
позиции.
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
5

- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- оставлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду
исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих
в науке их современных версиях и трактовках
- выполнять индивидуальный(ые) проект(ы).

Содержание предмета «История России»
Раздел I СССР 1945–1991 гг. (24 часов)
«Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные
ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны.
Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на
выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны.
Сельское хозяйство и положение деревни. Советский «атомный проект», его успехи и его
значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке.
Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг.
Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение.
Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах
власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское
дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского
комитета. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало
«холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного
мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами
«народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с
Югославией. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание
Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И. В. Сталин в оценках современников и историков.
Наш край 1945-1953 гг.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за
власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущёву.
Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере.
Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина.
Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Особенности национальной
политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа».
Утверждение единоличной власти Хрущёва.
6

Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Начало Московских кинофестивалей. Стиляги. Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты.
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и
перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных
земель. Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы
экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого
спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщиныкосмонавта В. В. Терешковой. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной
структуре советского общества к началу 1960-х гг.
ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового
человека». Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов населения и
дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской
внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа
страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция
СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961
г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание
негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Смещение Н. С. Хрущёва и
приход к власти Л. И. Брежнева.
Наш край в 1953-1964 гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски
идеологических ориентиров. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры
аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция
«развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень
жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис
идеологии. Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов
развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки
реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития
агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты.
Замедление научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в
производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание
топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в
деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема
«неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни
разных социальных слоёв.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные
выступления.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией. Возрастание международной напряжённости. «Холодная война» и
мировые конфликты. «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика
разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности
7

и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Л. И. Брежнев
в оценках современников и историков.
Наш край в 1964-1985 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политических
сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской
экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания
1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в
политической и государственной сферах. Гласность и плюрализм мнений. Политизация
жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания.
Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от
догматизма в идеологии. История страны как фактор политической жизни. Отношение к
войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление»
Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение
руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.
Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и
организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских
войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к
М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.
Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган
государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение.
Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание
Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его
решения.
Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание
Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного
и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение
независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Декларация о государственном суверенитете
РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и попытки
подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении
СССР и введении поста Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в
стране в ведущий политический фактор.
Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной
экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый
этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС.
Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ
СССР. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и АлмаАтинские соглашения). Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев,
Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М. С. Горбачёв в оценках современников и историков.
Наш край в 1985 - 1991 гг.
Раздел II. Российская Федерация. (14 часов)
Становление новой России (1992–2021гг.)
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических
преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация.
8

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в
1992–1993 гг. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом.
Трагические события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование (плебисцит) по
проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы
государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и её значение.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990е гг. Подписание Федеративного договора (1992)
и отдельных соглашений центра с республиками. Взаимоотношения Центра и субъектов
Федерации. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Ситуация в российском
сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые
пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь
и общественные настроения россиян в условиях реформ. Проблемы формирования
гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности.
Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис
образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами
Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке».
Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения
НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией.
Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской
внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство
гражданского общества. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Обострение ситуации на
Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в
Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Наш край в 1992-1999 гг.
Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В. В.
Путина. Президентство Д. А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В. В.
Путина президентом. Государственная Дума.. Восстановление единого правового
пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов.
Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество.
Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое
положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999-2007 гг. и
кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного
развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и
общество в конце XX – начале XXI вв. Новый облик российского общества после распада
СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция.
Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной
политики. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.
Модернизация бытовой сферы.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI вв. Внешнеполитический курс В. В.
Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях
многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании
9

локальных конфликтов. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет
Европы.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв. Повышение общественной роли
СМИ как «четвёртой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в
развитии образования и науки. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни
страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы,
киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая
культура. Наш край в ХХ1 в.
Россия в первые десятилетия ХХI в. ПОУ по разделам I и II. (1 час)
Итоговое повторение. (1 час)

Содержание предмета «Всеобщая история»
Раздел I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и
экономическое развитие стран Европы и Северной Америки
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Главный итог
Второй мировой войны - разгром нацисткой Германии, фашисткой Италии и
империалистической Японии. Победила Антигитлеровская коалиция государств,
объединившаяся на демократической основе. Решающая роль СССР в Победе над
фашизмом. Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия
преступления
против
человечности.
Мирное
урегулирование.
Оккупация,
демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Распад
Антигитлеровской коалиции. Сан-Францистская конференция и проблема мирного
договора с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными
преступниками. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками.
Глава IV. Соревнование социальных систем. (5 часов)
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 - первой половине
1950-х гг. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный).
Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние.
Маккартизм - «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и
мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений
и создание военно-политических блоков как проявление соперничества двух сверхдержав
— СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от
прямого военного столкновения. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Раскол Германии.
Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис 1948—1949 гг. Образование НАТО.
Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны народной
демократии. Создание Комиинформа, Совета экономической взаимопомощи, Организации
Варшавского договора. Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны».
Международные отношения в
1950 - 1980-е гг. Международные отношения в
условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в развитии международных
отношений: противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости.
Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация
советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий кризис
1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав.
Берлинский кризис 1958—1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме. Гонка
вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех
средах. Достижение Советским Союзом паритета - равенства в ядерных боезарядах с США.
Начало разрядки международной напряженности в начале 1970-х гг. Соглашение об
ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Договор о
противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт
1975 г. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Обострение
международной обстановки в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Перестройка и гласность в
СССР. «Новое политическое мышление» М. С. Горбачева. Возобновление советско10

американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет меньшей и меньшей дальности
1987 г.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е гг. «Общество
потребления». Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 19501970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой
торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и
особенное. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как
сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением
частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные
характеристики.
«Общество потребления». Противоречия экстенсивного типа
производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и
символы. Особенности государства благосостояния в развитых странах мира.
Кризисы 1970-1980-х гг. Становление постиндустриального информационного
общества. Причины и сущность экономических кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг.
Предпосылки перехода к постиндустриальному информационному обществу.
Перегруженность государства социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и
требовавшего все новых ресурсов индустриального типа развития. Третья промышленнотехнологическая революция. Главные черты постиндустриального общества. Изменения в
структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль
науки и образования в информационном обществе. Общество знаний. Экономика
инноваций. Переход к демократическим формам правления как вектор исторического
развития постиндустриального общества. Волна демократизации в мире с 1970-х гг.
Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены
диктаторов в Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки.
Переход к демократии бывших социалистических стран в результат краха социализма как
общественно-политической системы в результате революций 1989-1991 гг.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика
«третьего пути». Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после
Второй мировой войны: формирование государства благосостояния с широкими
социальными гарантиями и вмешательством государства в экономику, неоконсервативный
поворот с опорой на развитие частной инициативы рынка, политика «третьего пути» с
отказом от крайностей первых двух подходов.
Главные направления политики неоконсерваторов: приватизация, сокращение
госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономки
мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших
технологий информационного общества, формирование постиндустриальной экономики,
ускорение процесса глобализации. Главные направления политики «третьего пути»:
вложения в человеческий капитал (социальное обеспечение, образование,
здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»: улучшение качества жизни,
рост гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов богатства-бедности.
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Изменения
в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX начале XXI вв. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических
партий. Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного
реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный альянс. Политический
спектр. Мировоззренческие основы основных политических идеологий: консерватизма,
либерализма, социализма. Подъем и крах коммунистических партий. Праворадикальные и
экстремистские организации. Национализм.
Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение.
Антивоенное движение. Феминистское движение. Движение за права человека. Всеобщая
декларация прав человека (1948). Причины появления новых социальных движений и
расширения влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI вв.
11

Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг. Новые левые. Движение за
гражданские права. Май 1968 г. Движения гражданских инициатив. Группы
взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое движение. Национальные, культурные,
этнические и лингвистические движения.
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного
социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание
в Венгрии в 1956, «Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки
реформ. Революции 1989-1991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления
преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI
вв. Вступление в НАТО и Европейский союз.
Раздел II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития
конфуцианско-буддистского региона, индо-буддийско-мусульманского региона и арабомусульманского региона. Проблема сочетания модернизации и традиций. АзиатскоТихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский
капитализм». Индокитай. Мусульманский мир. Классификация групп государств.
Политическое развитие стран Тропической и Южной Африки. Китай. Индия. Гражданская
война в Китае 1946—1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой скачок» 1958—
1962 гг. Реализация коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун. Культурная
революция 1966—1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978 г. Подавление
выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай — первая
экономика мира. Традиции и модернизация Китая.
Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру.
«Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии.
Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в.
Глобализация и новые вызовы XXI в. Предпосылки глобализации. Глобализация в
сфере финансов, производства и мировой торговли, ее последствия. Роль государства в
условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного
пространства. Новые вызовы XXI в.: культурно-цивилизационные противоречия,
фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека,
регионализация, угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвертой
промышленно-технологической революции: новые возможности и новые угрозы.
Международные отношения в конце XX - начале XXI в. Окончание «холодной
войны». США - единственная сверхдержава мира. Две тенденции в мировой политике:
стремление США к утверждению своего лидерства и процессы формирования
многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире.
Формирование Европейского союза. Транстихоокеанское партнерство. Шанхайская
организация сотрудничества (ШОС). БРИКС. Организация по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение и трансформация НАТО. Международные и
региональные конфликты. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных
конфликтов. Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в
России и других странах). Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах.
Американо-российские отношения.
Культура и искусство в XX – нач. XXI в. Революция в естествознании и новая картина
мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного
и иррационального (философия жизни, психоанализ). Формирование новой
художественной системы периода модернизма (1880—1960-е гг.). Рождение искусства
авангарда, провозглашающего полную свободу творческого самовыражения
(абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др.). Завершение эпохи
12

модернизма. Антифашистская литература. Философская литература. Литература
экзистенциализма, авангарда, магического реализма. Художественные направления (попарт, гиперреализм, концептуализм и др.).
Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного
пространства. На пути к новому объяснению мира: теории саморазвития и глобальной
эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного
общества. Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи
постмодернизма в архитектуре, искусстве, кинематографе, литературе. Итоговое
повторение. (1 час)
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «История»
11 класс базовый уровень
(2 ч в нед./68 ч: История России – 40 ч, Всеобщая история –28 ч)
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Раздел/Тема урока
«ИСТОРИЯ РОССИИ» (40 ч)
Раздел I. СССР в 1945-1991 гг. (24 ч)
Место и роль СССР в послевоенном мире.
Восстановление и развитие экономики.
Изменения в политической системе в послевоенные годы.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы.
Входная контрольная работа
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Наш край 19451953 гг.
Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном
СССР.
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».
Послевоенная повседневность
Смена политического курса.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х —
середине 1960-х гг. Наш край в 1953-1964 гг.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х —
середине 1960-х гг.
Политика мирного сосуществования в 1950-х —первой половине
1960-х гг.
Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг.
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине
1980-х гг. Наш край в 1964-1985 гг.
Национальная политика и национальные движения в 1960-х —
середине 1980-х гг.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине
1960-х — первой половине 1980-х гг.
Политика разрядки международной напряжённости.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.
Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. Наш край
в 1985 - 1991 гг.
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.
Реформа политической системы.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.
13

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

41/1
42/2
43/3
44/4
45/5
46/6
47/7
48/8
49/9
50/10
51/11
52/12
53/13

54/14
55/15
56/16

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад
СССР.
Контрольная работа по периоду «СССР в 1946 – 1991 гг.»
Раздел П. Российская Федерация в 1991-2021 гг. (14 ч)

1

Российская экономика на пути к рынку.
Конституция РФ 1993 г.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. Наш край
в 1992-1999 гг.
Политическая жизнь России в начале XXI в.
Экономика России в начале XXI в.
Повседневная и духовная жизнь.
Внешняя политика России в начале XXI в.
Россия в 2008—2011 гг.
Российская Федерация в 2012-2021 гг.
Российская Федерация в 2012-2021 гг. Наш край в ХХ1 в.
Повторение по курсу истории России (2ч)
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская Федерация»
Контрольная работа по теме «Российская Федерация»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (28 ч)

1
1
1
1
1
1
1

Глава I. Послевоенный мир. Международные отношения,
политическое и экономическое развитие стран Европы и
Северной Америки (13 ч)
Международные отношения в 1945 — первой половине 1950-х гг.
Международные отношения в 1950—1980-х гг.
Завершение эпохи индустриального общества
1945—1970-е гг.
Кризисы 1970—1980-х гг. Становление постиндустриального
информационного общества
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот.
Политика «третьего пути»
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения
Соединённые Штаты Америки
Великобритания
Франция
Германия
Италия
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной
Европы
Повторительно-обобщающий урок
Глава II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки
(7 ч)
Концепции исторического развития в Новейшее время
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития
Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия
14

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

57/17
58/18
59/19
60/20
61/21
62/22
63/23
64/24
65/25
66/26
67/27
68/28

Индия. Китай
Япония. Новые индустриальные страны
Латинская Америка
Повторительно-обобщающий урок
Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в. (6 ч)
Глобализация и новые вызовы XXI в.
Международные отношения в конце XX — начале XXI в.
Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные
процессы и конфликты
На пути к новой научной картине мира
Культура во второй половине XX — начале XXI в.
Повторительно-обобщающий урок по курсу Всеобщей истории 11 кл.
Итоговое повторение
Итоговое повторение

15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».