Рабочая программа "История" 10 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
«История»
10 класс

Домново
2021
1

Планируемые результаты изучения учебного курса «История»
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
-составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
-ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
России в мировом сообществе;
- устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
- определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
- характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
- понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
- использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
- представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
2

- соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
- анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
- приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения
являются:
-осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина
страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи
Новейшей истории;
- освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного
общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей
европейских государств и США в XX в., процессами развития и трансформации
политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социалдемократии, социализма, национализма),
особенностями
демократического
и
тоталитарного политических режимов;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём
создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и
обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и
распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;
- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
- понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения,
истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе
изучения различных стилевых направлений культуры XX в.;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие мира в современную эпоху;
- становление смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом;
- складывание российской идентичности, способности к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению
Отечеству, его защите;
- формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
3

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих
умений:
- формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников
информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного
поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование
путей достижения цели;
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,
определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
- работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
- формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями
партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного
высказывания;
- владение основами коммуникативной рефлексии;
- реализация проектно-исследовательской деятельности;
- выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проведение исследование её объективности (под руководством учителя);
- формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и
преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из
графического представления в текстовое и наоборот;
- определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от
видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
- построение логического рассуждения и установление причинно-следственных связей;
сравнение, классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных
логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;
- объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;
структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и
второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.;
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
-сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
4

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщённые способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения курса включают:
- целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее
время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного)
общества;
- исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на
протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания
исторических процессов;
- знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в.;
- знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты,
коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в
политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
- понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения,
урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии
и Африки в XX в.;
- представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание
многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой
культуры;
- уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания
для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
- установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с
историей России;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего
времени, их связи с современностью;
- владение умениями получать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности
личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей
истории XX в.;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм,
всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в., аргументация своей
позиции.
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
- определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
- представлять культурное наследие России и других стран;
5

- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
- критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
- использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
- использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- оставлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
- работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду
исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
- демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
- оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих
в науке их современных версиях и трактовках
- выполнять индивидуальный(ые) проект(ы).
«История России»
Раздел I. Россия в годы «великих потрясений».
Россия в Первой мировой войне
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на
австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Людские потери. Плен.
Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало
морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны.
Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда
патриотизма и восприятие войны обществом. Введение государством карточной системы
снабжения в городе и развёрстки в деревне. Нарастание экономического кризиса и смена
общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны.
Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения
представительной
и
исполнительной
ветвей
власти.
«Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти.
Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние
большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Великая российская революция 1917 г.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий фактор. Основные социальные слои, политические партии и их
лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи.
Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский
Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна - лето: «зыбкое равновесие»
политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский
кризис и конец «двоевластия». Выступление Корнилова против Временного правительства.
1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому
стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская
революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В. И.
Ленин как политический деятель.
6

Первые революционные преобразования большевиков
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований.
Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за
армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых
обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землёй. Отделение церкви от
государства и школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания
Слом старого и создание нового госаппарата. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по
борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства
(ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и ее последствия
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 гг.:
Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье,
Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам.
Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа.
Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная
интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения.
Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.
Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые»
реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразвёрстка, принудительная трудовая
повинность, сокращение роли денежных расчётов и административное распределение
товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии.
Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его
масштабы. Убийство царской семьи. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля
в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Декларация
прав народов России и её значение. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921-1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»
Ликвидация сословных привилегий. Проблема массовой детской беспризорности.
Влияние военной обстановки на психологию населения.
Наш край в годы революции и гражданской войны.
Раздел II. Советский союз в 1920–1930-е гг.
СССР в годы нэпа. 1921–1928 гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.
Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922
г. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и
преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине,
в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного
коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных
механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации.
Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и
разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства.
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских
партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И.
Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Социальная
политика большевиков. Положение рабочих и крестьян.
Советский Союз в 1929–1941 гг.
7

«Великий
перелом».
Перестройка
экономики
на
основе
командного
администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная
специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Ликвидация частной торговли и
предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация
сельского хозяйства и её трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление
крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации.
Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Создание
новых отраслей промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации.
Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы.
Утверждение «культа личности» Сталина. Органы госбезопасности и их роль в
поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса» истории
ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной
системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Результаты репрессий на уровне
регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ:
социально-политические и национальные характеристики его контингента. Советская
социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения.
Конституция СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь
и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Наступление
на религию. «Союз воинствующих безбожников».
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью. Культура и идеология. Общественный энтузиазм периода первых
пятилеток.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой
средней школе. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и
кинематограф 1930-х годов. Повседневность 1930-х годов.
Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Жизнь в деревне. Личные
подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на
мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Попытки
организовать систему коллективной безопасности в Европе. Вооруженные конфликты на
озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного
производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства.
Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение
договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР
Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной
Белоруссии. «Зимняя война» с Финляндией.
Наш край в 1920-1930-е гг.
Раздел III. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942 гг.). Вторжение. План «Барбаросса».
Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на
территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР.
Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры
руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин –
Верховный главнокомандующий. Смоленское сражение. Начало блокады Ленинграда.
Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении.
Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой
группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой-весной 1942
8

г. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского
населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный
лад. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые
преступления гитлеровцев против советских граждан. Начало массового сопротивления
врагу. Развёртывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень
1942 – 1943 гг.). Сталинградская битва. Германское наступление весной-летом 1942 г.
Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Окружение
неприятельской группировки под Сталинградом. Разгром окружённых под Сталинградом
гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на
Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под
Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение
Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование
Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом - осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развёртывание массового партизанского движения. Человек и война:
единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!». Трудовой подвиг народа.
Повседневность военного времени. Военная дисциплина на производстве. Карточная
система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Культурное пространство
войны. Песня «Священная война» — призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели,
композиторы, художники, учёные в условиях войны. Выступления фронтовых
концертных бригад. Государство и церковь в годы войны. СССР и союзники. Проблема
второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
(1944 – сентябрь 1945 гг.). Завершение освобождения территории СССР. Освобождение
правобережной Украины и Крыма. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. ВислоОдерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Война и общество. Военноэкономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление
хозяйства в освобождённых районах. Реэвакуация и нормализация повседневной жизни.
ГУЛАГ. Депортации «репрессированных народов». Антигитлеровская коалиция. Открытие
Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии.
Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации,
демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы
репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Нюрнбергский и
Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в
победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения
политической карты Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
«Всеобщая история. Новейшая история»
Раздел I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Мир накануне Первой мировой войны. Новейшая история как историческая
эпоха. Мир в нач. XX в. — предпосылки глобальных конфликтов. Вторая промышленнотехнологическая революция как основа перемен. Индустриальное общество: главные
векторы исторического развития, лидеры и догоняющие, особенности модернизации.
Формирование единого мирового хозяйства. Новое соотношение сил и обострение
конкуренции между индустриальными державами. Социальные реформы и милитаризация
как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами
экономического потенциала. Демократизация политической жизни. Партии и главные
линии политической борьбы. Основные политические идеологии: консерватизм,
либерализм, социализм. Эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма.
Появление леворадикального крыла в социал-демократии. Рост националистических
настроений. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. Суть
9

«нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными
колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния.
Нарастание противоречий. Раскол великих держав на два противоборствующих блока:
Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации Локальные конфликты
как предвестники «Великой войны».
Первая мировая война. 1914—1918 гг. Июльский (1914) кризис, повод и причины
Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты,
этапы и сражения Первой мировой войны. Сражение на Марне. Победа российской армии
под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление российских войск в
Галиции. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной
союз и Антанта.. Битва при Вердене. Сражение на Сомме. Геноцид в Османской империи.
Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Великая российская революция 1917 г.
и выход Советской России из войны. Сражение под Амьеном. Капитуляция государств
Четверного союза. Итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений
и разрушений. Политические и морально-психологические последствия войны.
Раздел II. Межвоенный период (1918-1939)
Последствия войны: революции и распад империй. Социальные последствия Первой
мировой войны. Формирование массового общества. «Восстание масс» — вовлечение
широких масс в политику и общественную жизнь. Изменения в расстановке политических
сил. Рост влияния социал-демократов, вставших на путь реформ. Образование
представителями леворадикального крыла в социал-демократии коммунистических
партий. Создание Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в 1919 г. и его роль
в мировой политике. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение
влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых
государств как политический результат Первой мировой войны. Международная роль
Великой российской революции 1917 г. Революция в Германии 1918-1919 гг.. Венгерская
советская республика 1919 г. Распад Российской империи. Революция в Турции 1918-1923
гг. и кемализм.
Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.
Парижская мирная конференция 1919 г.: надежды и планы участников. Программа «14
пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта
Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения
мира. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил
между великими державами. Неустойчивость новой системы международных отношений.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская конференция 1922 г.
Советско-германское соглашение в Рапалло 1922 г. Начало признания Советской России.
Планы Дауэса и Юнга. Эра пацифизма в 1920-е гг. Локарнские договоры 1925 г.
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия.
Противоречия послевоенной стабилизации. Экономический бум (эра «просперити»),
торжество консерватизма и охранительная реакция на «красную угрозу» в США.
Перемещение экономического центра капиталистического мира в Соединенные Штаты.
Эпоха зрелого индустриального общества. Политическая нестабильность и трудности
послевоенного восстановления в Европе. Коалиционные правительства в Великобритании,
участие лейбористской (рабочей) партии в управлении страной. Кризис Веймарской
республики в Германии, фашистский «пивной путч» в Мюнхене 1923 г.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода.
Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Социальнополитические
последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и
государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их
реализация в странах Европы и США. Либерально- демократическая модель - обеспечение
прав граждан, социальные реформы и государственное регулирование. Кейнсианство как
10

идеология и практика государственного регулирования экономики: массовому
производству должно соответствовать массовое потребление (спрос). Тоталитарные и
авторитарные режимы - свертывание демократии, государственный контроль,
использование насилия и внешняя экспансия. Типы политических режимов, главные черты
и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920 - 1930-е гг.
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Великобритания: «национальное правительство». Основные экономические и
социальные реформы «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта: закон о восстановлении
промышленности, закон о регулировании сельского хозяйства, Закон Вагнера о трудовых
отношениях, закон о социальном страховании и др. Начало социально-ориентированного
этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический
итог «Нового курса». Особенности экономического кризиса 1929 - 1933 г. в
Великобритании.
Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры в Германии.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение
социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на
пути к власти.
Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи,
пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы
установления фашистского режима (1933—1939). Поджег Рейхстага и принятие
чрезвычайного законодательства. Роспуск партий, профсоюзов, закон о единстве партии и
государства 1933 г. «Ночь длинных ножей». «Хрустальная ночь». Нюренбергские законы.
Роль нацистской партии и фашистского корпоративного государства в экономической,
общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к
войне. Особенности германского фашизма как террористической тоталитарной нацистской
диктатуры. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Борьба с фашизмом. «Народный фронт» во Франции и Испании. Гражданская
война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Политическая
неустойчивость во Франции в годы мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг.
Фашистский путч 1934 г. Формирование единого антифашистского фронта. VII Конгресс
Коминтерна о Едином фронте в борьбе с фашизмом. Победа на выборах коалиции
«Народного фронта» (социалистов, коммунистов, либералов) во Франции в 1936 г.
Политика «Народного фронта» в 1936 - 1939 гг.: запрет военизированных фашистских
организаций и прогрессивное социальное законодательство. Снятие угрозы фашизма и
обеспечение социальной стабильности.
Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Раскол в испанском обществе:
левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Победа «Народного
фронта» в Испании в 1936 г. Мятеж Франко и начало Гражданской войны (1936 - 1939).
Поддержка мятежников фашисткой Италией и нацисткой Германией. Политика
«невмешательства» западных держав. Испанская республика и советский опыт.
Интернациональные бригады добровольцев. Советская помощь Испании. Поражение
Испанской республики.
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора.
Конец эры пацифизма и крах Версальско-Вашингтонской системы. Односторонний
пересмотр Версальского договора нацисткой Германией в 1933—1936 гг. Агрессивные
действия Германии, Италии и Японии. Несостоятельность Лиги Наций. Политика
«умиротворения» агрессоров со стороны ведущих стран Европы и нейтралитет США.
Создание оси Берлин — Рим — Токио (1937). Мюнхенский сговор (1938) и присоединение
Судетской области Чехословакии к Германии. Ликвидация независимости чехословацкого
государства. Провал идеи коллективной безопасности в Европе. Англо-франко-советские
переговоры весной-летом 1939 г. Советско-германские договоры (1939), секретные
соглашения к ним и их последствия.
11

Восток в первой половине XX в. Положение в странах Востока в первой половине XX в.
Проблема модернизации и сохранения традиций. Своеобразие японской модернизации.
«Японский дух, европейское знание». Реформы и революции в Китае в первой половине
XX в. Синьхайская революция 1911 - 1912 гг. Национальная революция 1925—1927 гг.
«Северный поход» Чан Кайши и объединение Китая. Реформы Чан Кайши капиталистическая модернизация и восстановление роли конфуцианства. Гражданская
война Чан Кайши с коммунистами в 1928—1937 гг. Советское движение и причины его
поражения («Великий поход» коммунистов). Агрессия Японии в Северном Китае. Японокитайская война 1937-1945 гг.
Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии.
Индийский национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного
сопротивления и их роль в ликвидации колониального режима.
Раздел III. Вторая мировая война.
Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Причины и характер Второй мировой войны.
Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Вторжение гитлеровских войск в
Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Политика СССР на начальном этапе
Второй мировой. Захват гитлеровской Германией Дании и Норвегии. Поражение Франции
в июне 1940 г. Битва за Британию.
Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война составная часть Второй мировой войны. Восточный фронт - главный фронт в победе над
фашизмом. Провал молниеносной войны на советско-германском фронте. Начало
контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской
Германии во Второй мировой войне.
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская Битва. Курская
битва. Переход летом 1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной Армии.
Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США. Пёрл- Харбор 1 декабря
1941 г. Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в
июне 1942. Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военный действия в Северной
Африке. Битва при Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германоитальянских войск Северной Африки летом 1943. Высадка англо-американских войск в
Сицилии. Свержение режима Муссолини в сентябре 1943 г.
Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Ленд-лиз. Тегеранская
конференция «большой тройки» 2 ноября — 1 декабря1943 г. Вопрос об открытии Второго
фронта во Франции.
Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Геноцид. Холокост.
Концентрационные лагеря. Вывоз населения для принудительных работ. Насильственное
переселение. Массовое уничтожение военнопленных и гражданских лиц. Движение
Сопротивления. Освободительные армии в Греции и Югославии.
Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной
Армии в 1944 г. Операция «Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие Второго
фронта во Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушение на
Гитлера 20 июля 1944 г.
Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г.
Висло-Одерская операция Красной Армии в январе-феврале 1945 г. Освобождение
Польши. Крымская (Ялтинская) конференция трех держав 4 - 11 февраля 1945 г. Берлинская
операция Красной Армии в апреле мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная
капитуляция Германии 8 мая 1945. Решающая роль СССР в освобождении Европы.
Берлинская (Потсдамская) конференция трех держав 17 июля - 2 августа 1945 г.
Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре
1944 г. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление
СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция
Японии 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны.
12

Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающей вклад СССР в победу.
Интегрированный курс Всеобщей истории (В.И.) и Истории России
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Россия в годы великих потрясений (16 часов)
1

Повторение за курс 9 класса

1

2

Мир накануне и в годы Первой мировой войны

1

3

Россия и мир накануне первой мировой войны

1

4

Российская империя в Первой мировой войне

1

5

Российская империя в Первой мировой войне

1

6

Входная контрольная работа

1

7

1

8

Наш край. Восточная Пруссия в годы Первой
мировой войны
Великая российская революция. Февраль 1917 г.

9

Великая российская революция. Октябрь 1917 г.

1

10

Первые революционные преобразования большевиков

1

11

1

14

Экономическая политика советской власти. Военный
коммунизм
Гражданская война. Формирование «белого» и
«красного» движения. Интервенция.
Гражданская война. Основные военные действия на
фронтах.
Гражданская война. Почему победили Красные?

15

Идеология и культура периода Гражданской войны

1

16

Наш край в Первой мировой войне Революционная
волна после Первой мировой войны.
Межвоенный период (1918–1939 гг.) (24 ч.)

1

17

Последствия Первой мировой войны: революции и
распад империй
Наш край. «Восточная Пруссия в Веймарской
республике»
Экономический и политический кризис начала 1920-х
гг. Переход к нэпу
Экономика нэпа

1

12
13

18
19
20

13

1

1
1
1

1
1
1

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е
гг.
Версальско-Вашингтонская система.
Международные отношения в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг. США, Великобритания,
Франция
Наш край. Восточная Пруссия: кризис Веймарской
республики
Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг.
Фашистский режим в Италии
Политическое развитие СССР в 1920-е годы

1

1

29

Международное положение и внешняя политика СССР
в 1920-е гг.
Культурное пространство советского общества в 1920е гг.
Великая депрессия 1920-30-х гг.

30

«Великий перелом». Индустриализация в СССР

1

31

1

32

Коллективизация сельского хозяйства. Социальная
политика властей
Политическая система СССР в 1930-е гг.

33

Страны Запада в 1930-е гг.

1

34

Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой
диктатуры в Германии
Борьба с фашизмом. Гражданская война в Испании.
Австрия
Международные отношения в 1930-е гг. Политика
«умиротворения» агрессора
Культурное пространство советского общества в 1930е гг.
Контрольная работа «Россия и мир в межвоенный
период»
Восток и мусульманские страны в первой половине XX
века
Культура и искусство Европы и мира в первой половине
XX века
Вторая мировая война (24 ч.)

1

41

Мир накануне Второй мировой войны

1

42

Наш край. Восточная Пруссия накануне Второй
мировой войны
СССР в международной политике накануне Второй
мировой войны
Начало Второй мировой войны. Наступление
агрессоров
План «Барбаросса» и план «Ост»

1

21
22
23
24
25
26
27
28

35
36
37
38
39
40

43
44
45

14

1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

Великая Отечественная война. Оборона Брестской
крепости. Героическая оборона Ленинграда
Великая Отечественная война. Оборона Севастополя и
Одессы
Военные действия на Тихом океане

1

1

50

Великая Отечественная война. Поражения и победы
1942 г.
Планы Германии в 1942 г. Сталинградская битва

51

Немецкий план «Цитадель». Курская битва

1

52

Великая Отечественная война: единство фронта и тыла

1

53

Межсоюзнические конференции Второй мировой
войны
Культурное
пространство
в
годы
Великой
Отечественной войны
Завершающий период Второй мировой войны

1

Наш край. Военные действия на территории Восточной
Пруссии. На подступах к Кёнигсбергу
Наш край. Кенигсбергская операция: идеальный
штурм
Берлинская операция и капитуляция Германии

1

Великая
Отечественная
милитаристской Японии
Итоги и уроки Великой Победы

1

46
47
48
49

54
55
56
57
58
59
60

война:

разгром

1
1

1

1
1

1
1

1

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное
урегулирование
Неотвратимость возмездия: Нюрнбергский и
Токийский процессы
Повторительно-обобщающий урок по теме «Вторая
мировая война»
Контрольная работа «Вторая мировая война 19391945 гг.»
Резерв

1

68

Повторение «Россия и мир в 1914-1945 гг.»

1

69

Итоговая контрольная работа «Россия и мир в 19141945 гг.»
Анализ контрольной работы

1

61
62
63
64
65-67

70

15

1
1
1
3

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».