Рабочая программа "Обществознание" 10 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора
_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
«Обществознание»
10 класс

Домново
2021
1

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Ученик научится (понимать и анализировать):

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.
Ученик получит возможность научиться:
 характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
 объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших
социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);
 раскрывать на примерах
изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов(
правовых,
научно-популярных,
публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
 подготовить устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике;
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 успешного
выполнения
типичных
социальных
ролей;
сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
 совершенствования собственной познавательной деятельности;
 критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации.
 решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
2

 предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
 осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.

Содержание учебного предмета обществознание 10 класс
Повторение за курс 9 класса.
Глава 1. Человек в обществе.
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных
институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен
«второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное) общество.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и
научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера.
Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы.
Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.
Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие
самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности.
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности.
Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных
ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и
заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рациональнологическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные
особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного
знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и
гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное
сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности
познания человеком самого себя.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая
культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и
новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных
исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального
познания. Наука как форма культуры. Роль науки в развитии человечества. Этика науки.
3

Образование. Тенденции современного образования. Непрерывность образования.
Самообразование. Реформирование образовательного процесса.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие
духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в
современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном
обществе.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии.
Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные
отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения и интернета в культурной жизни
общества.
Глава 3. Экономика
Роль экономики в жизни общества. Экономика и уровень жизни. Экономические
показатели. Взаимосвязь политики и экономики. Рыночная экономическая система.
Роль государства в решении правовых экономических вопросов. Экономические
отношения. Структура экономической культуры. Экономическая свобода и социальная
ответственность.
Глава 4. Социальная сфера
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся
поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе.
Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности
молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность
сектантства.
Глава 5. Правовое регулирование общественных отношений.
Понятие права. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской
Федерации. Построение понятия «право как социальная норма». Характеристика функций
права. Построение понятия «норма права». Характеристика структуры права (гипотеза,
диспозиция, санкция). Определение понятий «правовой институт», «подотрасль права»,
«отрасль права», «система права».
Построение понятия «форма (источник) права». Характеристика различных видов
источников права (правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт
(закон, подзаконный акт)).
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и
обязанности, принадлежащие только гражданину.
Построение понятий «правомерный» и «неправомерный поступок». Характеристика видов
правонарушений (преступление, проступок (административный, гражданско-правовой,
4

дисциплинарный)).
Определение
понятия
«юридическая
ответственность».
Характеристика видов юридической ответственности: уголовной, гражданско-правовой,
материальной, дисциплинарной. Соотнесение вида ответственности и мер наказания.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормы права. Функции права.
Система права. Правоотношения. Дееспособность и правоспособность. Законность.
Правомерное поведение. Правосознание и правовая культура. Правонарушение и
юридическая ответственность.
Права человека и международные документы по правам человека. Права ребёнка и их
защита.
Воинская обязанность. Альтернативная служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Система российского законодательства. Законотворческий процесс в России. Право
законодательной инициативы и законодательной деятельности. Институт президентства в
России.
Конституционное право. Конституция – основа государственного права. Основы
конституционного строя России. Гражданин РФ, его права и свободы, конституционные
обязанности.
Административное право. Административные правонарушения. Административная
ответственность. Виды административных наказаний. Экологическое правонарушение.
Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданского права.
Понятие юридического и физического лица. Гражданско-правовые споры. Право
собственности и его защита.
Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой
кодекс РФ. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях.
Профсоюзы.
Семейные правоотношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности
супругов, родителей и детей.
Основные понятия и институты уголовного права. Преступление и наказание.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Международное право. Международное гуманитарное право. Основные положения и
принципы.
Правовые основы антитеррористической политики РФ. Правовая база противодействия
терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму.
Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п ТЕМА УРОКА
1
Повторение за курс 9 класса
Раздел 1. Человек в обществе
2
Что такое общество.
3
Общество как сложная система.
4
Социальные институты
5
Динамика общественного развития

ЧАСЫ
1
19
1
1
1
1

6
7

Проблема общественного прогресса
Входная контрольная работа

1
1

8

Социальная сущность человека. Практические
выводы.

1

5

ПРИМЕЧАНИЕ

Словарный
диктант
Входной
контроль

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Деятельность – способ существования человека.
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Виды и формы познания
Истина и её критерии

1
1

Практическая работа №1 «Познание»
Свобода и необходимость в деятельности человека
Современное общество
Практическая работа №2 «Общество»
Глобальная информационная экономика. Цифровая
экономика и её особенности.
Практикум «Информационные технологии в
жизни общества.
Глобализация. Проблема международного
терроризма.
Обобщение по теме «Человек в обществе»
Контрольная работа по теме: «Человек в
обществе»
Глава 2. Общество как мир культуры
Духовная культура общества
Многообразие культур
Духовный мир личности
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мораль особый тип регуляции поведения
Смысл жизни. Нравственные ценности.
Общественное мнение.
Проект «Нравственные приоритеты молодого
поколения»
Наука в современном обществе
Государственная образовательная политика
Практическая работа №3 «Духовная культура
основа мировоззрения»
Особенности религиозного сознания.
Религиозные организации в современной России
Искусство и его особенности
Современное искусство
Массовая культура. СМИ и массовая культура.
Тенденции духовной жизни современной России
Обобщение по теме «Духовная культура общества»
Промежуточная контрольная работа за I полугодие

1
1
1
1
1

Работа над ошибками. Культура и духовная жизнь
общества
Глава 3. Экономика
6

1

1

Словарный
диктант
тест

практикум

1
1
1

контроль

19
1
1
1
1
1
1

тест
Проект.
деятельность

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

тест
Контрольная
работа

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Роль экономики в жизни общества
Экономика и политика
Рынок и социальное согласие. Работа с
документами.
Экономическая культура: сущность и структура
Экономическая свобода и социальная
ответственность
Обобщение по теме «Экономика»
Глава 4. Социальная сфера
Многообразие социальных групп. Социальное
неравенство.
Социальная стратификация. Социальная
мобильность.
Социальные отношения и взаимодействия.
Социальный конфликт.
Социальные аспекты и культура трудовой
деятельности
Социальные нормы и социальный контроль.
Отклоняющееся поведение. Преступность
Нации и межнациональные отношения
Национализм. Межнациональные конфликты и
пути их преодоления.
Национальная политика РФ
Семья и быт. Функции семьи.
Семья в современном обществе
Социальные роли и статусы
Молодёжь как социальная группа
Обобщение по теме «Социальная сфера»
Тестирование по теме «Социальная сфера»
Глава 5. Правовое регулирование общественных
отношений
Современные подходы к пониманию права
От идеи к юридической реальности
Право в системе социальных норм
Нормы права. Отрасли российского права
Источники права
Виды нормативных актов
Законотворческий процесс в РФ
Практическая работа №4 с документами
Правоотношения и правонарушения
Система судебной защиты прав человека
Предпосылки правомерного поведения
Правовая культура
Гражданин Российской Федерации
7

1
1
1
1
1
1
15
1

тест

1

практикум

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

тест

проект

тест

тест

тест

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

Права и обязанности гражданина РФ
Работа с Конституцией РФ
Гражданское право. Имущественные права
Личные неимущественные права и защита
гражданских прав
Семейное право. Заключение брака. Права и
обязанности супругов.
Права и обязанности детей и родителей. Опека
Работа с Семейным кодексом
Трудовые правоотношения
Занятость населения. Социальная защита и
социальное обеспечение
Работа с Трудовым кодексом
Экологическое право
Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения
Экологическая доктрина РФ и современные
процессы
Гражданский процесс
Уголовный процесс
Административная юрисдикция
Конституционное судопроизводство
Основные стадии конституционного
судопроизводства
Практическая работа №5 Право в системе
социальных норм
Международная защита прав человека ООН
Европейская система защиты прав человека
Международные преступления и
правонарушения
Работа с документами по международной защите
прав и свобод человека
Правовые основы антитеррористической
политики РФ
Обобщение по теме «Правовое регулирование
общественных отношений»
Контрольная работа «Человек и закон»
Человек в XXI в.
Итоговое повторение
Промежуточная контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение по сложным темам (указать)
Повторение по сложным темам (указать)
Резерв

8

1
1
1
1

тест
практикум

1
1
1
1
1

тест
практикум

1
1
1

практикум

1

тест

тест

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

практикум

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1

тест

контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».