РП _Родной язык (русский)_, 10 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

приказом и.о.директора

МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
«Родной язык (русский)»
10 класс

Домново
2021

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные :
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей
полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
Метапредметные :
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально- смысловых типов и жанров; владение умениями учебно-делового общения:
убеждения собеседника; побуждения собеседника к действиюиспользование словарей, в том
числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов,
словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических
словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных
этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и
сравнений.
Предметные :
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознание роли
русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли
русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления,
взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального
своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание и истолкование
значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы
разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой, специфическим
оценочно- характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых
и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика. понимание и
истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное
употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование
значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых
слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений
в современных ситуациях речевого общения; характеристика лексики с точки зрения
происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов
заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика
заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени
вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли
старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
Учащийся научится:

понимать взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознавать роль
русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознавать роль
русского родного языка в жизни человека; языка как развивающегося явления, взаимосвязи
исторического развития языка с историей общества; национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка; понимать и истолковывать значения слов с
национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; овладевать
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт
использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и
письменной коммуникации).
Учащийся получит возможность научиться определять:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
основные признаки стилей языка; признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета.








Воспитательный компонент программы предусматривает формирование таких
качеств, как:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Содержание учебного предмета
Русский язык.
Тема 1. Язык и культура .Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в
жизни общества и государства. Русский язык – язык русской художественной литературы.
История русского литературного языка. Лексические заимствования. Причины заимствований.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их
группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика
русской фразеологии. Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на
развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Группы
лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет. Русский
язык как зеркало национальной культуры и истории народа .
Тема 2. Культура речи). Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой
этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции

Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. и
логичность речи. Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение
текста. Средства связи предложений в тексте. Типы речи. Функциональные разновидности
языка. Разговорная речь.. Официально-деловой стиль. Научный стиль . Публицистический
стиль. Язык художественной литературы.
Тема 4. Обобщение . Повторение.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

Тема 1. Язык и культура (6 ч)
1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский
язык в жизни общества и государства.

1

2

Русский язык – язык русской художественной литературы.
История русского литературного языка.

1

3

Лексические заимствования. Причины заимствований.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

1

4

РР. Роль и уместность заимствований в современном русском
языке

1

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

5

Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие
на развитие языка: социально-политические события и изменения
6
1
в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Внешние и внутренние факторы языковых изменений.
Тема 2. Культура речи (7 ч)
7

Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.

1

8

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка.

1

9

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку.
Лексика русского языка.

1

10

Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.

1

11

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку.
Грамматические ( морфологические) нормы.

1

12 Речевой этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции

1

13 Контрольная работа. Нормы литературного языка.

1

Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
14 Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи
15

Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки.
Строение текста. Средства связи предложений в тексте.

1
1

16 Типы речи

1

17 Р/Р. Устное выступление-защита родного языка.

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».