РП _Родная литература (русская)_, 11 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа поселка Домново»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом и.о.директора

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Средняя школа поселка
Домново»
(протокол №1 от 27.08.2021)

_______________________П.А. Телятник
(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа «Родная литература (русская) »

11 класс

Домново
2021

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского
государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизировать отношения человека и общества,
многоаспектного диалога;
- понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особый способ познания жизни.
Воспитательный компонент программы предусматривает формирование
таких качеств, как:

российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

И

МОДЕРНИСТСКИЕ

ИСКАНИЯ

В

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России
на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от
апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения
русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
А. И. КУПРИН Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие
«музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке
характеров и ситуаций.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса».
Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов
лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе.
Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).
СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М.
Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения,
творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы
символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение
символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и
младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.). .
«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ»
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и
футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»).
Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.
Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство
русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и
струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое
звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность
лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина
лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф.
Анненского.
Н. С. ГУМИЛЁВ
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай»,
«Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза
дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма.
Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы,
творчества и творца в поздней лирике поэта.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — Н АЧАЛА 40-х ГОДОВ
Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве.
Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и
бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н.
Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П.
Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В.
Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П.
Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и
полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов
«крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А.
Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический
реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии
1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д.
Червинской, Г. В. Адамовича и др.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической
личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и
противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории
в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое
своеобразие романа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.
Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф.
Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского,
Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова.
«Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г.
Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского
«Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига
народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича,
«Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем
человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный
цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо
Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву
памяти».

Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к
«правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема
нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская
проблематика поздней лирики поэта.
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого,
настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.
Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В.
Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В
окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения.
Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В.
Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие
поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной,
Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В.
Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И.
Носова, В. П. Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А.
Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В.
Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская
проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С.
Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М.
Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С.
Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В.
Визбора, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
В. П. АСТАФЬЕВ
Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние.
Нравственный пафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке.
«Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая
природа крупных произведений писателя.
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической
ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и
т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её
лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л.
Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина,
В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки»
современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой,
В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и
школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая
проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой
реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность»
прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю.
Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну»,
«Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта,
соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№
п/п

Тема урока

Кол.часов

1

Реалистические традиции и модернистские искания в
литературе начала XX века

1

2

А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный
мир писателя. Нравственно-философский смысл истории о
«невозможной» любви (анализ рассказа «Гранатовый браслет»)

1

3

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в
повести «Олеся»

1

4

Серебряный век русской поэзии

1

5

«Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии)

1

6

Биография Н.С. Гумилёва. Ранняя лирика поэта

1

7

Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике
Н.С. Гумилёва

1

8

Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов. Знакомство с 1
романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой

Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы.
Обзор
9

А.Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя

1

10

Литература Великой Отечественной войны

1

11

А.Т. Твардовский: очерк жизни и творчества

1

12

Философская проблематика поздней реалистической лирики
А.Т. Твардовского

1

13

Литературный процесс 1950–1980-х годов. Осмысление
Великой Победы 1945 года в сороковые-пятидесятые годы XX
века в поэзии и прозе

1

14

Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Окопный реализм
писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов»

1

15

Литературный процесс 1950–1980-х годов. «Деревенская» и
«городская» проза 1950–1980-х годов

1

16

В.П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством. Анализ
рассказа «Царь-рыба»

1

17

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы

1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».