РП _Экология_, 5 класс

Правдинский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Домново»
(МБОУ «Средняя школа посёлка Домново»)

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

приказом и.о. директора

МБОУ «Средняя школа посёлка Домново»

___________П.А.Телятник

(протокол от 27.08.2021 №1)

(приказ №222 от 27.08.2021)

Рабочая программа
по экологии
5 класс

Домново
2021

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты в ЭОУР – система знаний (основы экологического мировоззрения) об
устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых
принципах деятельности человечества, осознание объективно существующих
экологических возможностей и ограничений экономического развития и необходимости
адаптации к ним применительно к учебным предметам, входящим в состав обязательных
предметных областей, а также формирование исследовательских умений для мониторинга
окружающей среды. Личностные результаты в ЭОУР – формирование способности
учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор,
нести ответственность за собственные действия и поступки, выработка основ
экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социальнозначимой деятельности по улучшению состоянии окружающей среды.
Метапредметными результатами в ЭОУР являются:
А) УУД (универсальные учебные действия) – совокупность способов действия учащегося
(а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное
усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех
ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой
деятельности учащегося независимо от её предметного содержания. Универсальные
учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2)
регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4)
коммуникативный.
Б) Ключевые образовательные компетентности в ЭОУР – своеобразный «ключ» для
формирования более узких предметных компетентностей:
– общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём,
ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и
природному наследию России, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека
и человечества, освоение научной картины мира);
– учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в
области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования,
анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности переносить
знания из одной области знаний в другую, умело применять их на практике);
– информационная (умение работать с различными источниками информации,
анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, обобщать, сохранять и
передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет и др.);
– социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу,
овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего
города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной
деятельности);
– коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную
точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной, быть контактным в

различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего
результата);
– личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие
психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье,
здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также
комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности,
осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, определяющих программу жизнедеятельности
в целом);
– экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания и
метапредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении
личностных и социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития).

II. Содержание тем учебного курса.
5 класс
Введение (2ч.)
Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с
окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по
экологии.
Общие сведения о биосфере (4 ч.)
Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые
организмы Земли и их распределение по сферам.
Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность
сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых
организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное
(зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и
других климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.
Среды жизни и приспособления к ним живых организмов (8 ч.)
Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Наземно-воздушная
среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства
воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от
температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие воды как
условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и
температура как факторы наземно-воздушной среды.
Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень
нагретости воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности
теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с
возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины
водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в
воде.

Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы.
Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность
почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые
организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные
вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели
почвы и их приспособительные особенности.
Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные
особенности.
Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).
Взаимоотношения живых организмов (5ч.)
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между
организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам.
Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин».
Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность
отношений живых организмов и их использование человеком.
Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.
Естественные и искусственные экосистемы (7 ч.)
Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или
биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмыпроизводители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ.
Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических
веществ на каждом звене цепи питания.
Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества.
Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные
сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.
Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как
искусственный биоценоз.
Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену
биоценозов. Город как искусственный биоценоз.
Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов.
Человек как часть природы (8 ч.)
Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человекомохотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду.
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения.
Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов.
Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды
современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные
дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.
Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье
человека.
Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений.
Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана.
Значение заповедных территорий в сохранении природы.
Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов
и книг по экологии и охране окружающей природной среды.
Экскурсия в природу.

III. Календарно-тематическое планирование.
5 класс
№
п/п

Количество часов
Тема

Примечание
автор

факт

1.

Предмет и задачи экологии

1

1

2.

Экологические знания как основа
взаимодействия человека с
окружающей средой.

1

1

3.

Сферы Земли: литосфера, гидросфера,
атмосфера

1

1

4.

Живые организмы Земли и их
распределение по сферам.

1

1

5.

Биосфера как совокупность сфер,
населенных живыми организмами.

1

1

6.

Многообразие и высокая численность
живых организмов на границах
контактирующих сфер.

1

1

7.

Основные среды жизни: водная,
наземно-воздушная и почвенная.

1

1

8.

Наземно-воздушная среда обитания и ее
характеристика.

1

1

9.

Живые организмы и их
приспособленность к жизни в наземновоздушной среде.

1

1

10.

Вода как среда жизни.

1

1

11.

Почвенная среда жизни и ее
характеристика

1

1

12.

Способность почвы удерживать воздух
и влагу.

1

1

13.

Живые организмы почвы, способные
перерабатывать органические остатки в
минеральные вещества.

1

1

Живые организмы как среда обитания
других живых организмов и их
приспособительные особенности.

1

1

15.

Основные типы взаимоотношений
живых организмов

1

1

16.

Взаимовыгодные отношения между
организмами.

1

1

17.

Взаимоотношения живых организмов
типа «хищник—жертва», «паразит—
хозяин».

1

1

14.

18.

Отношения живых организмов, при
которых одни вытесняются другими.

1

1

19.

Сложность отношений живых
организмов и их использование
человеком.

1

1

20.

Совместное обитание живых
организмов в природе.

1

1

21.

Сообщества живых организмов.

1

1

22.

Основные группы живых организмов в
природных сообществах; организмыпроизводители, организмы-потребители
и организмы-разрушители
органических веществ.

1

1

23.

Цепи питания и сети питания в
сообществах живых организмов.

1

1

24.

Потери органических веществ на
каждом звене цепи питания.

1

1

25.

Природные и искусственные
сообщества.

1

1

26.

Луг как сообщество живых организмов

1

1

27.

Природа как источник жизни человека.

1

1

28.

Изменения в природе в связи с
развитием сельского хозяйства и ростом
народонаселения.

1

1

Загрязнение окружающей среды в связи
с развитием промышленности, ростом
городов.

1

1

30.

Загрязнение воздушной среды
современным человеком.

1

1

31.

Охрана воздушной среды от
дальнейшего загрязнения.

1

1

32.

Загрязнение и охрана водных богатств
Земли.

1

1

33.

Влияние человека на растительный мир.

1

1

34.

Сохранение природы и самого человека
в условиях увеличения
народонаселения.

1

1

34

34

29.

Всего:

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(40157)7-41-32

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».