Правдинский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа поселка Домново» (МБОУ «Средняя школа посёлка Домново») УТВЕРЖДЕНО приказом и.о.директора СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Средняя школа поселка Домново» (протокол №1 от 27.08.2021) _______________________П.А. Телятник (приказ №222 от 27.08.2021) Рабочая программа «Технология» 7 класс Домново 2021 Планируемые результаты (личностные, предметные и метапредметные) освоения учебного предмета, курса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают: • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; • формирование умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; • формирование представления о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, обих востребованности на рынке труда. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения. Программа курса предполагает достижение учащимися классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты. У учащихся будут сформированы: — познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности; — желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; — трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; — умение пользоваться правилами научной организации умственного физического труда; — самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; — умение планировать образовательную и профессиональную карьеры; — осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; — бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; — технико-технологическое и экономическое мышление и его использование при организации своей деятельности. Метапредметные результаты. У учащихся будут сформированы: — умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; — умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; — творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса; — самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; — способность моделировать планируемые процессы и объекты; — умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; — способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности; — умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; — умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; — умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива; — способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; — умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности; — понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности. познавательные: умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью; осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; осмысливание технологии изготовления изделий, приготовления блюд; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ. коммуникативные: овладение способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; умение объяснять ошибки при выполнении практической работы; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям; регулятивные: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; умение организовывать своё рабочее место; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: В познавательной сфере: — владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; — ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы; социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг; — ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах; — использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; — навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда; — владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; — владение методами творческой деятельности; — применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В сфере созидательной деятельности: — способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда; — умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда; — умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии; — умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов; — умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты; — умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии; — умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей; — умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке; — навыки конструирования механизмов; — навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя; — навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда; — умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля; — способность нести ответственность за охрану собственного здоровья; — знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; — ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине; — умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; — умение документировать результаты труда и проектной деятельности учётом экономической оценки. мотивационной сфере: — готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере; — навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности; — навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; — навыки согласования своих возможностей и потребностей; — ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда; — проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ; — экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств. В эстетической сфере: — умение проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; — владение методами моделирования и конструирования; — навыки применения различных технологий технического творчества декоративноприкладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг; — умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности; — композиционное мышление. В коммуникативной сфере: — умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации; — способность бесконфликтного общения; — навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов; — способность к коллективному решению творческих задач; — желание и готовность прийти на помощь товарищу; — умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологи и др. физиолого-психологической сфере: — развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; — достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций; — соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований; — развитие глазомера; На уроках технологии у обучающихся реализуются следующие УУД: Регулятивные УУД: принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование организации контроля труда, организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда. Познавательные УУД: сравнение, анализ, систематизация, практическая работа, усвоение информации с помощью ПК, работа со справочной и дополнительной литературой. Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия, умение выделять главное, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы на понимание и обобщение, умение взаимодействовать в группе. Личностные УУД: самопознание, самооценка, личная ответственность, адекватное реагирование на трудности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Раздел1. «Производство». Ученик научится:разбираться в видах и предназначении современных ручных электрифицированных инструментов; ориентироваться в видах оборудования современного производства; пользоваться некоторыми видами электрифицированных инструментов при выполнении проектных работ. Подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела. Ученик получит возможность научиться:осуществлять поиск, получение, извлечения, структурирования и обработки информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда. Раздел 2. «Методы и средства творческой и проектной деятельности». Ученик научится:контролировать ход и результаты выполнения проекта; представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации;готовить пояснительную записку к проекту;формлять проектные материалы; представлять проект к защите. Ученик получит возможность научиться:проектировать оригинальные объекты с помощью метода фокальныхобъектов; разбираться в технической документации, которая необходима для выполнения проекта. Раздел 3. «Технология». Ученик научится: соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта; оценивать возможности и условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности. Ученик получит возможность научиться: осваивать новые понятия: культура производства, технологическая культура и культура труда. Делать выводы о необходимости применения культуры труда, культуры производства и технологической культуры на производстве и в общеобразовательном учреждении. Собирать дополнительную информацию о технологической культуре работника производства.Оценивать уровень технологической культуры ближайшего окружения; эффективно организовывать свою деятельность на основе правил и положений культуры труда. Раздел 4. «Техника». Ученик научится: разбираться в конструкциях и предназначении различных двигателей;оценивать возможность и целесообразность использования тех или иныхдвигателей для технологических машин и производственных установок. Ученик получит возможность научиться: изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов; анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Раздел 5. «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов». Ученик научится:разбираться в технологиях производства и обработки конструкционных материалов. Ученик получит возможность научиться:разрабатывать и создавать изделия из различных материалов с помощью ручных инструментов. Раздел 6. Технологии обработки пищевых продуктов. Ученик научится:составлять меню; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать впрок овощи и фрукты; оказывать первую помощь при порезах, ожогах и пищевых отравлениях. Ученик получит возможность научиться:осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания; составлять технологические карты по приготовлению блюд;составлять индивидуальный режим питания;сервировать стол, эстетически оформлять блюда. Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Ученик научится:выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами; читать электрические схемы; называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания. Ученик получит возможность научиться:разрабатывать проект освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Раздел 8. Технологии получения, обработки и использования информации. Выпускник научится:осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, представлять информацию вербальным и невербальным средствами;определять характеристику и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);называть и характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии, характеризующие профессии в сфере информационных технологий. Выпускник получит возможность научиться:выбирать необходимый для жизни и деятельности источник информации;находить наиболее информативный канал получения нужных сведений. Раздел 9. Технологии растениеводства. Ученик научится:определять основные виды грибов, используемых человеком. Ученик получит возможность научиться:определять культивируемые грибы по внешнему виду; отличать съедобные грибы от несъедобных. Раздел 10. Технологии животноводства. Ученик научится:составлять рацион для домашних животных в семье, организацию их собирать информацию и описывать работу по улучшению пород кошек, собак. кормле Ученик получит возможность научиться:составлять рационы кормления животных; оценивать качество кормов;подготавливать корма к скармливанию и кормить животных у себя дома, друзей, родственников. Раздел 11. Социально-экономические технологии. Ученик научится:проводятся социологические исследования; с помощью технологий выяснять мнение людей по тому или иному вопросу. Выпускник получит возможность научиться:готовить материалы для осуществления различных вариантов технологий социологических исследований. Содержание курса Раздел 1. «Производство».(3 часа) Теоретические сведения. Современные средства ручного труда используемые в технологических процессах; оборудованием для труда оснащено современное производство. Практическая деятельность. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Раздел 2. «Методы и средства творческой и проектной деятельности». (5 часов) Теоретические сведения. Конструкторская и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления. Методы творческой деятельности: метод фокальных объектов, мозговой штурм, морфологический анализ. Практическая деятельность. Проектирование оригинальных объектов с помощью метода фокальных объектов. Подготовка презентации проекта с помощью MicrosoftPowerPoint. Раздел 3. «Технология». (3 часа) Теоретические сведения. Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда. Практическая деятельность. Собирать дополнительную ин формацию о технологической культуре работника производства. Делать выводы о необходимости применения культуры труда, культуры производства и технологической культуры на производстве и в общеобразовательном учреждении. Раздел 4. «Техника».(3 часа) Теоретические сведения. Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели. Практическая деятельность. Ознакомление с конструкцией двигателей. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Раздел 5. «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов». (11 часов) Теоретические сведения.Получать представление о производстве различных материалов и их свойствах. Знакомиться с видами машинной обработки конструкционных и текстильных материалов, делать выводы об их сходстве и различиях. Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Чертёж и выкройка швейного изделия. Снятие мерок дляпостроение основы чертежа поясного изделия.Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физикохимические и термические технологии обработки материалов. Практическая деятельность. Организация рабочего места для столярных работ.Чтение графического изображения изделия. Характеристика пиломатериалов и древесных материалов. Определение видов лесоматериалов и пороков древесины. Разработка сборочного чертежа со спецификацией объёмного изделия и составление технологической карты. Работа с тканями.Снятие мерок. Моделирование выкройки. Раздел 6. Технологии производства и обработки пищевых продуктов. (10 часов) Теоретические сведения.Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовлений изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности Мучные кондитерские изделия и тесто для их преполовения. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарные обработки рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы. Практическая деятельность. Составление технологических карт по приготовлению блюд. Сервировка стола. Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии. (2 часа) Теоретические сведения. Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля. Практическая деятельность. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии. Раздел 8. Технологии получения, обработки и использования информации. (2 часа) Теоретические сведения. Что может быть источником информации для человека и других живых организмов;по каким каналам можно получить необходимую информацию;характеристика методов наблюдений, опытов, экспериментов для сбора необходимой информации. Практическая деятельность. Выбор необходимой для жизни и деятельности источник информации. Раздел 9. Технологии растениеводства. (3 часа) Теоретические сведения. Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Практическая деятельность. Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов. Раздел 10. Технологии животноводства. (2 часа) Теоретические сведения. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным. Практическая деятельность. Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Раздел 11. Социально-экономические технологии. (3 часа) Теоретические сведения. Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование. Технологии опроса: интервью. Практическая деятельность. Составление вопросников, анкет и тестов для учебных предметов. Проведение анкетирование и обработка результатов. Межпредметные связи. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с биологией при рассмотрении и анализе технологий получения и преобразования объектов живой природы, как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; с физикой при изучении характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов, с иностранным языком при трактовке терминов и понятий. Информатикой. Изобразительным искусством. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов. Раздел 12 Технологии творческой и опытнической деятельности. Содержание тем внутрипредметного модуля«Геоинформационные системы» 1. Кейс ««Картографирование»» (7 часов) 2. Кейс «ГЛОНАСС» (4 часа) 3. Кейс «Программирование робота» (11 часов) Тематическое планирование № Название темы раздела, уроков, внутрипредметного модуля Раздел 1. «Производство» 1 Современные средства ручного труда. 2 3 Количество часов, 3 1 отводимых на освоение Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные каждой темы линии. 1 Входная контрольная работа 1 Раздел 2. «Методы и средства творческой и проектной деятельности». 5 4 Создание новых идей методом фокальных объектов. АКР 1 5 Техническая документация в проекте. 1 6 Конструкторская документация. 1 7 Технологическая документация в проекте. 1 8 Практическая работа «Сувенирное изделие» 1 Раздел 3. «Технология». 9 Культура производства. Технологическая культура производства 10 Культура труда 3 1 1 11 Практическая работа «Составить правила поведения в школе» Раздел 4. «Техника». 1 3 12 Двигатели.Воздушные двигатели. 1 13 Гидравлические и паровые двигатели. 1 14 Тепловые двигатели внутреннего сгорания.Реактивные и ракетные двигатели.Электрические двигатели. 1 Раздел 5. «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» 15 Производство металлов. Производство древесных материалов. 11 1 16 Производство искусственных синтетическихматериалов и пластмасс. 1 17 Особенности производства искусственныхи синтетических волокон в текстильномпроизводстве. Свойства искусственных волокон. 18 19 20 21 Технология изготовления поясного швейного изделия (Юбка) Конструированиепоясной одежды. Моделирование поясной одежды. Производственные технологии обработкиконструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластическогоформования материалов. Физико-химические и термическиетехнологии обработки конструкционныхматериалов. 22- Практическая работа «Лепка». 23 24- Творческий проект «Изделие для кухни» 25 Раздел 6. «Технологии производства и обработки пищевых продуктов» 26 Характеристики основных пищевыхпродуктов, используемых в процессеприготовления изделий из теста. 27 Хлеб и продукты хлебопекарнойпромышленности. 28 Мучные кондитерские изделия и тестодля их приготовления. 29 Технология приготовления изделий из жидкого теста 30 Технология приготовления изделий из слоеного и пресного теста 31 Урок-игра «Начинающий кондитер» 32 Переработка рыбного сырья 33 Пищевая ценность рыбы. Механическаяи тепловая кулинарная обработка рыбы 34 Морепродукты. Рыбные консервыи пресервы. 35 Урок-практика «Меню». Раздел 7. «Технологии получения, преобразования и использования тепловой энергии» 36 Энергия магнитного поля. Энергия электрического поля. 37 Энергия электрического тока.Энергия электромагнитного поля. 1 1 1 1 1 2 2 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Раздел 8. «Технологии получения, обработки и использования информации» 2 38 Источники и каналы получения информации.Метод наблюдения в получении новой информации. 39 Технические средства проведениянаблюдений.Опыты или эксперименты для полученияновой информации 1 1 Раздел 9. «Технологии растениеводства». 40 Грибы, их значение в природе и жизни человека. 41 Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. 42 Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Раздел 10. «Технологии животноводства» 43 Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. 44 Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным. Раздел 11. «Социально-экономические технологии» 45 Назначение социологических исследований. 46 Технологии опроса: анкетирование. 47 Технологии опроса: интервью. Раздел 12 Технологии творческой и опытнической деятельности. 48ВПМ. Кейс ««Картографирование» 54 55ВПМ. Кейс «ГЛОНАСС» 58 59 Итоговая контрольная работа ВПМ. Кейс «Программирование робота» 6070 Итого 3 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 22 7 4 1 11 70 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)